Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Бизнес-консультации: какие классы бизнес-задач, за какое время и при каких условиях может помочь решить Заказчику бизнес-консультант?

 Автор: Макатрова Надежда Сергеевна,
Директор Консалтинговой компании «Конкретика» (г. Москва)
Сайт: http://www.concretica.ru

Примечание Редактора портала TREKO.RU: данный материал – реплика Автора в обсуждении проблем рынка тренингов и консалтинга-2009, с которым можно ознакомиться здесь.

Не берусь делать обобщения для всего рынка, поделюсь наблюдениями из опыта нашей компании.

ЗадачиВ чём суть задачиУсловия и особенности решения
Аудит идеиК нам не раз обращались Заказчики, у которых возникла идея некого нового проекта, как правило, в смежной для них отрасли, которую они просят оценить с точки зрения жизнеспособности. Заказчик – обычно он же собственник бизнеса и директор – придумал, а чаще увидел где-либо (например, за границей) интересную бизнес-модель, которую хочет повторить своими силами.

От бизнес-консультантов требуется провести анализ перспективности идеи в имеющихся условиях и с имеющимися ресурсами.
Как правило, опытный предприниматель на порядок лучше 90% консультантов разбирается в жизнеспособности бизнес-моделей, зная «подводные камни» российской действительности...

Но у него нет времени детально изучать специфику рынка и нюансы нового бизнеса. Поручить такую работу своим Сотрудникам он не решается в силу их недостаточной квалификации + «нет Пророка в своем Отечестве».

Поэтому реально консультант может помочь:

- В проведении грамотного бенчмаркинга или «простого» сбора материалов и статистики по теме;

- В анализе потребительских предпочтений;

- В получении информации от экспертов отрасли о ситуации в этой нише;

- В поиске возможных Партнеров для Заказчика и анализе схем работы с ними.

Главная опасность заключается в том, что консультанты часто берутся за анализ идей, будучи не в состоянии дать адекватную оценку идеи из-за непонимания специфики отрасли, недостатка знаний и опыта либо банального нежелания «глубоко копать».
Исследова-
тельские
Подразумеваются маркетинговые и социологические исследования. И хотя исследованиями занимаются специальные агентства, но зачастую эта задача идет как «вложенное действие», например, в задаче разработки предвыборной стратегии или стратегии брендинга региона или рекламной кампании сети магазинов, которая стоит перед консультантами.

Бывает, что компания просит консультацию о том, как лучше получить ответ на тот или иной бизнес-вопрос, т.е. в штате нет Специалиста по исследованиям, и нужна помощь в составлении плана исследования, при разработке анкет, при создании системы контроля за достоверностью и т.п. При этом само исследование может проводиться Заказчиком или внешними агентствами, а консультант выступает этаким «своим аудитором».
Учитывая, что Заказчик не всегда владеет полной информацией о ситуации на рынке и почти всегда дает субъективную оценку, приукрашивая реальное положение дел в компании, консультантам приходится осуществлять проверку достоверности представленных сведений.

Способы такой проверки могут быть разные:

- задавание вопросов по check-листу ключевым Сотрудникам;

- несколько интервью с экспертами из отрасли;

- краткий обзора материалов в Интернет;

- проведение полномасштабных исследований и др.

От масштаба «пробелов» зависят срок решения задачи и цена этого решения.

К этому стоит добавить, что во многих российских компаниях и организациях процедура сбора информации не только по отрасли, но и по своей собственной компании хромает. Далеко не везде есть автоматизированные системы учёта, каждое подразделение собирает «свой» кусочек общей картины и не очень-то хочет делиться информацией с соседними подразделениями.

В этом случае от консультанта требуется:

- составить грамотное ТЗ для Сотрудников Заказчика на сбор информации;

- заставить-таки Сотрудников Заказчика всю эту информацию собрать;

- проанализировать её и в приличном виде представить Заказчику на утверждение – «исходная точка».

Неудивительно, что, получив, наконец, сводную информацию о работе компании от своих Сотрудников в структурированном виде, Заказчик вдруг понимает, что картина для него прояснилась, и дальнейшая консультация не требуется.


На креатив Мы подразумеваем под этим разработку ИДЕИ, помогающей решить исходную бизнес-задачу (например, привлечь Клиентов в новый магазин) и план её реализации.

Например, в нашем случае это могут быть:

- Разработка стратегии продвижения (организации, человека, территории, проекта),

- Разработка нового вида сервиса или услуги для Клиентов,

- Разработка рекламной кампании в целом,

- Разработка составных частей рекламной кампании: слоганов, рекламоносителей, идей для печатной продукции и наружной рекламы, написание текстов и т.д.
Очень часто креатив связывают с рекламой. Но это далеко не всегда так.

Например, возможность купить товар через сайт с помощью кредитной карты или интернет-деньгами может дать гораздо больший эффект, чем красочная рекламная кампания. А продажа готовых «пакетов услуг» увеличит доход с одного Клиента больше, чем купоны на последующие покупки или подарки т.д.

Не секрет, что рекламные агентства, которые тоже с удовольствием берутся за задачи по рекламному креативу, часто стараются заодно продать Заказчику дорогое размещение. И в этом смысле консультанты экономичнее агентств, т.к. у Заказчика есть возможность, имея на руках готовые идеи, выбирать оптимальные для себя рекламоносители.

И ещё одна задача консультанта – разработать такую идею, которая потребует минимальных затрат на реализацию.

Конечно, задачи на креатив могут решать и Сотрудники Заказчика, но, как правило:

- у них срабатывает инерция мышления;

- они редко собирают картотеку удачных ходов по своей и смежной отраслям;

- часто они сидят на откатах рекламных агентств;

- и «нет Пророка в своем Отечестве».
На оптими-
зацию структуры
Обычно речь идет об оптимизации всей оргструктуры или работы отдельного подразделения (в нашем случае – пресс-службы, отдела маркетинга или рекламы, отдела продаж).

Как правило, это проверка функционала и методов работы, оценка загрузки, аудит рабочих планов.
О выполнении такого рода задач написано множество книг и статей, поэтому не буду повторяться. В данном случае сторонний взгляд консультантов действительно полезен, но очень часто консультантов приглашают потому, что:

- у высшего руководства нет времени наводить порядок на местах, а руководители отделов покрывают своих подчиненных, т.к. конкурируют с другими отделами за любовь руководства и бюджет;

- руководство заранее знает, что нужно перестроить, и знает, что это будет болезненно, и потому нанимает консультантов, чтобы Сотрудникам было кого ненавидеть;

- руководителю организации, филиала, отделения надо отчитаться перед руководством управляющей компании об оптимизации работы.

К сожалению, консультанты не всегда могут или хотят мыслить системно и разрабатывают, к примеру, структуру отдела без учета «глюков» смежных подразделений или компаний-партнеров. В итоге новая структура оказывается ещё хуже прежней.
На внедрение Это тот случай, когда Заказчик говорит: «Все, что Вы сказали, очень правильно и хорошо, только кто у меня это будет делать? Мои точно не смогут. Раз Вы предложили, то и помогите сделать».

Причина этого – недооценка или реально низкая квалификация Сотрудников Заказчика + экономия по срокам и хоть какая-то гарантия будущего результата.
Речь идет о проектах «под ключ»: исследования, рекламные кампании, оптимизация и пр.

Консультанты не любят такие проекты. И не только потому, что они выявляют истинную эффективность предложенных идей, но и потому, что они очень трудоёмки. Так, если компания небольшая, то пара-тройка таких проектов «под ключ» заставляет компанию все последующие заказы откладывать «на потом», а это риск, что жаждущий Клиент поищет другого Исполнителя.

Второй момент: редкий проект «под ключ» может совсем обойтись без взаимодействия с Сотрудниками Заказчика и их «глюками». Вдобавок Заказчик всё равно будет задействован для всевозможных уточнений, согласований, утверждений. Это важно понимать.

Внедрение – это всегда дорого, гораздо дороже, чем если бы работа выполнялась Сотрудниками Заказчика. Неудивительно, что почти после каждого такого проекта Заказчик говорит нашим Сотрудникам: «Давайте мы возьмем Вас в штат». :)


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian