Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

Как стать консультантом? Как открыть консалтинговую фирму?


С чего начать открытие компании в области бизнес-консалтинга? Как развивать его? И как развиваться в управленческом консультировании, с чего начинать?


Абу-Навас Василина
Генеральный директор объединения «Практик»
(г. Иркутск)
http://www.praktik-irk.ru/
E-mail: vasilina@praktik-irk.ru


С цели. Все как и полагается классикой жанра. Важно определить что Вы хотите от бизнеса. И здесь уже без сантиментов и личного, только бизнес: каким он должен быть, какие позиции, репутацию он должен иметь.

Важно определиться какой продукт Вы будете реализовывать, с помощью каких инструментов. Потому что управленческое консультирование – понятие растяжимое, подходов и инструментов также есть несколько. Если конкретной картинки еще нет, то начать можно 3-мя путями:

Вариант N 1: Заключить контакты с опытными консультантами и тренерами, услуги которых Вы будете продавать, т.е. станьте провайдером. В этом случае также важно определить направление деятельности, дабы не «размываться» на все и на вся. Стать помощником опытных специалистов, учиться у них, участвовать в оказании услуги, нарабатывать опыт, учится. В какой то момент Вы поймете, что можете самостоятельно. Главное, сразу договориться с партнерами о том, что Вы будете учиться у них. По сути - сформируйте для себя команду учителей.

Примечание Редактора портала TREKO.RU: см. также материал: Почему выгодно заключать Лицензионные соглашения с Разработчиками


Вариант N 2: Пробовать что-то делать самим, нарабатывая опыт, примеры, систематизируя их. В этом случае также выберете направление: подбор персонала, оценка, обучение. Главное – не хвататься за все сразу. Если Вы планируете «продавать себя», тогда оказывайте ту услугу, которую Вы уже умеете делать качественно. Приведу свой пример: я начинала со Школы торговых представителей: до своего бизнеса я работала менеджером по обучению в торговой компании, в мои обязанности входило: набор торговых представителей, адаптация, обучение, разработка новых программ, обучение супервайзеров. Во-первых, на момент открытия своего бизнеса была хорошая база контактов с рынка; во-вторых, я не понаслышке знала все проблемы, с которыми сталкиваются, как торговые представители, так и компания-работодатель, поэтому знала важную вещь – потребность рынка с двух сторон.

Идея была простой: у людей есть потребность устроиться на должность торгового представителя, но часто не берут без опыта работы; у компаний есть постоянная потребность в торговых представителях, но желательно «готовых» (не затратных). Я набирала группы потенциальных торговых представителей, обучала их по своей программе, они сдавали зачеты, к концу курса четко понимая, что такое «торговый представитель». 30% отказывалось от своей затеи, они уходили «в базу», остальные 70% трудоустраивались. Благодаря тому, что меня знали на этом рынке, я быстро обросла клиентами – работодателями. Уже через 3 месяца на заключительном этапе тренинга устраивался аукцион работодателями за будущих торговых представителей. Уже через год многие компании не брали людей с улицы, и отправляли «сомнительных» торгпредов: «сходи, обучись в «Практике», Василина научит, принесешь сертификат, потом будешь работать.

Люди, на курсы приходили сами, потому что «земля слухами полнится» и «устройте меня, как моего приятеля». Это уже потом, через 2 года начали появляться программы тренингов востребованных рынком, опять же благодаря тому, что потребность рынка всегда была «под рукой», накопился опыт в работе с компаниями и т.д. через 4 года накопился опыт достаточный для того, чтобы разработать свои первые консалтинговые продукты – опять же благодаря опыту и постоянному контакту с рынком.

Вариант N 3: Станьте представителем какой-нибудь известной компании в своем городе – см. список вакансий портала TREKO.RU.

В этом случае Вы получите уже готовый бренд, продукты и сможете нарабатывать опыт, как консультант. Очень важно определиться с корпоративной культурой, которая будет в Вашей компании. Персонал консалтинговой компании – основной двигатель компании, т.к. это «лицо» продукта, который Вы представляете, по Вашему персоналу Заказчик понимает насколько Вы качественно работаете. В нашем бизнесе поговорка «сапожник без сапог» - дурная слава. Занимаясь какой-то услугой, Вы просто обязаны потреблять ее сами – также, как в любом другом бизнесе. У вас должна быть жёсткая система отбора, понятные требования к сотрудникам, понятные должностные инструкции, корпоративные стандарты работы и т.д.

Здесь Вы можете работать как самостоятельно, создавая все «с нуля», так и купить готовые схемы, если конечно есть деньги.

Если Вы не управленец по своей сути, в этом случае сразу нанимайте администратора, который будет отстраивать работу с персоналом и управлять процессом продажи. Вы можете заняться оказанием какой-нибудь услуги. Но, в этом случае, Вы не сможете полноценно оказывать консультации управленцам, т.к. только свой руководящий опыт может показать все нюансы, которые бывают. Либо, Вы работаете в постоянной обратной связи со своим администратором, делая его «кроликом» на котором отрабатываются все Ваши «приёмчики».

Вы должны быть готовы к тому, что если пойдете по варианту N 2, деньги придут не сразу. Если по 2-м другим, то в этом случае у Вас будет технология и продукт, которые дадут доход.



Зюзько Владимир Владимирович,
Коуч, бизнес-консультант, бизнес-тренер
(г. Санкт-Петербург)
www.taler-spb.ru


Для принятия решения о приглашении стороннего бизнес-консультанта для изменений в организации существует серьезный психологический барьер, поскольку:

- Любое внешнее вмешательство в деятельность компании всегда болезненно, в некоторых случаях может быть смертельно. Здесь должен неукоснительно соблюдаться принцип «Не навреди!»;

- Качественная консалтинговая услуга – продукт дорогостоящий.

Поэтому давайте попробуем для начала посмотреть на бизнес-консультанта глазами потенциального клиента. Я представляю себе это так:

- Внешний вид консультанта должен вызывать доверие, помимо внешности и одежды большое значение имеет:

- Возраст консультанта. На мой взгляд, консультант начинает вызывать у клиента доверие примерно с 35 лет. Дальше, как коньяк, «чем старше, тем вкуснее»;

- У консультанта должен быть опыт работы, как руководителем, так и консультантом.

ПРИМЕР. Компания хочет стать «чемпионом» (лидером) на своем рынке, поэтому она приглашает опытного «тренера» (консультанта). Конечно, чемпион и тренер – это разные люди, с разными задачами, разными навыками и т.д. Но если тренер никогда не занимался боксом, не прочувствовал этого на себе, какого боксера он может вырастить?

- У консультанта должен быть список клиентов, с которыми он уже отработал. Желательно с положительными отзывами.

- С первых минут общения клиент должен чувствовать, что консультант действительно принесет организации реальную пользу. Если у консультанта есть реальный опыт, знания, умение пользоваться бизнес-инструментами и т.д. он будет внутренне уверен. Соответственно, клиент почувствует эту уверенность и то, что консультант действительно можете принести реальную пользу организации.

Поэтому, прежде чем начать бизнес в области бизнес-консалтинга оцените свой «вес», как бизнес-консультанта:

- Сколько Вам лет?

- Есть ли у Вас необходимая «спецодежда» - хороший деловой костюм? Выглядите ли Вы «на все сто»?

- Работали ли Вы хотя бы 2-3 года на руководящей должности? Приходилось ли Вам реально разрабатывать и внедрять изменения в своей или сторонней организации?

- Готовы ли Вы предъявить список клиентов, для которых провели изменения? Это могут быть компании, в которых Вы работали как штатный сотрудник, или сторонние организации.

- Есть ли в Вашем багаже «Портфель инструментов» для разработки и внедрения изменений в организации (ТРИЗ, МВА, психологическое образование и др.). Знаете ли Вы что можно менять в организации с помощью этих инструментов? И к каким последствиям это может привести? Есть ли у Вас опыт практического использования этих инструментов?

Если у Вас есть все, что перечислено, можно регистрировать компанию и заниматься ее продвижением: сайт, статьи, форумы и т.д. На страницах портала тема продвижения поднималась неоднократно, поэтому не буду на ней задерживаться.

Если чего-то из списка не хватает, имеет смысл составить план развития.

Если Вы слишком молоды, можно начать, как помощник консультанта или пока расти, как наёмный руководитель.

Если у Вас есть ощущение, что в Вашей внешности что-то не так и нет денег на стилиста, поищите в своем окружении человека с хорошим вкусом и обратитесь к нему за помощью. Много раз убеждался, что люди готовы помогать друг другу и бесплатно.

Если нет опыта руководящей работы, все-таки получите его. Вспомните про боксера и тренера...

Сформируйте список компаний, в которых Вы провели какие-либо изменения. Уверен, что если Вы хорошо покопаетесь в памяти, то найдете реальные примеры. Если нет, значит, подумайте, что можно сделать в этом направлении в ближайшем будущем. Возможно, Вы примете активное участие в разработке и внедрении изменений, которые проводит Ваш старший руководитель.

По своему опыту, как бизнес-консультант могу сказать, что одного только опыта руководящей работы и интуиции для бизнес-консультирования не достаточно. Необходимы реальные, проверенные практикой инструменты (ТРИЗ, МВА и др.).

Мне в работе помогают инструменты МВА.

МВА – не наука, МВА – коллекция инструментов руководителей. В этой коллекции присутствуют инструменты, собранные со всего мира, русские тоже есть. Только помните, что МВА ≠ руководитель или консультант.

Очень важно не ограничивать себя рамками одной концепции. Я, например, хотя и не изучал ТРИЗ систематически, с удовольствием использую некоторые инструменты ТРИЗ.

Небольшой совет. Оценивайте концепции, теории и т.д. не с точки зрения «лучше» или «хуже», а с точки зрения, какую пользу они могут принести.

И ТРИЗ, и настоящий МВА в высшей степени полезны.

Примечание Редактора портала TREKO.RU:

- классический ТРИЗ разработан Г.С. Альтшуллером и посвящен решению преимущественно технических задач: конструкторских, технологических, изобретательских и т.п. Вы можете ознакомиться с ним как с помощью бесплатно распространяемой электронной книги, так и на сайте: http://www.altshuller.ru Кроме этого, по этой теме весьма полезно прочитать вот это интервью;

- что касается приложения ТРИЗ к вопросам бизнеса – то этим с начала 90-х активно занимается консалтинговая компания «ТРИЗ-ШАНС».


Поэтому, если хотите развиваться в управленческом консультировании, собирайте и изучайте все полезное для Вашей работы.

А начать развиваться в управленческом консультировании, лучше всего, все-таки, с:

- Систематического обучения пользованию бизнес-инструментами (ТРИЗ, МВА и др.); Развития навыков использования бизнес-инструментов в своей работе, на своем рабочем месте (прежде, чем переносить их на клиента).

- И, конечно же, выберите Вашу будущую специализацию. В этом залог Вашего будущего успеха, как бизнес-консультанта.

Если говорить о развитии консалтинговой компании, развитие может идти в двух направлениях:

«Вглубь» - можно специализировать, развивать, совершенствовать компанию в одном направлении и, в итоге, сталь признанным лидером в узком сегменте 1 услуги;

«Вширь» - добавлять другие виды консалтинговых услуг и прославиться тем, что у Вас комплексная консалтинговая услуга и специалисты разных направлений.
Что для Вас лучше, знаете только Вы сами. Это вопрос личных предпочтений.



Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


Мастер-класс И.Л. Викентьева (ТРИЗ-ШАНС):
Классика бизнес-консалтинга для тренеров


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian