Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

Качество и стоимость образовательных услуг


За что будут готовы платить Клиенты? За дорогие или дешёвые образовательные / тренинговые продукты?



Модестов Сергей Юрьевич
Канд. пед. наук, Директор консалтинговой
компании «Управление знаний» (г. Санкт-Петербург)
modestov-s@mail.ru


Рынок этих услуг в целом сформировался. С одной стороны, многие тренинговые компании – особенно в связи с наступающим кризисом – будут вынуждены отказываться от «развлекухи» в программах, поскольку Клиенты такие статьи бюджета сокращают в первую очередь. Похоже, что акцент будет сделан на качестве, с резким уменьшением количества «воды» в материале. С другой стороны, многие поставщики образовательных услуг хотели бы позиционироваться на рынке как дорогие; средняя ценовая категория хотела бы оправдать цену в глазах Клиентов. Однако далеко не все Клиенты будут платить. Почему?

Видится несколько причин.

1. Общая «внутренняя» непонятность, неспозиционированность - в частном случае, «неоправданность» цены.

С одной стороны, услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения - к незнакомым объектам человек, как известно, относится с опасением... Для нового потребителя, не знакомого с работой данного образовательного учреждения или компании это всегда – «кот в мешке», фантазии на тему своего прежнего опыта - и как эти фантазии согласуются с содержанием предоставляемой услуги, предсказать трудно. Хочется знать ответ на вопрос: «А за что я плачу?». С другой стороны, например, познакомившись на Конференции портала TREKO.RU с представителем компании «вживую», ознакомившись с небанальными публикациями на сайте компании, можно составить мнение об уровне и стиле их работы…

2. Услуга неотделима от своего источника, её осуществление возможно только в присутствии производителя.

А это смахивает на шаманство и внутренне не одобряется Клиентом.


Образование практически всегда возможно только в данном образовательном учреждении, с данными преподавателями, тренерами и т.п. Не является секретом, что в рамках одной и той же тренинговой компании, но от разных Сотрудников, можно получить совершенно разное качество оказываемых услуг…

В принципе, существует большое количество разных проектов дистанционного образования, то есть образования, отчуждаемого от разработчиков. Но про него, правда, пока больше разговоров… Я полагаю, все равно отчуждаемые продукты в ближайшее время не станут ведущими в этом деле: образовательный процесс - слишком сложная вещь, многоплановая; чем больше каналов восприятия при взаимодействии ведущего (преподавателя, наставника, тренера и т.п.) и его аудитории (слушателей, участников и т.п.), тем лучше: психологи давно это доказали. Так, в 50-е годы XX века возлагались большие надежды на учебное телевидение, но, как известно, результат получился весьма скромным... В качестве поддержки отчуждаемые образовательные продукты зарекомендовали себя хорошо, но не более.


3. Попытки гарантировать результат.

В образовании никто не гарантирует результат за деньги; за деньги гарантируют только возможность включиться в образовательный процесс, не более. (cм. Приложение и Договор возмездного оказания услуг). Никто в ВУЗе результат не гарантирует, гарантируется лишь соблюдение преподавателями процедуры. Если человеку твердо обещать в финале диплом, получение навыков, знания в голове, такое образовательное учреждение твердо получит славу места, где торгуют дипломами. И если - при прочих равных обстоятельствах - обещает дипломы - оно «роет себе яму». Второй момент - знания все-таки должны формироваться с затратами труда; просто предоставляемую информацию мы правильно называем лапшой, которую вешают на уши...


Приложение.

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования: «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг - «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства». Услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения»

То есть, образовательная услуга – возможность включиться в процесс («совокупность труда преподавателей»).

Литература:
  1. Попов Е.Н., Услуги образования и рынок, Российский экономический журнал, 1992 г., N 6.

  2. Скрипак Е.И., К вопросу о понятии «образовательная услуга, www.history.kemsu.ru/tezis/novosib.htm

  3. Щетинин В.П., Своеобразие российского рынка образовательных услуг, журнал «Мировая экономика и международные отношения», 1997 г., N 11.

  4. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 07 августа, 27 декабря 2000 г.)

  5. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И., М., «Юристъ», 2001 г.

Примечание Редактора портала TREKO.RU: да, студенту ВУЗа фактически гарантируется «доступ» в поток, но многоопытный Заказчик тренингов, семинаров либо консультационных услуг, даже в случае использования Договора возмездного оказания услуг или, в частном случае Договора на тренинг, обычно формулирует промежуточные проверяемые результаты, которых он ожидает от Профессионалов.



Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian