Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



30 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов


Доклад на 11-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Викентьев Игорь Леонардович,
Директор консалтинговой компании
«ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург)
Сайт: http://www.triz-chance.ru

Чему посвящен этот Доклад?

1) Не является секретом, что до осени 2008 г. тренинги и семинары зачастую проводились по той причине, что это модно…

2) В силу нарастающей конкуренции, проведение краткосрочного обучения в ряде случаев становится не модой, а необходимостью.

3) Одной из классических стратегий в конкурентной борьбе бизнес-тренеров и консультантов является предложение Заказчикам новых продуктов. Базируясь на наших исследованиях рынка, мы можем выделить два основных направления в создании новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов:


НАПРАВЛЕНИЕ-1
НАПРАВЛЕНИЕ-2
Создание как бы нового продукта «с помощью пары фокуснических фраз» (В.И. Ленин) Создание действительно нового продукта, понимаемого как:

- инструмент для более оптимального (чем ранее) решения известной задачи;

- инструмент для решения новой задачи
ПРИМЕР. Не просто традиционный «Тренинг продаж», а «Креативный тренинг продаж»

ПРИМЕР. Переменчивость «моды» в области тренинга и консалтинга в США
ПРИМЕР. Бесспорно, к разработкам такого уровня можно отнести театральную методику К.С. Станиславского [1863-1938] и ТРИЗ Г.С. Альтшуллера [1926-1998].


4) Обычно в специализированной литературе по тренингам раздел, посвященный созданию нового тренинга, семинара, сводится к призывам «разработать новый тренинг», либо к изучению мнения уважаемого Заказчика: какой продукт ему нужен? [3; с. 142-144].

5) В основе данного Доклада – материалы Мастер-класса по созданию новых продуктов и, частично, Мастер-класса Классика бизнес-консалтинга для тренеров. В Докладе перечислены типовые ошибки, совершаемые при создании новых продуктов (тренингов, семинаров, консалтинговых услуг) по мере развития того или иного класса продуктов. Ряд приводимых в Докладе примеров - не из области тренинга / консалтинга. Механизмы создания новых продуктов в различных областях человеческой деятельности схожи, а восприятие бизнес-тренерами и консультантами негативных примеров из иных областей менее отягощено стереотипами и не будет вызывать никому не нужных обид.

Терминологическое пояснение:

В пункте 5) используются термины «продукт» и «класс продуктов». В качестве примера «класса продуктов» можно привести «Тренинги продаж» - целый класс продуктов о продаже товаров и/или услуг; примеры отдельных конкретных продуктов из этого класса: «Семинар по продаже консалтинговых услуг»; «Семинар о продаже прав на интеллектуальную собственность».

6) Исходная позиция Автора вышеназванного Мастер-класса и данного Доклада (Автор занимается краткосрочным обучением с 1979 года): при выводе на рынок нового продукта первичны его новизна и качество, а не мнение знакомого Заказчика.

Как показывает опыт, если продукт действительно качественный и актуальный, Заказчики поедут через всю страну… Кроме того, подобный результат – отличная и долговременная «Отстройка от Конкурентов».

7) При разработке Мастер-класса и подготовке Доклада использована модель «S-образная кривая» [2; с. 172-185 и 352-378]. О различных этапах S-образной кривой, упоминаемых далее, подробно рассказывается в этом же источнике. Для тех, кто не знаком и не пользуется таким инструментом, как «S-кривая», поясним: в Докладе рассмотрены 10 последовательных стадий развития некоторого класса продуктов (стадии выделены условно - их может быть как больше, так и меньше). Они расположены в последовательности:

рождение продукта –> рост –> отмирание –> рождение продукта-2


Пояснение:

В середине 90-х годов был популярен такой образовательный продукт, как «Курсы по написанию рекламных слоганов». С развитием рынка, слоган оказался лишь маленькой деталью комплексной рекламной или PR-кампании, и ему сейчас, в лучшем случае, посвящают лишь один из разделов «Тренинга для копирайтеров»; более того, написание рекламных слоганов может быть частично автоматизировано – и на подобных семинарах выдается специализированный программный продукт… Таким образом, данный продукт прошел в своем развитии все этапы S-образной кривой.

8) В Докладе перечислены выявленные типовые ошибки, их более 30. Но порядок, в котором они перечислены, не обязательный, а вероятностный – в реальности он может оказаться несколько иным… В Докладе не приводятся ошибки, связанные собственно с применением разработанных продуктов – проведением обучения и оказанием консалтинговых услуг, а также типовых ошибок в статьях бизнес-тренеров и консультантов. Но необходимо отметить, что ряд из них совершается в силу исходной некачественной разработки продукта.

9) В настоящем Докладе не говорится о том, как создавать новые продукты (собственно это и есть предмет Мастер-класса). Более того: Автор обращает внимание читателей на тот факт, что «не совершение» перечисленных ошибок ни в коем случае не гарантирует и не является инструментом для создания нового продукта…

Кроме этого, нужно предупредить уважаемого Читателя: этот Доклад предполагает неторопливое, вдумчивое прочтение.

10) Тем не менее, знание типовых ошибок поможет уважаемым Читателям не попасться в ловушку, если они примерно знают этап развития класса продуктов. Итак…

10 условных этапов - 30 видов возможных ошибок


«…наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни»

А.С. Пушкин

Этап N 1. Есть исторические аналоги, но новый класс тренинговых / консалтинговых продуктов только рождается

Этот этап описал Огюст Конт / Conte [1798-1857], предложивший «Закон интеллектуальной эволюции человечества»: при появлении нового явления его пытаются последовательно познать в начале мистически: с помощью чувств и образов; после в дело вмешиваются, юристы и философы, использующие отвлеченные рассуждения и термины; и лишь совершив эти ошибки (!), общество начинает изучать явление с помощью научно-прикладных подходов.

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели статуса в смежных областях Как таковых, специалистов нет.
Но есть ряд лиц, занимающихся новым направлением полуслучайным образом
Клиентов, как таковых, ещё нет, но есть «просто интересующиеся» 1.0. Неприятие нового нарождающегося направления рядом Специалистов из уже давно существующих областей – см. также Этап N 8

1.1. Попытка «строго» определить все новые термины

1.2. Подмена Дела - обсуждением его философско-этических основ, либо «особо-высокой духовности» при отсутствии значимых профессиональных результатов...

1.3. «Любительщина»
(например, досужие рассуждения доктора медицинских наук о PR на основе увиденного по ТВ)
Те, кто первые съездили за границу к гуру, привезли гуру в страну и т.п. Студенты-«энтузазисты»  1.4. Подмена Дела различными фантазиями и эмоциональными «хотелками» (В.С. Черномырдин).


Приведем пару иллюстраций из смежных областей:

ПРИМЕР. В 1910 г, одно лишь упоминание теории Зигмунда Фрейда оказалось достаточным, чтобы председательствующий на медицинскоком конгрессе в Гамбурге профессор В. Вейгандт, грохнув кулаком о стол, заявил: «Это не тема для научной дискуссии, этим должна заниматься полиция!».

Ганс Селье, Oт мечты к открытию: как стать ученым, М., «Прогресс», 1987 г., с. 179.

ПРИМЕР. Многие годы Терминологическая комиссия Академии наук пыталась дать определение термина «машина», но этого определения до сих пор нет.

Бирюков Б. В., Гутчин И. Б., Машина и творчество, М., «Радио и связь», 1982 г., с 39.


ПРИМЕР. На совещаниях заведующих кафедр рекламы и смежных дисциплин, которые обычно собираются в апреле в каком-либо московском ВУЗЕ, неоднократно говорилось о том, что «мы не можем работать, не определив понятия «маркетинг, реклама и PR». Параллельно с этими заседаниями в стране существует многомиллиардный рекламный бизнес, в который вовлечены десятки тысяч людей, которым отсутствие определений не мешает вести их практическую деятельность – см.: Болезнь зловредного определительства.

ПРИМЕР «хотелки»: «Весной 1986 года, - вспоминает тогдашний посол в ФРГ Юлий Квицинский, - первый секретарь Московского горкома партии Борис Ельцин, приехав в Западную Германию, убежден­но говорил, что перестройку надо сделать за три-четыре года».

Млечин Л., Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина, М., «Центрполиграф», 2003 г., с. 6.


Этап N 2. Постепенно новый класс продуктов становится популярным в узких кругах первых энтузиастов

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели статуса в смежных областях и вдруг осознавшие, что они «точно понимают в новом направлении»…
Как таковых, специалистов нет, но есть пришедшее, а более точно – не реализовавшиеся в смежных направлениях…

Все равны, и кажется, что это навсегда...
Знакомые и полузнакомые «по жизни», по прежнему направлению; любители новизны, экзотики 2.1. Фактическая подмена Дела занятием собственной психотерапией

2.2. Подмена Дела:

- «девичьей профессией»;

- самопридуманными и труднопроверяемыми регалиями;

- парой трюков, но с названиями из нового класса продуктов;

- своей эмоциональной увлеченностью звёздами / учителями первого этапа;


- бездумным переносом состоявшихся методик в новые области (так, ТРИЗ, разработанный для решения технических задач, постоянно пытаются приспосабливать для решения социальных, психологических, коммуникационных и т.п. задач).

2.3. Сверх-обещания в стиле: «За границей все так делают!»; Только наше направление «Решает любые задачи!» - откровенный блеф, часто – искренний

2.4. Козыряние заграничными сертификатами (непонятной ценности); ссылки на отзывы различных "международных институтов" составом в 2 человека...

2.5. Не решение практических задач Клиентов, а скорее «миссионерство», «обращение в свою веру»

2.6. Неспособность увидеть плюсы, возможную выгоду и нежелание искать её, настаивание на какой-то одной области применения. Нежелание «подстроиться» под потребности Клиентов.
Лица, кто первым съездил за границу к гуру, привез гуру в страну, прошел первое обучение, да и просто «был рядом» как первые большевики подле В.И. Ленина…


ПРИМЕР. Автора данной статьи, как педагога, который проводил творческую смену в Артеке, опытные методисты предупреждали: «Игорь Леонардович, будьте осторожны: девочки и мальчики в Вас влюбятся…»
- Почему?
- У детей гормональная буря, они влюбляются в любой движущийся объект!
Методисты Артека понимали, что приличный педагог разделяет свой предмет и свою личность.

При подготовке бизнес-тренеров и консультантов большую играет роль часто играет Эффект первого Учителя.

ПРИМЕР. «Наверное, не было москвича, который бы в шестидесятых годах не слышал рассказ А. Твардовского «Ленин и печник» в исполнении Петра Алейникова. Он читал его на всех концертах. А происходило это так. Куда бы Алейников ни приезжал, он первым делом интересовался у организаторов:
- Какая в зале аудитория? Положим, ему отвечали, что студенты.
- Студенты? - переспрашивал он и делал вид, что перебирает свой обширный репертуар. Потом решительно говорил: - Тогда почитаю им «Ленин и печник».
И это говорилось всегда, независимо от аудитории. Однажды конферансье А. Артеменко спросил его, почему он выбирает для чтения только «Ленин и печник».
- Саша, - объяснил Алейников, - да я больше ничего и не знаю».

Моносова А. Ж., Книга для бизнес-тренера: технологии и искусство, СПб, «Речь», 2008 г., с. 220.


Зигмунд Фрейд – великий исследователь, создатель нового направления. Но вот пример, который интересен рядом аспектов создания нового продукта.

ПРИМЕР. «После этих неудач Фрейд одумался и попытался сделать процесс неудачного лечения комфортным хотя бы для себя. «Я не могу, когда меня рассматривают по 8 часов в день, - говорил он вечерами Марте.- И в глаза пациентам тоже смотреть не могу». Решение было найдено: пациента уложить на кушетку и сесть за его головой. Обоснование: чтобы он расслабился и ничто его не стеснило. Другое обоснование: чтобы не видел идиотских гримас доктора в ответ на бред, который он несет. Третье обоснование: чтобы тот чувствовал давящее присутствие врача. И никаких вопросов: пусть говорит, что хочет. Это и есть метод свободных ассоциаций, обнажающий подсознание. Так рождались основные нормы и догмы новой профессии. Фрейд старался подстроить практику и законы психоанализа под себя самого. О многом из этого он рассказывает 15 марта в немецком медицинском журнале, впервые употребив термин «психоанализ». Денег пока мало, но Фрейд чувствует - дело пошло. Он много работает, пишет книги и статьи, избегает праздности, курит по 20 сигар в день (это помогает ему сосредоточиться). Его кабинет уже иной: диван с креслом у изголовья, журнальные столики с античными статуэтками, картина, изображающая сеанс Шарко, приглушенное освещение. Постепенно Фрейд додумывает и прочие детали, обеспечивающие психоаналитику комфорт. Такую, например: сеанс должен стоить дорого. «Плата за терапию, - говорит Фрейд, - должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идет худо». В доказательство этого он еженедельно принимает одного бесплатного пациента и разводит потом руками: больной совершенно не прогрессирует (почему не прогрессируют - тема отдельная и достойная особых теорий, которые Фрейд излагал в безупречно яркой литературной форме и за которые в 1930 году получил премию Гёте по литературе). В общем, за работу Фрейд брал много. Один сеанс стоил 40 крон или 1 фунт 13 шиллингов (столько тогда стоил дорогой костюм). Постепенно Фрейд открыл и остальные основы ремесла. Например, ограничил время сеанса 45-50 минутами. Многие пациенты были готовы болтать часами, стремились задержаться подольше, но он выгонял их, объясняя, что временной прессинг - именно то, что поможет им поскорее избавиться от недуга. И, наконец, последнее и самое важное, основа основ - принцип невмешательства, отсутствия сочувствие, равнодушия к пациенту. Тоже чтобы стимулировать различные благотворные процессы. Понятно и другое: испытывать сочувствие - утомительно и неразумно, вредно для психического здоровья доктора. Практическая инструкция выглядит так: «Психоаналитик должен подолгу слушать, не выказывать реакции и только время от времени вставлять отдельные реплики. Психоаналитик не должен удовлетворять пациента своими оценками и советами».

Голованиевская М., Зигмунд Фрейд. Ведение в психобизнес в Сб.: Знаковые люди. / Составитель А. Соловьев, М., «Коммерсантъ»; СПб, «Питер», 2007 г., с.173-174.


ПРИМЕР. Из практики корпоративного обучения: «Маленький провинциальный город. Несколько человек, работающих на небольшом, но динамично развивающемся производстве, были направлены в столицу на обучение по программе "Бизнес-этикет". Вернулись в полном восторге: "Очень хороший тренинг! Преподаватель - такой обаятельный человек - он знает так много интересных историй об известных людях! Он видел Горбачева и Ельцина, бывал на дипломатических приемах. Знает, как надо одеваться, как вести себя на приемах!!!" и пр. и пр. Было удивительно слышать эти восторженные отзывы - маловероятно, что когда-нибудь те, кто прошел обучение, будут присутствовать на дипломатических приемах».

Аксенова О.А., Организация корпоративной системы обучения. Проблемы повышения квалификации кадров и инвестиций в человеческий капитал, СПб, Изд-во Политехнического института, 2005 г., с. 128.


Этап N 3. Новый класс продуктов становится популярным, заметным в СМИ, обществе

На этом этапе возникают и постоянно транслируются «в тусовке» мифы:

- Всё зависит от человека! Все ресурсы у человека уже есть в наличии...

- Все люди абсолютно разные!

- У нас есть «одна таблетка от всех болезней»!

- «Звездой» не стать – ей надо родиться!.

- Знания не отчуждаются от наших уникальнейших (пусть и капризных) звёзд – так «высоко парить» могут только они одни...

- Как нам найти «хороших сотрудников, которые всё будут делать сами»?..


Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Те, кто первые перевели популярную за границей книгу; собрали первую конференцию, сами назвали себя Экспертами по направлению и стали «светиться» в СМИ.

Реже - на основе собственной научной работы, диссертации и т.п.
Как таковых, специалистов нет, но ряд лиц чем-то постоянно занимаются и активно рекламируются
Любители новизны и потенциальные Специалисты нового направления

Побывавшие за границей, учившиеся там, и некритично принимающие услышанное там
3.1. Подмена Дела смешением профессионального и личного, в частности самоутверждением на фоне невинных в предмете новичков…

3.2. Подмена Дела использованием заграничного опыта без какой-либо адаптации к отечественным условиям. Очень часто: некритическая вера «звёздам» и незнание первоисточников

3.3. Сверх-обещания Клиентам, публичные обещания, что скоро будет «Ого-го!»; хроническое использование эмоциональных и непроверяемых (!) примеров, оценок, критериев

3.4. Скрывание – даже от адептов – допущенных за рубежом и в стране ошибок

3.5. Подмена Дела раздуванием единичных, частных случаев, историй, баек

3.6. «Одномерный фанатизм» - сведение весьма сложных явлений к вульгарно-простейшим формулам
(например, сведение восприятия рекламы только к опытам И.П. Павлова).


Вот иллюстрация подмены Дела:

ПРИМЕР. «Моим вкладом в конференцию по "эволюции окружающей среды" было предложение провести ее на свалке, где нам для того, чтобы выжить в течение трех дней конференции пришлось бы сымпровизировать какие-то убежища. Поскольку никто не хотел меня в этом поддержать, я решил проверить свое предложение и посмотреть, что из этого выйдет. В результате, не найдя подходящей свалки, я устроился под дубом на стоянке для автомобилей неподалеку от зала заседаний, утверждая, что стоянка для автомобилей - это временная свалка, состоящая из покинутых подвижных архитектурных сооружений. В конце концов несколько участников конференции присоединились ко мне и мы приобрели некоторый полезный опыт. Это были самые приятные дни моей жизни. Коллеги принесли мне пищу и спальный мешок, а кто-то предоставил свой автофургон на ночь. Мы организовали неофициальные дискуссии и некоторые эксперименты по выражению дружелюбия или враждебности к нам, когда мы посещали близлежащие дома. Результаты этих экспериментов не подтвердили наших предположений; люди, жившие в устрашающей многоквартирной башне оказались гораздо приветливее, чем люди, живущие в небольшом привлекательном на вид домике; в пустом доме мы ощутили чувство полной свободы, которое почти никогда не бывает у человека внутри здания, в котором находятся люди. Теперь я понимаю, что здание - это не просто материал, из которого оно построено, как бы ни было оно красиво и хорошо спроектировано, здание - это целый комплекс "здание - люди - их роли - их жизнь". Как и предметы на свалке, опустевшее здание, ничейная территория имеют качество, присущее пляжам, лесам и т.п., которые очень приятны, но исключены из "предметного мира, созданного человеком", т.к. мы настаиваем на том, что все должно "иметь цель". В этом смысле неудачный проект включает неудачное использование вещей, "мира", того, что предоставляется нам природой и другими людьми».

Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г., с. 30.


ПРИМЕР. «Моя роль консультанта была решающей на двух стадиях этого мероприятия. Во-первых, во время двухдневного собрания группы планирования я должен был уводить их от традиционного формата, в рамках которого я должен был докладывать им о проблемах между штаб-квартирой и филиалами, чтобы, это обсудить. Во-вторых, я должен был взять на себя какую-то ответственность за успех окончательного выбранного формата собрания и найти для себя такую роль, которая заставила бы его работать.
План, который возник в результате двухдневной разработки, включал в себя следующие элементы:

- Трехдневная конференция должна быть оплачена как исследование организационных проблем в верхних эшелонах компании, цель которого - улучшение отношений внутри нее.
- Председателем на конференции буду я, а не уполномоченный комиссар, это будет означать, что ни штаб квартира, ни филиалы не могут доминировать в дискуссии.

Повестка дня для конференции должна быть выработана посредством процедуры, предложенной Диком Бекхардом: каждого члена группы, состоящей из пятнадцати человек, попросят написать мне письмо с прилагающимся списком основных организационных проблем, которые он видит, с точки зрения представляемой им группы. Затем я должен был суммировать информацию из этих пятнадцати писем и рассортировать ее по темам и сложностям. Затем я должен был доложить о результатах исследования всей группе на нашей первой сессии; они должны были стать нашей повесткой на три дня».

Эдгар Шейн, Процесс консалтинга, СПб, «Питер», 2008 г., с. 267.

Приведенный выше пример – заурядная консалтинговая халтура. Указанная бизнес-задача не стоит отведенного на её решение времени.


Этап N 4. Ура! На новых продуктах, оказывается, уже можно заработать…

Но, с другой стороны:

а) даже у «звёзд» проявляется отсутствие технологии разработки и, как следствие, попытки «быстро выдумать продукт из своей умной головы», а не создать его кропотливым трудом.

Недаром, самый страшный вопрос на Конференциях бизнес-тренеров и консультантов – «Приведите свои (а не вычитанные или услышанные) небанальные примеры, решённые задачи».

б) непонимание различного качества / уровня продуктов. Часто – ориентир на невзыскательную и низкоквалифицированную аудиторию с готовыми самооправданиями: «Все так делают»; «А у нас ведь не хуже, чем у других»… - см.: Уровни решения задач по классификации Г.С. Альтшуллера [1; с. 14-18]. Например, в 2008-м году на тренингах по креативу оценивается количество идей (как правило – дурных), а не их применимость в заданных условиях и качество.

Если в виде одной фразы, то вся эта суета напоминает деятельность "боксёра-теоретика".

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели определённого статуса, достигшие некоторых успехов – часто в силу эффекта новизны – в новой области.

Начало взаимных непризнаваний ряда «Звёзд». Одна из причин: более технологично работающие новички обгоняют старичков-основателей.
Специалистом считается тот, кто себя так назвал и сам поверил в это…

Все равны как граждане и уже НЕравны, как Специалисты.

Видя чужие успехи, в направление интенсивно вливаются маргиналы...

Начало взаимной критики
Число Клиентов растет: присоединяются широкие слои, которым кажется, что их проблемы могут быть решены с помощью нового класса продуктов… 4.1. ГЛАВНОЕ: невладение технологиями разработки реальных продуктов, решения задач и всяческое скрывание этого. В частном случае - попытка подменить технологию работы личной и быстрой сообразительностью, которая при решении сложных задач НЕ срабатывает...

4.2. Отсутствие реальной технологии, вместо неё – рекламные декларации. Отсутствие независимо проверяемых результатов либо сведение их не к бизнес-процессам, а к эмоциям, ощущениям, эмпатии… Часто - враньё о неком "тайном know-how", которое нельзя раскрывать...

4.3. Подмена Дела:

- суетой: а что сейчас модно?

- мнениями «звёзд», авторитетов;

- самоизобретенными терминами, под которыми нет никакого нового содержания.

4.4. При высоколобых рассуждениях – бардак в элементарных бизнес-процессах, отчётности.

4.5. Сверх-обещания Клиентам, опора на декларативные, а не процедурные знания. В частном случае – отличные слайды; масса квадратиков и стрелочек; обилие математики при содержании близком к нулю…


Вот пример скорее из области науковедения, но механизм взаимонепризнаваний друг друга схвачен очень точно:

ПРИМЕР. Зачем, собственно, нужен новый научный журнал? А затем, что старый рано или поздно попадет в лапы профессора А, который признает только свои идеи. Под его редактурой журнал будет публиковать статьи исключительно А-ского направления и обсуждать книги, написанные только А-скими учениками. Его противник, профессор Б, чьи статьи отвергаются особенно последовательно, захочет - и неизбежно начнет - издавать свой собственный журнал, поначалу несколько более либеральный. Ограничения коснутся лишь самого А и его прямых сторонников, но потом Б откажется публиковать В, пишущего, по ею мнению, запутанно и расплывчато, с новизной лишь в грамматических ошибках. Но В уже знает, как ему поступить. Он сделается редактором новейшего и в первое время самого терпимого к запутанным идеям журнала. Правда, полуграмотные, как ему кажется, статьи Г он печатать всё же не станет. И получится, что в эпоху всеобщей полуграмотности Г не может публиковаться из-за собственной полуграмотности. Сомнения будут мучить его, но ... недолго - и вскоре появится еще один журнал. Г осознает свой долг и уклоняться от него не захочет.

С.Н. Паркинсон, Законы Паркинсона, М., «Прогресс», 1989 г., с. 131.

ПРИМЕР. «Другим важным аспектом деятельности Ганса Айзенка была его критика психоанализа (особенно Фрейдовского); он выступал сторонником бихевиоральной психотерапии. В своем классическом обзоре 1952 Айзенк не находит никаких доказательств эффективности психоанализа, кроме тех эффектов, которых можно ожидать от простого самоанализа в одиночестве. Хотя его выводы неоднократно подвергались критике за крайность суждений, современные авторы тоже приходят к выводу о том, что психоанализ ничуть не более эффективен, чем остальные формы терапии. Не утратило значение и его требование применять научные методы для оценки любой психотерапевтической методики. Отвергая господство психиатров над психологами в Институте психиатрии, Айзенк сместил акцент в клинической психологии с диагностики на активное терапевтическое лечение. Не будучи ни терапевтом, ни клиницистом, он, тем не менее, заслуженно считается основателем клинической психологии в Британии».

Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой, СПб, «Евразия», 1999 г., с. 17,19.

Отсутствие технологии печально – вот пример из истории педагогики:

ПРИМЕР. «Ещё Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» говорил об учителях, «…большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов»».

Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с.11-12.


Этап N 5. На новом классе продуктов пытаются так или иначе заработать все, кому не лень, в том числе маргиналы…

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели определённых заслуг в новой области Специалистами считается тот, кто себя так назвал и поверил в это…

Освоившие от одного до нескольких приемов работы, захватившие свою нишу…

Значительные усилия тратятся на оправдание существования своей ниши…

В направление продолжают вливаться маргиналы...
Клиенты требуют не деклараций, а результатов по своим направлениям!5.1. ГЛАВНОЕ: «Невыскакивание» из под выгорающего и падающего «зонтичного бренда» направления и попытка объяснить Клиентам, что они ранее «неправильно поняли»…

5.2. Рынок и Клиенты уже изменились, но делается очередная попытка продавать старые и универсальные продукты. Часть Специалистов возможно и хотели бы работать качественно, но уже не могут… «Исхалтурились».

5.3. «Звёзды», даже понимая, что направление себя исчерпало «додаивают» наиболее лояльных и влюбчивых Клиентов: «Вот ещё один тренинг тренеров и Вы станете профессионалом!»
Взаимные непризнавания ряда «Звёзд», появление антирекламы друг друга Взаимные непризнавания:

- ряда «Специалистов» (даже своих Учителей);
- ряда «течений»;
- постоянная взаимная критика;
- падение уважения и доверия даже в рамках одной компании.
Клиенты затрудняются в выборе… 5.4. Поиск ошибок у потенциальнх Клиентов ("совсем не умеют коммуницировать!") и Конкурентов ("совсем не умеют учить коммуникации!!!") при непонятных или скромных собственных достижениях...

5.5. Безудержная, за гранью культурных норм, САМОреклама, рассчитанная на невзыскательную публику.


Это серьёзный диагностический признак, когда на оправдания начинает тратиться больше сил (времени, нервов, убеждений), чем собственно на само Дело. Более редкий, но тоже встречающийся вариант, когда вместо простых действий по совершенствованию продукта приводятся высокодуховные обоснования почему этого не нужно делать в соотвествии с русской соборностью, индийскими верованиям, положениями звёзд на небосводе и т.п.

Увы, и непризнавание своих Учителей началось не вчера:

ПРИМЕР. Древнегреческий философ Эпикур учился у Демокрита, но позже стал его конкурентом и не любил признавать себя его учеником: «Я, со своей стороны, полагаю, - говорил он, - что эти горланы подумают, что я - ученик моллюска и слушал его учение вместе с какими-нибудь мальчишками, бывшими с похмелья. А действительно, он был скверный человек и занимался такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости».

Б. Рассел, История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней, М., «Академический Проект», 2006 г., с.303.


Этап N 6. Лидеры («звёзды») начинают терять управление, и новый класс продуктов начинает жить самостоятельной жизнью…

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели определённого статуса в новой области по узким направлениям.

Взаимные непризнавания ряда «Звёзд», антиреклама друг друга
Специалистом считается тот, кто «побывал в боях»: работает в области несколько лет, бывал на Конференциях, выставках, фестивалях, знаком с литературой, получает приличный гонорар.

Взаимные непризнавания ряда «Специалистов»,
взаимные антиреклама и критика, часто обоснованные
Клиенты имеют возможность сравнить различные подходы.

Начало антирекламы направления от Клиентов из-за ранее сделанных и невыполненных многочисленных сверх-обещаний – см. Этап N 2.
6.1. Обиды на Клиентов и уже намеренное враньё – лишь бы получить заказы…

6.2. «Шаманство» - всяческое затягивание во времени и усложнение решения элементарных задач Клиента

6.3. Всяческое избегание открытого сравнения эффективности различных подходов


ПРИМЕР. В 1996 году один из отцов-основателей НЛП и «великий коммуникатор» (каким он сам себя считал) Ричард Бендлер подал в американкий суд на другого отца-основателя НЛП Джона Гриндера и ряд других НЛП-тренеров, обвиняя их в присвоении его интелектуальной собственности – НЛП и требуя компенсации, цитируем: «в размере, определяемом судом, ни в коем случае не меньшем чем 10 миллионов долларов с каждого». В 2000 году Верховный Суд США вынес решение, гласящее: «Р. Бендлер вводил общество в заблуждение, посредством лицензионного соглашения и рекламного материала, заявляя, будто является единственным владельцем интеллектуальной собственности НЛП и единственным лицом, имеющим право на определение членства в НЛП-сообществе». Чуть позже Бендлер проиграл аналогичный суд в Великобритании и был вынужден в июле 2000 года объявить себя банкротом.

Иллюстрация получения заказов и денег любой ценой:

ПРИМЕР. Зарх Екатерина: «Помнишь ли ты то время, когда на модельный рынок Санкт-Петербурга буквально из ниоткуда ворвалось якобы западное модельное агентство «Макларен Ламберти энд Гарсия» заполонив яркой рекламой эфиры как радиостанций, так и телеканалов? Каждая вторая девушка стала жертвой жестокой «разводки», попав на достаточно крупное, по тем временам, количество денег. Как ты пережила это время?»

Пурвин Наталья, директор модельного агентства «CATS» (г. Санкт-Петербург): «Конечно, помню. Дважды мы, добрые люди, посылали к ним налоговую инспекцию. Переживали очень тяжело, сначала у нас был большой отток по школе моделей, а потом был большой приток людей, которые как бы окончили ту школу, получили как бы диплом и пытаются где-то трудоустроиться, при этом ничего собой не представляя в профессиональном плане. Ведь то модельное агентство в реальности не собиралось никого трудоустраивать, им было важно привлечь максимальное количество людей, чтобы собрать как можно больше денег, они не обращали внимания ни на внешние данные, ни на параметры. необходимые для работы в этой сфере. Поэтому когда эти люди приходили ко мне, я либо отправляла их переучиваться в свою школу моделей, либо отправляла в принципе, потому что приходили девушки совсем не модельной внешности и фигуры, хотя там им обещали умопомрачительные гонорары, съемки для журнала «Вог» и отечественной рекламы. Хуже всего дело обстояло с детьми. Ведь на базе CATS функционирует еще и детская школа моделей. Было очень жалко маленьких деток, которые сидели и ждали телефонного звонка, потому что им наобещали с три короба. Ко мне приходили родители, которые говорили примерно следующее: «Пожалуйста, мы вам заплатим денег, только позвоните и пригласите его хоть куда-нибудь, хоть на какой-нибудь показ». А я реально понимала, что даже если я действительно хочу помочь этому родителю и без денег, потому что мне жалко ребенка, я не могу, потому что ребенок ничего не умеет, никаких профессиональных навыков. Таких примеров было очень много. У нас был сильнейший отток по детской школе, за два года мы не смогли ни разу полностью укомплектовать учебные группы. Потому что, во-первых, они привлекали людей к себе, а во-вторых, когда родители понимали, что это, грубо говоря, «лохотрон», они начинали и к нам относиться подобным образом. Шел очень мощный подрыв бизнеса со всех сторон. А потом они исчезали. Собрали деньги в Санкт-Петербурге и переехали в Екатеринбург, спустя некоторое время оттуда звонили мои партнеры и говорили: «Что это?». А они поехали зарабатывать деньги в Сибирь, все вполне логично. На самом деле это была крупная русско-американская компания, которая выкупила немыслимое количество эфирного времени. Они же занимались телемагазинами, то есть, по большому счету, им было все равно, что рекламировать по телевизору: модельное агентство, пояс для похудания или уникальный курс пения у Мадонны. Люди на тот момент платили по 1000 долларов за портфолио, которое я делала за 50 долларов у Антона Лесного».

Зарх Е. Е., Уроки бизнеса от артистической элиты. Деловой опыт российских звезд, М., «Вершина», 2008 г., с. 55-56.


Этап N 7. Класс продуктов, уже не новый, распадается…

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели определённого статуса в новой области по узким направлениямСпециалистом считается тот, кто «побывал в боях»: работает в области несколько лет, бывал на конференциях, выставках, фестивалях, знаком с литературой, получает приличный гонорар… Клиенты имеют возможность сравнивать различные подходы 7.1. Регрессия к простейшим методикам – они понятны невзыскательным Клиентам и хоть как-то продаются… Характерный признак – на этих направлениях развития нет и не будет.

7.2. Попытки придумать самодельные рейтинги, сертификации – лишь бы заработать… Вручение наград «себе-любимым» и хорошим знакомым

7.3. Упор преимущественно на маркетинговые приёмы удержания и обслуживания Клиентов, а не на качество продукта

7.4. Обвинения «Звёзд», что завели в тупик…

7.5. Устройство на нетворческую работу в чужую компанию…

7.6. Уход в монастырь, йогу и т.п.
Взаимные непризнавания ряда «Звёзд», антиреклама друг друга Специалистов много, конкуренция усиливается. Антиреклама направления от Клиентов из-за ранее сделанных и невыполненных сверх-обещаний
– см. Этап N 2.
7.7. Компиляция и плагиат у более успешных Коллег + самооправдание этого в стиле:

- все воруют!

- я так много читал, что не помню, что где украл;

- для Клиента неважно, кто это придумал, Клиенту нужен результат;

- я не ворую, а так рекламирую чужое - передовое!


Плагиат и компиляция начинаются раньше - как только появляется возможность на этом зарабатывать, но на этом этапе они, увы, становятся массовым явлением.


Этап N 8. Неприятие нового рождающегося класса продуктов - 2

Символом этапа может стать откровенная фраза Даниила Хармса (в простоте Даниил Ювачев, придумавший себе псевдоним, составленный из английских слов «шарм» и «харм»): «Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла».

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Обладатели определённых результатов (методических, организационных и т.п.) в разных профессиональных нишах Клиенты имеют возможность выбирать различные подходы
8.1. Стратегическая ошибка: пропуск нового стратегического направления-2
Активная антиреклама направления от Клиентов из-за ранее сделанных и невыполненных сверх-обещаний, а также из-за деятельности многочисленных маргиналов. 8.2. Работа в своей, но чрезвычайно узкой нише

8.3. Включение в качестве крохотной составной части какую-либо традиционную (давно известную) область деятельности: социальную, педагогическую, гуманитарную, религиозную и т.п. Это воспринимается несколько странно после авансов – см. выше пункт 2.3. «Решить любые задачи!»;

8.4. Появление «авангарда»; «вопрекизма»
(термин Г.А. Товстоногова) – отрицание очевидного.


В примере проиллюстрирован, с одной стороны, захват рыночной ниши, а с другой стороны, очевидно, что эта «ниша» в научно-прикладном смысле развиваться не будет:

ПРИМЕР. «А Григорий Иванович Россолимо родом из зажиточных греков, а потом стал и совсем богатым. Профессора-невропатологи автоматически делались богатыми, потому что за максимально возможные гонорары лечили от безделья богатых барынь. В основном это была деятельность-то невропатологов: пользовать богатых барынь от безделья. «Ах, ах, ах, голова болит» и «Ах, ах, ах, я что-то нервно себя чувствую, плохо сплю». От того, что жрет только одни вкусные вещи, желудок ненормально действует. Одним словом, от всех этих так называемых женских болезней лечили невропатологи. И лечили они, конечно, только богатых барынь, потому что такие болезни только у богатых барынь и бывали. И, следовательно, гонорары брали... Ну, четвертной билет была мелкая разменная монета. Значит, барыня к нему пришла - должна оставить четвертной билет. Прийти к нему можно было, вероятно, и за десятку, а вызвать его к себе на дом - это уж четвертной билет непременно. Словом, тут деньга к деньге, и он на богатой вдовице Скадовской женился еще».

Тимофеев-Ресовский Н.В., Воспоминания, М., «Вагриус», 2008 г., с. 118-119.


ПРИМЕР. «В конце мая 2005 года в Москве проходил IV Российский философский конгресс. Я решил поехать (были дела в Москве) на первые два дня. Как-никак - смотр отечественной философии. Быт и нравы - всегда самое интересное. 4000 философов. Битком заполненный главный актовый зал МГУ. Дизайн потрясающий. Слева от сцены барельеф Маркса с мудрой мыслью о том, что в науке нет торных дорог. Слева - барельеф Ленина с не менее мудрой мыслью о том, что коммунистом можно стать только освоив все знания, накопленные человечеством. Задник сцены выложен мозаикой: красные знамена, серпы и молоты, рабочие, крестьяне, интеллигенты. В-левом нижнем углу огромные цифры 1917, в правом - почему-то 1953. Наверное, все-таки не смерть Сталина, а год окончания строительства. В президиуме пыльные философы и поп с огромным крестом на груди. Приветствия Президента, Патриархии. Открылся съезд часовым выступлением ректора МГУ Садовничего. Это была компьютерная презентация в PowerPoint: череда портретов мыслителей прошлого с их мудрыми мыслями. Садовничий их просто зачитывал. Самое печальное было в том, что это мультимедиа давным давно висит в сети и хорошо известно. Ладно бы это делалось для студентов, а тут - на открытии конгресса... Потом пошли выступления. Степин, Мотрошилова, прочие рангом пониже. И все об одном и том же: глобализация, интернет, Макдоналдс, Микки Маус, враг на пороге, враг уже в доме... Сначала стало не по себе - будто попал в прошлое. Потом подумал - может, это дизайн срабатывает. К концу дня, после некоторых разговоров ситуация прояснилась. Это смыслоутрата, растерянность, за которой стоит интеллектуальная и духовная несостоятельность, неадекватность времени, неспособность не то что дать ответы, а даже поставить вопросы, сформулировать проблемы. И это прикрывается страшилками, попытками бежать впереди растерянной и несостоятельной власти, запугивая и ее и самих себя. Диагноз подтвердился вечером на публичной лекции К. Свасьяна, живущего теперь в Швейцарии. Бывший кумир отечественных гуманитариев собрал актовый зал гуманитарного корпуса МГУ. Тема лекции - «конец истории философии». Сразу же Свасьян пояснил, что речь идет о конце самой философии, конце феноменологическом и перманентном. Потому как каждый философ возводит всю историю философию к себе любимому. Поэтому каждое философствование солипсично, и каждый философ норовит унести философию с собою в могилу. Поэтому самой честной позицией философа является суицид. В подтверждение были приведены примеры Вайнингера и еще одного молодого немецкого философа, которые покончили с собой, опубликовав первые книги. Хороший стеб. Монотонным голосом. Собравшаяся отечественная философская общественность, особенно женского гендера оказалась в трансе. Это, большей частью, преподаватели философии из провинции, из технических вузов. Это армия бывших идеологических шестерок, опущенных и невостребованных нынешней властью. Они мучительно ищут пути востребованности. А тут Учитель говорит, что никому они на хрен не нужны, кроме самих себя, и говорит, что самое честное - это покончить с собой. Посыпались вопросы: «Как же теперь преподавать философию?», «Что читать в курсах?». Типа «как же так, учитель, как же жить дальше? Укрепи и направь!» Бедняга Свасьян, как мог, тихо отбрыкивался. Его, мол, не так поняли, он не это имел в виду. Но все те же вопросы шли и шли. В какой-то момент я не выдержал и предложил: поскольку еще предстоит заключительное пленарное заседание конгресса, принять на нем решение о коллективном суициде отечественных философов. И прямо на этом заседании от слов перейти к делу».

Тульчинский Г.Л., Истории по жизни: опыт персонологической систематизации, СПб, «Алетейя», 2007 г., с. 231-232.


Этапы N 9-10. Финал класса продуктов...

Звёзды этапаСпециалисты этапаКлиенты этапаТиповые ошибки в новых продуктах
Разработчики наиболее популярных, классических методик, но их число не растетСпециалистами считается тот, кто неоднократно подтвердил это своими действиями, но их число не растет. Перед маргиналами построены защитные барьеры. Маргиналы уходят в новую область, где появился продукт-2.Клиенты имеют возможность выбирать различные подходы «Пиление опилок»: воспоминания как круты мы были!.. Или: «Каждая бабушка была красавицей и отличницей»…
Взаимные непризнавания ряда «Звёзд», но идет выпуск новых продуктов, объединяющих разные направления их Учениками Вменяемые Специалисты и Клиенты хорошо знают «ниши» друг друга


Разработка новых продуктов

«… профессионал - человек, которому известны грубейшие ошибки,
обычно совершаемые в данной профессии, и который
поэтому умеет их избегать»

Нильс Бор


1) В силу нарастающей конкуренции, проведение краткосрочного обучения становится не только модой, а необходимостью.

Это напоминает движение против течения: чтобы держаться на одном месте, не смещаясь назад, требуется затрачивать немалые усилия. Поток становится все мощнее, удержаться в нем – все трудней.

2) Разумеется, на каждом этапе существуют не только досадные ошибки, но и свои сильные ходы. Но это тема, собственно, самого Мастер-класса по созданию новых продуктов в тренинге и консалтинге

3) А теперь о печальном эффекте, ранее описанном в материале о Мастерстве тренера и консультанта. Если человек длительное время работает в некоторой интеллектуальной сфере и при этом не имеет пусть небольших, но собственных достижений – он деградирует. Всегда.

Сам процесс деградации, увы, незаметен ему. Эта некая профессиональная вредность, о которой не принято говорить вслух... В определенном смысле, иметь собственные интеллектуальные достижения полезно не столько для развития науки или прикладных дисциплин, сколько для личной психогигиены. Недаром в приличных научных компаниях, на некоторых кафедрах ВУЗов, Руководитель недемократично заставляет Сотрудников постоянно выступать на серьёзных Конференциях, делать публикации и т.п. – это позволяет не «застаиваться».

Древнегреческий врач Герофил был современником Диодора, который, занятый околофилософской болтовней, постоянно употреблял софистические рассуждения – к месту и не к месту… Однажды, вывихнув плечо, Диодор пришел на излечение к Герофилу, а тот сказал ему: «Плечо либо вывихнулось в том месте, где оно было, либо, в котором не было; но не в том, в котором было, и не в том, в котором не было; значит, оно не вывихнулось…».

Софист взвыл, просил забыть про всю софистику и, наконец-то, заняться Делом - просто лечить!

Литература

  1. Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г.

  2. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, 8-е издание, СПб, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г.

  3. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2007 г.

Очное обсуждение аналогичной проблематики идёт на наших
периодически проводимых Конференциях по инновациям


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian