Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Рецензия на книгу: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей. 62 софта для мозга, СПб, «Питер», 2008 г.: часть 2.

 Автор: Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Викентьев И.И.,
2009 г.

Теперь – непосредственно о 62-х обещанных Автором на обложке способах решения креативных проблем.



(См. часть 1: Оценка теоретических рекомендаций Эдварда де Боно »»»)

Эдвард де Боно о решении
творческих и практических задач
Рецензенты
«АЛГОРИТМ

1. Определите, какую проблему вы будете решать.
Это может быть общая или специфическая
проблема. Примеры некоторых проблеем приведены ниже. Вы можете воспользоваться собственными примерами, но только после того, как достаточно потренируетесь решать те, что приведены здесь.

- Кражи из автомобилей на парковке.
- Мальчик, свалившийся в реку.
- Кражи в супермаркетах.
- Пробки на дорогах.
- Злоупотребление алкоголем среди молодежи.

2. Выберите четыре случайных слова.

3. Покажите, как предмет, обозначаемый одним из слов, поможет решить данную проблему.

ПОДСКАЗКА

В данном упражнении необходимо опираться на сам предмет или явление, обозначаемые словом, а не на идеи, порождаемые им.

ПРИМЕР

Проблема: как привлечь больше туристов в прибрежный курортный городок.

Четыре случайных слова: трактор, сказка, благоразумие, США.

Первая мысль: обширная реклама в США (если сам городок находится не на территории США).

Дальнейшие идеи:

Придумать сказку, легенду, историю о городе или области, где он расположен и включить ее в книги, фильмы и т. д.».

Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 61-62.
Творческого решения нет…

Нужно быть полным дилетантом в туристическом или ресторанном бизнесе, чтобы не знать, например, что включение легенды в книги и фильмы – это стандартное и широко известное под названием «Product placement» решение – и к тому же весьма затратное.
«АЛГОРИТМ

1. Определите проблему. Можете выбрать проблему из списка, приведенного в игре 15, или придумать свою.

2. Выберите одно случайное слово.

3. Покажите, каким образом вызванные этим словом идеи способствуют решению проблемы.

ПОДСКАЗКА

Идеи, понятия или образы можно извлекать из случайного слова и применять к проблемной ситуации.

ПРИМЕР

Проблема: как привлечь больше туристов в прибрежный курортный городок.

Случайное слово: радость.

Первая мысль:

Организовать ежегодный «фестиваль счастья». Обеспечивать счастливцев бесплатным (или со скидкой) проживанием. Награждать счастливцев призами или медалями.

Следующие идеи:

Открыть в городе школу по подготовке клоунов. Нанимать клоунов на работу в кафе, рестораны, гостиницы и т. д. Устроить ежегодный фестиваль клоунов».

Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 63-64.
Как и в предыдущем случае:

- Организация различных фестивалей – в том числе костюмированных – известное решение;

- Непонятно, почему туристы будут выбирать данный городок именно по наличию в нем большого количества клоунов?…

Важный вопрос: возможно ли и насколько сложно получить данную идею БЕЗ использования данного алгоритма? Не знаем как Ваш, а наш ответ – да, подобные слабые идеи получаются без использования каких-либо алгоритмов…
«АЛГОРИТМ

1. Выберите пять случайных слов.

2. Покажите, как можно увеличить привлекательность любого из выбранных слов с помощью любой черты, ассоциации или понятия любого из остальных слов.

3. Постарайтесь проделать упражнения с как можно большим количеством слов.

4. Объясните, почему ваш выбор способствует увеличению привлекательности данного слова.

ПОДСКАЗКА

Старайтесь, чтобы предлагаемые ценности были как можно более очевидными и могли применяться в обычных обстоятельствах.

ПРИМЕР

Пять случайных слов: трамвай, ожерелье, дыня, парламент, парад.

Идеи:

Чтобы увеличить популярность парламента, возьмем идею парада: пусть члены парламента раз в месяц проходят маршем по улицам, чтобы простые люди могли их узнать и пообщаться с ними;

Кроме того, можно ввести своего рода опознавательные ожерелья для членов одной политической партии, министров и т. д.;

Есть дыню на ходу не очень удобно, но можно воспользоваться идеей ожерелья, то есть прикрепить дыню к шлейке, перекинутой через шею;

Многие люди не любят парады из-за того, что им приходится много ходить пешком. В таком случае, чтобы увеличить привлекательность парадов, можно воспользоваться идеей трамвая: участники парада будут передвигаться по улице, стоя на открытых платформах, которые едут по трамвайным рельсам».

Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 133-134.
На наш взгляд перечисленные идеи либо банальны (как парад на платформах), либо абсурдны (как идея с дыней). Предлагаемый алгоритм годится в лучшем случае для того, тобы хоть как-то «стронуть» с места воображение уж очень закостенелых людей…


«В случае, если вы тщательно и ответственно проделали все предложенные упражнения, вы должны были развить и усовершенствовать не только свои умственные способности в целом, но и навыки творческого мышления в частности. Конечно, есть люди, уверенные, что любой систематический подход полностью противоположен творческой деятельности. Такой взгляд абсолютно неверен и выражает полное непонимание самой природы творческого мышления, которое является поведением самоорганизующейся информационной системы, образующей асимметричные модели.

В книгу включены 62 игры-упражнения, что составляет 52 + 10. Такой расчет предполагает, что вы выполняете по одному упражнению в неделю в течение года. 10 дополнительных упражнений рассчитаны на чрезвычайно энергичного читателя, которому недостаточно одного задания в неделю».

Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей, СПб, «Питер», 2008 г., с. 162.
Фактически: в книге указаны не 62 стратегии, а всего одна и давно известная: введение в ситуацию какого-то одного либо нескольких случайных элементов.
На стр. 166-189 автор предлагает «Таблицы случайных слов» Есть более простой метод известный ещё в средневековье и даже современным детям из фильмов «про шпионов» – случайные слова находятся в любой книге, открытой на случайной странице, уж не говоря о датчиках случайных чисел или генераторах случайных слов.


Подведем итоги.

Реально у Эдварда де Боно был материал на 1 небольшую статью об известном подходе: введении случайности в творческий процесс… Но он написал книгу.

Можно спорить об оценках, но в рецензируемой книге много фактических ошибок и невыполненных обещаний.

Уважаемый профессор не смог привести ни одного серьезного (не-клоунского) решения небанальной задачи.

Думаем, это – главная характеристика книги и её автора.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian