Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Эмоциономика для руководящих НЕчайников


Часть 1. Невероятно, но факт: демотивация как движущий фактор бизнеса

 Автор: Алекс Успенская
Сайт: http://www.еmotionomika.ru

Алекс Успенская - бренд-коуч, бизнес- советник, 8 лет опыта консультирования и решения задач собственников и ключевых менеджеров компании по построению внутрикорпоративных альянсов и взаимоотношениям с топ-клиентами.

Задача повышения эффективности работы и Руководителей и Сотрудников как всегда актуальна. По классике решения - она связана с проработкой системы мотивации. Вне зоны внимания остается бесконтрольно разрастающаяся корпоративная демотивация, провоцирующая делать бизнес не от ума, а «от нервной почвы. Источник и ресурс для устранения демотивации можно найти в личном воздействии Руководителей на Сотрудниках, проявляющиеся в пяти «управленческих грехах».

«Сотрудники могут, но не хотят думать
и действовать на максимуме или хотя бы вполовину своих
возможностей…»


Золотой век бизнеса позади?! Звучит немного странно. Бизнес – созидательная деятельность людей. Но не будем идеалистами, бизнес может быть и разрушающей деятельностью людей. Однако не будем заниматься моральными оценками по одной важной причине – морализаторство удел стареющего разума, который уже ничего не может изменить и даже не способен хотеть.

«Игра зависит от того, какой её видит игрок, бизнес-игра тем более» – эту «квантовую» аксиому примем за исходную и начнем двигаться вперед.

Уточняю: позади золотые годы бездумного финансового изобилия. Самодвижущий фактор – нарастающий поток инвестиционных денег – устранился, разумеется, исключительно по собственной воле, как того и требует разумное поведение капитала. Зато у нас в резерве всегда есть ещё один фактор – человеческий. А вот он теперь приобретает решающую величину, особенно если с ним работать осознанно.

Забудем все войны за таланты эпохи господства инвест-банков. Сегодня передовая бизнеса пролегает не на мифической полосе борьбы за соблазн молодых да ранних. Передовая глубже – в тылу, внутри компании. Там, где материальное накрепко перемешано с нематериальным, где находится энергетический запас компании. Там компетенции не являются абстрактными, а всегда и навсегда привязаны к их владельцам. Сотрудники компании, все без исключения, теперь становятся реальной движущей бизнес силой. Их избыток легко устраним, а вот недостаток – серьезно бьёт по бизнес-перспективам и возможностям. Тем более, когда недостаток связан с нехваткой ключевых для бизнеса компетенций, или их владельцы уходят из вашей компании.

Недостаток Сотрудников может быть физический – их просто не хватает, тогда это дело кадровой службы – привлечь недостающих людей. Но недостаток может быть и скрытый, например, интеллектуальный. Сотрудники могут, но не хотят думать и действовать на максимуме или хотя бы вполовину своих возможностей. А вот это уже угроза и продуктивности и эффективности бизнеса. Откуда у неё крылья растут?

Демотивация – расхолаживание, отстраненность, внутренний саботаж, ежедневная тайная итальянская забастовка, наличие без присутствия, изображение без содержания, самосовершенствующееся корпоративное ИБД (Имитация Бурной Деятельности). Демотивированный человек работает из страха, реагирует, шевелится, но как раб обстоятельств. А всем известна производительность рабского труда.

Демотивация, касающаяся ключевых Сотрудников – прямые потери бизнеса. Демотивация, владеющая остальным персоналом – ежедневная драматическая или апатическая атмосфера в компании. Организм, зараженный апатичным, депрессивным или истерично-пофигистским настроением, легко подвержен инфекциям. Компания, в которой бесконтрольно действует сильный демотивирующий фактор, пасует перед сложными, интересными и даже повседневными бизнес-задачами.

Вы думали, что бизнес-успех определяет наличие только сильно развитого и хорошо простроенного мотивирующего фактора? Нет.

Бизнес-успешность зависит не только от максимальной величины мотивирующего фактора (МФ), но и от минимальной величины демотивирующего (ДМФ).



Достаточно для того, чтобы задуматься и задать классический русский вопрос «Что делать?». Тогда перейдем к конкретике.

НЕ СЛИШКОМ УМНЫЕ РИСКИ

«Ни одна из реакций не предусматривает адекватного бизнес-решения
в ответ на негативно окрашенное событие. Но провоцирует и
Сотрудников и Руководителей на действие «не от ума, а от нервной почвы».


Человек устроен так, что негативная информация идет в приоритете. Не стоит открещиваться от своей биологической природы – даже амёба быстро реагирует на угрозу своему существованию. Поэтому и новостные программы полны сообщений о происшествиях и бедствиях, а катастрофы вообще самое телегеничное зрелище. И хотя отрицательные эмоциональные значения – не повод, чтобы сбежать, залечь в траншеи или спрятаться в кусты… И не повод, чтобы нажать кнопку ядерной атаки…Но инстинкт в случае опасности советует три выхода – сбежать, стоять и умереть (или как вариант – упасть и притвориться мёртвым).

Из человеческого пристрастного внимания к негативным факторам следует типичное и дорогостоящее для бизнеса действие, которое совершает руководство. Мы считаем, что страх мотивирует на оптимизацию действия. Где-то глубоко в душе мы в этом убеждены. Однако, если Сотрудникам сказать: «если вы не будете сегодня работать, завтра мы разоримся», как Вы думаете, они на самом деле оптимизируют свою работу, начнут работать лучше?

Событие с негативным эмоциональным значением, например кризис, падение продаж и т.п. в корпоративном социуме чаще всего провоцирует четыре вида реакции:

1. Возмущение: как такое может быть, куда смотрит руководство;

2. Отрицание: такого не может быть никогда, такого у нас быть не может, со мной точно такого не может быть;

3. Преуменьшение: да ладно, ерунда какая;

4. Страдание: я так и знал, что что-то случиться, как тяжко жить, как невыносимо работать в кризис.

Ни одна из реакций не предусматривает проработку адекватного бизнес-решения в ответ на негативно окрашенное событие. Но провоцирует и Сотрудников и Руководителей совершать действие «не от ума, а от нервной почвы».

Результат - львиная доля финансовых и человеческих ресурсов тратится не на выбор адекватного пути для достижения бизнес-целей, а на принятие знакомых решений, которые гарантируют снятие напряжения и психологическое успокоение.

Есть ещё одна стереотипная установка того же корня, но уже в позитивном отражении. Рассуждения из области управленческой теории и практики на тему – мотивация персонала. Размышления и предложения делаются, прежде всего, с точки зрения положительных эмоциональных значений. Поддержания, поощрения, продвижения… То есть, любой неуспех приписывается не достаточной проработанности положительных значимых мотивационных величин. А сила и направление демотивирующего влияния отрицательных величин остается вне поля зрения разработчиков мотивационных мероприятий.

Конечно, стремление обойти человеческую природу идея заманчивая, но утопичная. Чтобы не превращать управленческую реальность в среднестатистический ноль, предлагаю, когда мы работаем с мотивацией, не забывать о её противоположности. Нет, это не отсутствие проработанной системы материальных и нематериальных стимулов, а её вредная для бизнеса во всех смыслах противоположность – демотивация.

Именно демотивирующий фактор, воздействующий на Руководителей и Сотрудников надо учитывать как реальную мощно движущую к неуспеху силу. И видеть, анализировать и создавать систему мер уменьшающих его воздействие. Особенно когда кажется, что все не так плохо как могло бы быть.

Представьте себе, что из 100 Сотрудников мотивированными и приносящими пользу являются 20. Не удивительно классический принцип Вильфредо Паретто. А что если я Вам скажу, что эти 20 процентов ведут вас к бизнес достижениям, а оставшиеся 80 тоже не стоят на месте. Они движут Ваш бизнес в противоположном бизнес-достижениям направлении. Каждый день. То есть в лучшем случае, если эти 20 Сотрудников сверхпрофессиональны, Ваш бизнес мелкими шагами перемещается к успеху, прибыльности и развитию. А если нет, то работу демотивирующего фактора в Вашей компании можно описать так «шаг вперед два назад».

Вот ведь скажите, что за напасть.

РАБОТА НАД УСПЕХОМ:

Опознайте сколько ключевых признаков демотивирующего фактора действуют есть в вашей компании:

1. Уныло-апатичная или демонстративно-активная атмосфера в компании.

2. Долгое откладывание реализации принятых решений

3. Бесконечные заседания руководящего состава и малых групп без прагматичных следствий.

4. Опоздание с введением усовершенствований и новационных решений или отказ от инноваций, отвечающих текущей рыночной реальности.

5. Не соответствие уровня действий Сотрудников уровню их интеллектуального потенциала.

Если Вы отметили более 3-х пунктов Вам срочно надо переходить к действиям по уменьшению демотивирующего фактора в Вашей компании.

Если 1-2 пора провести диагностику и ряд профилактических мер.

Если ни одного у Вас идеальный бизнес, расскажите, где Вы находитесь, информация о Вашей компании должна печататься на первых полосах как пример высочайшей управленческой адекватности. Конечно, если Вы не слукавили...

ХОЧУ-МОГУ: ИГРЫ СТАНДАРТОВ

Пока Вы не измените привычный угол зрения, Вы будете упускать из виду
демотивирующий потенциал, содержащийся не столько в том, что «Сотрудники делают»,
а и в том «кто и как» это действие осуществляет.


Сколько не кричи «надо», дом от этого не построится, дело не сделается. Нужны люди, которые берутся и делают. Вот элементарное юмористическое распределение ваших Сотрудников по квадрантам.



Это на рисунке они красиво равномерно нарисованы, а в жизни распределение сложнее. Есть два слоя: тот, который Вы видите в сводке преподнесенной директором по персоналу, и тот, который Вы никогда точно не узнаете. Потому что Вам известно, сколько уволенных по несоответствию занимаемой должности – это те, которых Вы бессознательно определяете в квадрант «не могу и не хочу». Но Вам неизвестно, сколько людей и по каким причинам перекочуют завтра из самого продуктивного верхнего правого квадранта в нижний правый или в левый верхний в силу своей демотивированности.

Пока Вы не измените привычный угол зрения вы будете упускать из виду демотивирующий потенциал, содержащийся не столько в том, что «Сотрудники делают», а и в том «кто и как» это действие осуществляет, например, постановку задачи перед Сотрудниками, распределение работы, расстановку акцентов и т.п. То есть не обратите внимание на то чьи личные особенности, привычки и качества вырабатывают демотивирующий фактор. Почему?

Когда мы говорим слово «мотивация» в применении к бизнесу, мы по сути дела подразумеваем меры и обстоятельства, стимулирующие желание эффективно и продуктивно работать. Меры и обстоятельства, как понятия «что» и «когда», стоят рядом вполне умышленно.

Обстоятельства (когда?) – статический фактор, он случается, воздействовать на него можно, изменяя отношение к происходящему.

Меры (что?) – динамический фактор влияния на желание работать, их можно применять в реактивном или проактивном режиме.

Но, кроме того, есть ещё третий фактор – внутренне обусловленное стремление человека (кто?) работать (как?). Оно определяется вопросами КТО и КАК. Говоря проще, когда желание работать есть, это значит, что КТО (Сотрудник или Руководитель) с продуктивного угла воспринимает или создает обстоятельства и готов предпринять меры для его реализации. А вот если желание работать исчезает – что тогда? Если сбоит внутренняя составляющая – человек сам уходит, ставя в известность, или остается на рабочем месте и включает безотказный механизм ИБД. С Вашими Руководителями и Сотрудниками так бывало?

В христианстве есть понятие смертного греха – не как конкретного действия, а как состояния сердца. Убийство желания работать (с удовольствием, от души) – есть самый страшный грех в бизнесе. Демотивация – просто научное название для него, немного утешающее тем, что смерть такого желания наступает не мгновенно.

Как говорится в бизнес-рай хочется, да грехи не пускают…

РАБОТА НАД УСПЕХОМ:

Определите сколько признаков исчезающего желания работать уже проявляют себя в вашей деятельности

1. Вы постоянно повторяете фразу, что бизнес-это не праздник, а рутина не страшна только творческим людям.

2. Вы устали от мелочного пошагового контроля, но без него ничего не движется.

3. Вы устали разъяснять, уговаривать и требовать самостоятельности от Сотрудников, которые постоянно ждут подтверждения уже отданных распоряжений.

4. Задумываясь о нововведениях Вы их постоянно откладываете так как погрязли под грузом проблем и забот.

5. У Вас нет сил и желания думать о будущем компании, Вы фокусируетесь на оптимизации или выживании бизнеса в конкретный момент.

Если Вы очень большой босс, оцените не только свою деятельность, но и деятельность ваших Руководителей или ключевых менеджеров.

Cм. продолжение


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian