Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Секрет «швейцарского чуда» Иоганна Генриха Песталоцци

 Автор: Захаров Игорь Сергеевич,
доц. каф. Инженерной защиты окружающей среды,
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

Для сегодняшнего поколения Швейцария – «страна чудес молочных», богатое государство с конкурентоспособной экономикой, с блестящей системой высшего образования. Но, кто её создал, откуда появились все блага, с неба что ли свалились?

Марксистские учебники объясняли любое преуспевание буржуазной страны «присвоенной прибавочной стоимостью». Вот мы и видим сегодня в России строй, где реализован буржуазный строй по Марксу: он весь основан на присвоении верхушкой национального достояния за бесценок. Стала Россия от этого уважаемой капиталистической державой Европы?..

«Мы такие же, как вы!» - всерьез, а не в издёвку заявляют европейским политикам и бизнесменам представители российской власти, исповедовавшие в «реформах» три принципа: «законного» грабежа, дележа и кутежа.

Зарубежные политики теряют дар речи от таких сравнений, ведь их страны создавались совсем на иных основах…

Немного коснусь забытой истории Швейцарии. В XVIII веке на швейцарской земле возник духовный ренессанс, созданный молодыми подвижниками, один из которых известен всей планете.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и служанкой, простой крестьянкой. Образование получил в высшей школе имени Карла Великого, основанной еще в 1523 г.

Восхищает нравственная чистота устремлений швейцарского подвижника при поиске себе цели в большой совместной работе государственного строительства. Песталоцци пишет: «Обстоятельства и условия жизни уже смолоду привели меня в среду страждущих и униженных – вдов, сирот, обремененных заботами разных бедных людей. Я стал доискиваться до источников зол, которые в нашем отечестве низвели народ до положения гораздо более низкого, чем он должен был занимать».

И он понял, что дело в несовершенной системе образования, причем не только в Швейцарии, но и во всей Европе.

Этот вроде бы отрешенный от мирской жизни человек, ходящий пешком, не имеющий вилл, земель, решил сам «радикально излечить недуги школьного дела, которые лишают сил большинство народов Европы»!

Что, в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших сословий, которым некому было нанять репетиторов, и наблюдал, что они усваивают из урока. Если они не понимали предмета, то Песталоции не считал детей тупицами и олухами, а обвинял себя в том, что это он сам плохо объяснил урок и искал новые формы преподавания. Такая работа вела его от одного педагогического открытия к другому. Позже люди всех сословий благословляли Песталоцци за то, что их дети стали легче усваивать материал школы.

В своем произведении «Метод» Песталоцци постоянно соотносит недостатки школьного обучения с развитием всей Европы: «Я… задаю вопрос: что сделала Европа для того, чтобы привести элементарные средства человеческого познания, которые мы приобрели в результате многотысячелетних усилий в соответствие с существом человеческого разума, чтобы использовать сущность этих законов в организации своих учебных заведений, в преподавании языка, рисования, письма, чтения, счета и измерения? Я ничего подобного не вижу… Очевидным результатом… системы обучения, при которой беднота получает в школах клочкообразные, лишенные психологической основы, бессистемные знания, является огрубление чувств, односторонность, поверхностность и самонадеянная пустота, которая характерны для народных масс нашего времени».

Песталоцци не идеализировал народные массы, но и подчеркивал, что такое социальное положение лишает сил державы и целые континенты.

Этот мудрый взгляд нашел отклик у государственных деятелей того времени. На средства, пожертвованные Александром I, работы Песталоцци были переведены и опубликованы в Российской империи. Великий педагог скончался в 1827 г., пережив императора на два года.

Уже в XVIII в. мыслители Европы обнаружили, что силы государства и даже континента можно подорвать или, наоборот, приумножить, в зависимости от организации средней школы.

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией школьника. Они помогли Швейцарии построить новую школу, выпускники которой прославили и развили страну.

Учитывались эти законы Песталоцци в системе образования России, СССР, что позволяло готовить хороших специалистов, но вот пришли к власти, плюющие на все, кроме «прибавочной стоимости», в первую очередь на среднюю школу, и подорвали силы России.

«ЛЕСТНИЦА» ЗНАНИЙ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы ПРЕЖДЕ, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в статью «Как Гертруда учит своих детей», гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: «все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость ОТДЕЛЯТЬ НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТ ТЕОРИЙ О НЕМ.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?»- восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».

НАКОНЕЦ, ПЯТОЕ ПРАВИЛО призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».


Вчитайтесь в эту систему, каждое правило которой подтверждено не только многими десятилетиями подвижнического труда, но и экономическим взлетом Швейцарии, Германии и всей Европы, о которой думал Песталоцци. А также России XIX века, где слоговая азбука открыла миллионам путь к грамоте.

Мне пришлось испытать на себе, что происходит, когда учащемуся неясны исходные понятия. Я в детстве ходил в кружок физики при Дворце пионеров. Наш преподаватель упирал на решение задач, хотя куда больше мне и всем остальным запомнились впервые виденные лазерные голограммы и светодиоды. Школьники их с восторгом воспринимали «всеми видами чувств».

В задачах же нужно было использовать понятия тригонометрии: «синуса», «косинуса» и т.п., которые мы ещё не прошли в школе. Знал их лишь один парень из примерно 10 кружковцев. Занятия превратились для нас в мучительные высиживания, а этот единственный казался светилом науки... Каково же было потом мое удивление, что ОДНОГО УРОКА в школе, где учительницей были просто разъяснены азы тригонометрии, было достаточно, чтобы легко решать куда более сложные задачи.

Такие же препятствия встретились при посещении в другом классе кружка биологии, где его участникам определили задачу наблюдать за белками. Нам, школьникам-горожанам, ничего не было известно о повадках белок, и мы не знали, Как нужно наблюдать за животными и зачем? Сегодня я, как преподаватель вуза, учитываю эту проблему, когда поручаю даже хорошим студентам что-нибудь исследовать. Их же никто и по сей день не учит навыкам натуралистов.

Примечание Эксперта портала TREKO.RU Викентьева И.Л.: справедливости ради нужно отметить, что в современной педагогике часто используется обратный педагогический приём - педагог, учитывая зону ближайшего развития учащихся, лишь «подводит» их к нужной мысли, но открыть, изобрести правило они должны сами:

ПОЧЕМУ БЕСПРАВНЫ РОДИТЕЛИ?

Преподаватель вуза обычно встречается сегодня с ситуацией, когда у студентов младших курсов имеются именно клочковатые, отрывочные знания. При этом каждый из них может принести 20-страничный реферат, скаченный из Internet’а, и почти полчаса его читать. Простой же вопрос на понимание повергает студента в состояние «грогги»...

Если эта картина наблюдается в массе, значит виноваты не студенты, а школьные методики обучения. Обучают массе фактов, а не принципам, кроме того, нет отсчета от житейского опыта самих школьников.


Приведу пример, как нелегко понять школьнику и студенту опасность вредных излучений: ультрафиолета, рентгеновского, гамма-излучения, если все параметры их даны в разных единицах, устоявшихся в своей области физики. Я сам сначала терялся в этом мелькании показателей. Самое главное, что на примере своих учащихся я видел, что они не могут оценить вредность количественно. И однажды убедился на практике в ценности идей Песталоцци.

Ключом к пониманию оказалось сравнение энергии безвредного видимого света с опасными излучениями. Энергия кванта ультрафиолета будет БОЛЬШЕ безвредной в 1,2-40 раз, рентгеновского излучения в 40-40 млн. раз, а радиоактивного гамма-излучения – больше, чем 4000- 40000 млрд. раз! После такого сопоставления, я почувствовал, что студенты буквально съёжились от представленных ими в воображении масштабов опасности. Многим тогда становится понятной вредность даже малых доз радиоактивного вещества. Они легко сами объяснят себе, что такое «мягкое» и «жесткое» рентгеновское и УФ-, гамма-излучения и какое из них опаснее.

Писать учебники, соблюдая правила Песталоцци, необычайно трудно, поэтому в старой России и СССР они долго отрабатывались, а затем издавались десятилетиями. «Дикий рынок» 1990-х объективно оказался не заинтересован в понятных детям учебниках, так как любая замудренность увеличивала число частных уроков и репетиторов.

Если правительство не на словах, а на деле заботится о качестве образования, то оно должно произвести пересмотр имеющихся учебников и привлечь к их корректировке успешных учителей с большим стажем и преподавателей вузов.

При Ельцине стали особо оплачиваться в школах так называемые «авторские программы». Вместо того, чтобы оценивать РЕЗУЛЬТАТ обучения школьников, то есть, кто из учителей объясняет доходчивее и быстрее, стали превозносить новую ФОРМУ подачи материала без связи с результатом! Я знаю, что не только школьники, но и родители буквально воют от некоторых «авторских программ» и таких же учебников.

Родители порой находят старые советские издания, тайно преподают по ним, и ребёнок говорит: теперь я всё понимаю! Наоборот, иной раз профессор физики, химии, математики, пытаясь объяснить внукам или племянникам тему по их учебникам, вдруг хватает эту методическую «новацию» и швыряет ее об стену с возгласом: с такими «курсами» и я бы не знал ничего!

Очень жаль, что правила Песталоцци не изучаются в курсе педагогики, преподаваемой аспирантам вузов. Ведь они будущие методисты и, возможно, авторы новых учебников. Факт: защитивший диссертацию порой не знает даже приблизительно, как надо начать лекцию, как методически преподавать материал студентам.

Хотел бы обратить внимание на полное бесправие родителей при выборе образовательной политики в масштабах России. Пора уже создавать политическую партию «Родители и преподаватели за качество образования», чтобы выступать единым фронтом против законов, протаскиваемых «партией одобрямса» в угоду политической конъюнктуре.

А миллионы родителей затем будут расплачиваться за это своими детьми, их будущим, заработанными тяжёлым трудом деньгами. Мало ли что захотят марионеточные власти принять в качестве «обязаловки» для школ, для того, чтобы порадеть ЕС, Всемирному банку или МВФ, списать какой-нибудь грязный должок. Нужен противовес против дурных решений и законов в лице партии или иной общественной силы в лице родителей и учителей.

Пока же вузовские преподаватели вынуждены выполнять работу школьных учителей, напоминая студентам, что такое синус, кислота, основание, восстанавливая связи между понятиями, например, объясняя, что щелочные металлы связаны с формулами щелочей, а кислотные осадки с кислотообразующими газами.

Положение вузовского педагога сегодня иногда напоминает работу офицеров флота с новобранцами из глубинки, у которых спрашивают, что измеряет амперметр, а лишь потом двигаются к более сложным предметам. Но в университете это приводит к потере времени на «латание дыр» в системе знаний, оставшихся как следствие развала среднего образования.

Я привел правила педагогики Песталоцци, чтобы родители знали, что усилия в образовании детей полезно направить, в первую очередь на то, чтобы ребенок сам удостоверился в свойствах и формах предметов, а его любопытство было направлено на выяснение их связей в природе. Пособия для школьных учителей должны содержать факты, доказательства, понятные школьникам на примерах из их личного опыта.

Почему же появились в Швейцарии такие подвижники как Песталоцци? Вот, что великий педагог писал об условиях, сформировавших его личность: «Жил я в такое время и в такой стране, где образованная молодежь была охвачена всеобщим стремлением к свободному анализу причин испытываемых страной бед, в чем бы они ни проявились, и исполнена горячего желания их устранить».

С этого начинается истинное величие державы.


Место первой публикации – газета «Новый Петербург» от 01.11.2007.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian