Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

По ком плачет Рособрнадзор, или сертификация бизнес-тренеров и консультантов




Модестов Сергей Юрьевич,
кандидат педагогических наук,
Директор консалтинговой компании «Управление знаний» (г. Санкт-Петербург)
modestov-s@mail.ru


1) Сейчас многие авторы, пишущие про тренинговый и консалтинговые рынки, про рынок краткосрочного образования, поднимают вопрос лицензирования, сертификации и вообще, говоря ёмко, «наведения порядка».

Интерес вызывает то, что большинство авторов – судя по тональности публикаций – в первую очередь видят себя раздающими эти самые сертификаты и лицензии, но никак не получающими их в поте лица из чьих-то там рук…

Сказать напрямую: «Давайте я всем буду выдавать лицензии за деньги» как-то совестно, а вот порассуждать на эту тему, как бы исподволь подводя к идее лицензирования, сертификации и оценке тренингов, вполне допустимо…

Кроме этого, см. материал И.Л. Викентьева как люди, берущиеся за сертификацию не в состоянии поставить и решить ряд несложных профессиональных задач.

2) Также неоднократно было замечено, что схожие рынки проходят схожие этапы в своем развитии с «люфтом» в несколько лет.

Поэтому хотелось бы рассмотреть, что происходило на соседних образовательных рынках – а именно, на школьном и вузовском. Почему эти сектора соседние – догадаться не трудно. Есть возрастная последовательность: сначала человек посещает детский сад, затем – школу, после – вуз, а после вуза – выходит на работу. И тренинговый рынок, как и рынок дополнительного образования – по сути, рынок обучения взрослых.

Итак, школа. Какой же ресурс можно делить на таком, казалось бы, тихом рынке? А очень простой. Детей. В смысле – наполняемость классов. В 1992 году, в связи с эффектами перестройки в нашей стране, рождаемость рухнула. Родильные дома, а затем детские садики стояли полупустые. Наполняемость была в разы ниже нормы. Затем эта волна спада дошла до школы. Школы во многих городах стояли, как замки – даже без привидений. Вместо трех классов в параллели – сначала по два, потом – по одному. Потом классы – через раз: в этом году наша школа учит 3, 5, 7, 9 – а соседняя, соответственно, 4, 6, 8, 10. Если удавалось набрать первый класс – коллектив очень радовался. К концу девяностых ситуация как-то выправилась, жизнь также последовательно вернулась в садики, затем в начальную школу. Сейчас уже до уровня 6-8 класса школы в большинстве городов выглядят вполне добротно.

Но эта «демографическая яма» идет впереди. Наступает 2009 год – первый год, когда неродившиеся в 1992 году и позже люди не пойдут в вузы. Об этом мною уже писалось.

Так выглядит прелюдия к тренинговому рынку. Как ни крути, главным регулятором образования в стране выступает государство. Не надо тешить себя иллюзиями, что рынок дополнительного образования – очень свободный и работает только по законам конкуренции. Во многом, рынок дополнительного образования, в том числе его тренинговый сегмент – это превращенная в прибыль недоработка государственной системы подготовки кадров. Это те люди, что не получили некую социально востребованную специальность, и им приходится доучиваться до «ликвидной» профессии за свои деньги либо за деньги работодателя.

Так вот, в сложившейся ситуации интересно выглядит проблема лицензирования. Министерство образования и науки заблаговременно, в июне 2004 создало Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор. Главная задача ведомства – проверка вузов: насколько они хорошо работают.

Если отвлечься от официальных обоснований, Рособрнадзор стал готовить рынок к провалу 2009 года. Выглядит это очень нехристиански. Сегодня в РФ – около 3000 вузов. Их численность планируют снизить – не исключено – до 600-700. Это обосновывается низким качеством образования в вузах, демпингом и прочими нехорошими вещами. Однако, вопрос возник строго в преддверии 2009 года – когда во весь рост встала проблема выживания госвузов. К слову заметить, автор данных строк скорее «за» в данном случае. Расплодившиеся частные вузы действительно приторговывают дипломами, качество образования действительно упало; госвузы действительно учат лучше – все правда.

3) Выводы просты. Когда жизненные ресурсы сегмента резко ограничиваются, исчезает определенный пласт наивных разговоров. Все наивные разговоры о сертификации в стиле: «А давайте мы будем выдавать вам лицензии за деньги» будут спадать лет через пять – когда демографическая яма подойдет к порогу выпуска из вузов и затронет рынки труда. Длина это ямы – почти 10 лет.

Кроме этого, в Законе о техническом регулировании прямо указано о недопустимости монополизации кем-либо услуг по сертификации.

Возможный прогноз гласит: в таких условиях с рынка исчезнут большинство несерьёзных участников, а оставшимся серьезным сертификаты будут не нужны – их и так все будут знать.

И порядок возникнет сам собой – как это можно наблюдать в ближайшие годы на вузовском рынке.

См. также:
  • Модестов С.Ю., Реклама, PR, вуз. Чему и как учить?

  • Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru/

  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru/str/ais/ron/

  • Столяров Д.Ю., Большинство российских вузов закроют. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/56136



Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian