Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Использование профессиональных стандартов для разработки программ тренингов / коучинга


Доклад на 11-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Жильцов Владимир Анатольевич,
Директор Автономной некоммерческой организации
«Национальный центр сертификации управляющих» (НЦСУ)
Сайт: http://www.ncsu.ru

Уважаемые коллеги!

В своем Докладе хотел бы поделиться опытом в подготовке программ тренингов / коучинга на основе профессионального стандарта управляющего. Под управляющим мы понимаем руководителей организации, выполняющих обязанности первого лица компании: генерального, исполнительного директора и т.п.

В практике современной России профессиональные стандарты бизнес начал вводить в начале этого века в 2003 года. Пионерам этого дела стала Федерация рестораторов и отельеров (Президент Игорь Бухаров).

В 2007 году этот вопрос стал курировать Российский союз промышленников и предпринимателей [1, п.3.2.], который создал Комиссию по профессиональным стандартам и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). На данный момент Комиссия по профессиональным стандартам утвердила около 100 профессиональных стандартов, в таких отраслях как гостеприимство, IT-технологии, энергетика, управление и др.

Здесь я представляю организацию, которая является разработчиком профессионального стандарта управляющего. В ходе 2-х летней работы нам удалось создать документ, который согласован среди более 500 руководителей рыночных организаций. Наш стандарт является, по сути, консолидированным запросом действующих работодателей, адресованной системе бизнес-образования на подготовку руководителей, соответствующим требованиям, изложенными в данном стандарте [2]. В то же время НЦСУ является центральным органом Системы добровольной сертификации управляющих и осуществляет методическое руководство [3]. В Системе созданы и создаются органы по сертификации, которые осуществляют сертификацию руководителей – т.е. оценку соответствия имеющихся управленческих компетенций тем требованиям, которые содержаться в профессиональном стандарте. В Системе реализуя принцип "кто оценивает – тот не обучает, кто обучает – тот не оценивает", совместно с партнерами созданы и создаются учебные центры, программы подготовки (модульные, краткосрочные) для подготовки менеджеров по требованиям профстандарта. Обучение осуществляется до, во время и после процедуры сертификации [4] .

Эту деятельность НЦСУ ведет с 2007 года и накопился некоторый опыт, с которым хотелось бы поделиться с уважаемыми коллегами. Хотелось бы сказать, что в системе начального и среднего профессионального образования Федерацией рестораторов и отельеров уже сделаны эффективные шаги [5], а в системе высшего профессионального образования в области менеджмента наш опыт является первым.

В своем выступлении я отвечу на следующие вопросы:

1. Что такое профессиональный стандарт?

2. Структура профстандарта и рекомендуемая структура модульной программы тренинга, основанной на компетенциях из профессионального стандарта;

3. Порядок взаимодействия автора программы с системой сертификации;

4. Некоторые рекомендации по созданию программ тренинга / коучинга.

Профессиональный стандарт содержит требования к компетенциям профессионала на различных уровнях квалификации. Основными элементами стандарта являются действия – как основа профессиональной деятельности, а также знания, умения, личностные качества, способствующие выполнению этих профессиональных действий.

Следовательно, обучение действиям это есть результат обучения в ходе тренинга / коучинга. Элементы компетенций, знания, умения и личностные качества, являются основой для совершения действий, и используются для предварительной оценки и формирования результата обучения в ходе работы с клиентами.

В нашем случае, существует особенность работы с первыми лицами организаций. Руководители высшего звена управления - это люди, имеющие знания, опыт и обладающие общественным и профессиональным статусом. Программы подготовки требуют индивидуального подхода при их реализации и, чаще всего, работы в режиме коучинга. Следовательно, программа тренинга составляется с учетом быстрой ее трансформации в программу индивидуальной работы без потери качества в результатах обучения [6].

Мы рекомендуем следующую структуру такой программы:

А) Название;

Б) Формат проведения, продолжительность программы в целом (но не более 24 астрономических часов) ;

В) Ожидаемый результат (указываются конкретные действия из конкретной единицы профессионального стандарта, которым будет обучен клиент);

Г) Этапы (части, модули) прохождения программы;

Д) Описание каждого из этапов (частей, модулей);

Например:

- Цель 1-го этапа (части, модуля);

- Основные темы (с указанием конкретных действий из профессионального стандарта отрабатываемых в ходе данного этапа);

- Общее время этапа (части, модуля): в астрономических часах;

- Формы работы: например, индивидуальный коучинг, интерактивное обсуждение темы с группой экспертов, моделирование ситуаций взаимодействия в команде, разбор и рефлексия кейсов;

- Описание структуры и программы этапа (части, модуля) по следующей форме:

Название и цель упражнения Участники
мероприятия
ПродолжительностьМатериалы
 И т.д.    

- Особые условия (при необходимости).

Наш опыт взаимодействия при создании модульных программ обучения на основе требований профессионального стандарта позволяет утверждать, что тренера / коучи / консультанты совершают типовые ошибки. Познакомлю с основными из них:

1. Не соответствие заявленной темы обучения результатам обучения (Например: тема "командообразование", а результат обучения: снижение конфликтности в группе, или повышение сплоченности и т.п.)

2. Упражнения в тренинге требуют знаний, которых не имеют обучаемые. Нет опоры на опыт клиента.

3. Отработка действий – т.е. достижение результатов обучения на занятиях не происходит, а оставляется на последующий период (посттренинговый). Тем самым снижается ценность самого тренинга или коучинговой сессии.

4. Увеличенное время занятий без должного обоснования. Не получается интенсива для такой категории как руководители, которые характеризуются повышенной быстротой усвоения материала.

5. Привязка к государственному образовательному стандарту в силу традиций конкретного учебного заведения. То есть, перенос требований к бакалаврам, магистрам на другую категорию профессионалов (людей с большим практическим опытом)

6. Попытка "усилить" значимость обучения путем вручения "бумаги" (диплома, сертификата, свидетельства) о полученном образовании. Это увеличивает время обучения и стоимость, снижая эффективность. Это соответствует требованиям организации, проводящей обучение, а не запросу носителей профессии. Т.е. происходит дискредитация сути подготовки и имиджа образовательной организации. В системе сертификации дипломы не имеют особого значения. При оценке в ходе сертификации оценивается выполнение действия. Выполнил – эксперты отметили, не выполнил – не отметили. Соответственно, аккредитация авторских программ тренинга происходит по факту демонстрации тех действий, прошедшими конкретную программу обучения, которые были сформированы у клиентов в ходе самой программы тренинга / коучинга.

НЕ рекомендуем делать:

1. Профессиональный стандарт – это заказ на подготовку данного специалиста, идущий от профессионального сообщества. Попытка изменить трактовку функций, заменить написанные в профессиональном стандарте действия на "свои" недопустима.

2. Следует пересмотреть имеющиеся свои отработанные программы тренинга / коучинга и скорректировать их под требования профессионального стандарта. Если это невозможно, то создать новую программу. Нельзя пытаться выдать отработанную программу как "правильную", а запрос профессионалов - носителей профессии как "неправильный".

3. Употреблять в рекламе своей услуги ссылку на профессиональный стандарт без реального участия в подтверждении эффективности обучения своих клиентов, способами, установленными самим профессиональным сообществом – держателем профессионального стандарта.

То есть требуется периодическая аккредитация программы тренинга / коучинга, разработанной на основе требований профстандарта, через механизм внешней оценки подготовленности клиентов до и после прохождения предложенной автором тренинговой программы.

В заключении хотелось обратить внимание на новые, еще не решенные, проблемы стоящие перед уважаемыми коллегами, это:

1. Разработка и проведение бизнес-образования с использованием профессиональных стандартов требует от их авторов и реализаторов (трененров, коучей) междисциплинарных знаний. Требует концентрации на обучении действиям и трудовым функциям, а не только неким принципам и психологическим механизмам.

2. Бизнес-тренерам, коучам предстоит осознать, что с появлением и дальнейшим созданием все большего количества профессиональных стандартов, требования к качеству и набору услуг тренеров / коучей / консультантов будут определять носители профессии – заказчики, и не только своими деньгами (ногами), но и своим консолидированным мнением.

3. Сообществу тренеров / коучей предстоит освоить "территорию" требований, заключенных в профессиональном стандарте. На мой взгляд, это есть перспективное направление развития бизнес-образования, альтернативы которому пока не видно.

Выводы

1. Профессиональный стандарт управляющего является консолидированным запросом носителей профессии для создания краткосрочных программ обучения.

2. Бизнес-образованию предстоит освоить "территорию" профессиональных стандартов. Сообществу тренеров / коучей / консультантам следует ответить на запрос профессиональных управляющих в нашем случае, предложением программ по требованиям профессионального стандарта.

3. Предлагаем использовать возможности действующей Системы добровольной сертификации управляющих – "Стандарты Первых" и реализовать авторские программы в ней. Приглашаем к серьезному сотрудничеству, прошу обращаться в НЦСУ.

Спасибо за внимание. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Литература:

  • Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы. Интернет-ресурс: http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=1960 .

  • Профессиональный стандарт "Управление (руководство) организацией. Квалификационный уровень – 7" – М. НЦСУ, 2008.

  • Жильцов В.А., Система добровольной сертификации управляющих: структура, содержание и перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции Сертификация управляющих: опыт и перспективы развития в Российской Федерации"/ Под общ. Ред. В.А. Жильцова. – М. НЦСУ, 2008. – С.18-22.

  • Жильцов В.А., Управленческая компетентность как предмет оценки руководителя организации. Материалы Международной научно-практической конференции Сертификация управляющих: опыт и перспективы развития в Российской Федерации"/ Под общ. Ред. В.А. Жильцова. – М. НЦСУ, 2008. – С. 84-86.

  • Машукова Н.Д., Посталюк Н.Ю., Николаева Г.В., Ащеулов Ю.Б., Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы / Под общ. Ред. Н.Д. Машуковой. – М. Университетская книга, 2006. – С.39-38.

  • Рыжов А., Кадры решают все или все порешат? Журнал Управление производством. Профессиональный журнал для руководителя. – М. АСТ, №1 октябрь 2008 г. С. 42-43.


Приложение: Программа индивидуального коучинга
«Формировать команду менеджеров высшего звена управления»

Шифр — F.1.


Программа состоит из 2 разделов, каждый из которых может быть реализован отдельно, независимо от остальных, в то же врем, рекомендуется для максимального эффекта поэтапное прохождение всех разделов. Программа может быть подкорректирована с учетом индивидуального запроса обучающегося.

Раздел №1.

Цель. Определять необходимые для работы в команде знания, умения, личностные качества. Оценивать знания, умения, личностные качества членов команды и выявлять пробелы. Обеспечивать устранение пробелов в знаниях, умениях, опыте через профессиональное развитие членов команды и привлечение в команду новых менеджеров

Основные темы:
  • Философия, психологи и идеология команды.
  • Стратегические планы команды.
  • Специфика команды управленцев - «Первый среди равных».
  • Процесс согласование целей в команде: управление процессом, результаты процесса как индикаторы эффективности команды.
  • Команда — отражение совокупности ресурсов каждой индивидуальности входящей в нее или что-то большее?
  • Команда — это «отражение ее лидера» или «свита делает короля?
  • Как формировать команду: психологический подход к оптимальному подбору и оценке участников командного процесса.
  • Совместимость и сплоченность членов команды: перспективы и ограничения.
  • Основы проведения совещаний в команде: мозговой штурм, дискуссия, диалог, информирование, приказ, распоряжение — как и когда все это использовать.
  • Модерация командного процесса. Роли лидера команды в процессе взаимодействия с командой.
Время: 4 академических часа (3 астрономических)

Форма работы: индивидуальный коучинг, интерактивное обсуждение темы с группой экспертов, моделирование ситуаций взаимодействия в команде, разбор и рефлексия кейсов.

Структура и программа занятия:

Название и цель мероприятия Участники мероприятия Время
1Вводная часть.
Конкретизация запроса, определение контекстуальных и формальных рамок занятия.
Коуч
Участник программы (руководитель)
15 минут
2Информирование в интерактивном режиме по темам:
  • Философия, психологи и идеология команды.
  • Стратегические планы команды.
  • Специфика команды управленцев - «Первый среди равных».
  • Процесс согласование целей в команде: управление процессом, результаты процесса как индикаторы эффективности команды.
Коуч
Участник программы (руководитель)
20 минут
3Разбор кейсов по темам.
Рефлексия и обсуждение.
Коуч
Участник программы (руководитель)
15 минут
4Информирование в интерактивном режиме по темам:
  • Команда — отражение совокупности ресурсов каждой индивидуальности входящей в нее или что-то большее?
  • Команда — это «отражение ее лидера» или «свита делает короля?
  • Как формировать команду: психологический подход к оптимальному подбору и оценке участников командного процесса.
  • Совместимость и сплоченность членов команды: перспективы и ограничения.
Коуч
Участник программы (руководитель)
20 минут
5Разбор кейсов по темам.
Рефлексия и обсуждение.
Коуч
Участник программы (руководитель)
15 минут
6Информирование в интерактивном режиме по темам:
  • Основы проведения совещаний в команде: мозговой штурм, дискуссия, диалог, информирование, приказ, распоряжение — как и когда все это использовать.
  • Модерация командного процесса. Роли лидера команды в процессе взаимодействия с командой.
Коуч
Участник программы (руководитель)
20 минут
7Моделирование ситуации проведения совещания в команде по выбранной теме в группе экспертов с последующим разбором и рефлексией.Коуч
Участник программы (руководитель)
Эксперты
40 минут
8Завершение занятия. Интегрирование полученной информацииКоуч
Участник программы (руководитель)
15 минут
 Суммарное время перерывов  20 минут


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian