Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

Онлайн-семинары, тренинги и конференции


Каковы перспективы организации он-лайн-бизнес-семинаров, например, через программу Skype (телеконференция)? Возможные ошибки при организации таких семинаров?



Георгий Соколов,
Начальник отдела
консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС»
(г. Санкт-Петербург)
http://www.triz-chance.ru


Очевидно, что онлайн конференции и семинары будут развиваться.

Причины:

- Хороших бизнес-тренеров всегда не хватало...

- Выезд бизнес-тренера в регион требует дополнительных расходов и времени, и денег

- Онлайн-обучение может происходить «на рабочих местах» и не требует дополнительного помещения, обучаемые могут находиться в разных помещениях и даже разных регионах.

Возможные технические пути организации подобных онлайн-семинаров и видео-конференций:

Путь-1. С использованием специального видео-конференционного оборудования.

Плюс – высокое качество изображения и звука.

Минусы – высокая стоимость подобного оборудования; необходимость наличия оборудования и у ведущего / тренера, и у всех обучаемых.

Путь-2. «Программное» решение – с использованием того же Skype либо иных Интернет-сервисов (типа http://vzochat.com) для видео-общения.

Плюс – не требует больших вложений: у обучаемых должны быть только веб-камеры, гарнитуры и нормальный Интернет. Хотя, по-видимому, у провайдера подобной услуги (тренинговой компании) должна быть оборудована специальная студия: помещение, хорошая камера, хороший экран для отображения «сборной аудитории», освещение, оператор.

Минус – негарантированное качество изображения и звука у обучаемых. Возможные потери при передаче изображения и звука.

Если говорить о сложностях и недостатках вообще такой формы обучения, то нужно понять, о чем идет речь:

- об индивидуальном обучении;

- о семинаре для небольшой группы (3-8 человек);

- о семинаре перед многочисленной аудиторией (например, 30 и более человек).

1. Индивидуальное обучение

Эта форма обучения меньше всего будет отличаться от обычной встречи «вживую», хотя если речь идет об обучении «на рабочем месте», то обучаемому будет сложно уединиться – а это может быть необходимо.

2. Небольшая группа

Когда количество участников телеконференции не превышает 6-8 человек, то на обычном экране монитора можно разместить изображение каждого и организовать живое общение в режиме «все участники слышат и видят друг друга». Однако возникнут следующие сложности / ограничения:

- проводить в таком режиме онлайн-тренинги неэффективно: выполнение некоторых упражнений и подвижных игр затруднено – в мячик не поиграешь, сценку не разыграешь…

- явно необходим специально обученный оператор, который будет во время лекционной части выводить ведущего на первый план, а во время обсуждения позволять участникам одинаково хорошо видеть друг друга;

- как организовать работу в группах (разбить обучаемых на команды)?

- как ведущему контролировать внимание аудитории? Отслеживать эмоциональный настрой? Будет ли это осуществимо так же, как и при живом контакте?

- что помешает обучаемым отвлекаться на иные занятия – например, запускать иные приложения, общаться со своими коллегами, находящимися в том же помещении?

- непонятны эффекты групповой динамики.

Могу предположить, что уже есть софт, решающий часть названных проблем – прогресс не стоит на месте.

3. Многочисленная аудитория

На сегодняшний день видео-семинар с многочисленной аудиторией возможен только в режиме «вещание от одного Пользователя многим» - ведущий такой видеоконференции не слышит и не видит других участников, а участники слышат и видят только ведущего. В этом случае живого обсуждения не получится, либо его придется сделать в виде «звонков в студию» или текстового чата.

Такой онлайн-видео-семинар однозначно проигрывает живому семинару по качеству «обратной связи» и приближается к видео-семинару, который Вы можете просто приобрести на DVD, с единственным большим плюсом: ведущему все же можно будет задавать вопросы.

Приведем характерную цитату, позволяющую лучше «прочувствовать» некоторые особенности онлайн-семинара с многочисленной аудиторией:

«Сегодня прошел первый бесплатный онлайн видео-семинар, посвященный интернет-маркетингу, организованный SEO-Study.ru и SEOnews.

Общее число зарегистрировавшихся на мероприятие участников составило около 160 человек, поскольку это онлайн-конференция и была возможность выбора наиболее интересных тем, число активных слушателей менялось, но постоянно активных было около 50-55 человек. Кстати, самый верный слушатель провел с нами в онлайн-конференц-зале 312 минут, т.е. пришел в зал за 1,5 часа до начала выступлений, за что ему и всем остальным, кто прослушал всех докладчиков, спасибо.

Предварительно мы провели опрос аудитории SEOnews относительно интересующей потенциальных слушателей семинара тематики докладов. Учитывая преимущественно SEO-шную аудиторию нашего сайта, лидировала тема «Снижение временных затрат и автоматизация работы SEO-специалиста», которую и осветил в своем выступлении Андрей Шульгин, руководитель отдела продвижения СontrolStyle (компания-разработчик всем известного программного продукта Yazzle).

[…]

После выступления Андрея, его просто завалили вопросами, нам пришлось их обобщать, сокращать, чтобы хоть как то уложиться в регламент.

[…]

Однако в рамках этой публикации все пересказать невозможно, да и не стоит, предлагаем вам просмотреть выложенную на RuTube конференцию. Видеохостинг постарался обеспечить ужасное качество: голос слышно хорошо, однако видео ужато до нецензурности. Мы попытаемся в следующие разы как-то решить эту проблему, но лучшим ее решением является посещение семинара в режиме онлайн, т.к. в этом случае у всех будет великолепная картинка».




Инна Николаевна Иголкина
Бизнес-тренер,
Организатор Всероссийского Фестиваля НЛП (г. Москва)
www.festivalnlp.ru
festivalnlp@mail.ru


В настоящее время я веду дистанционный курс по программе МБА в МГСУ (Разработчик курса - МЦФЭР). Есть группа, которая в Москве время от времени приходит в аудиторию и очно общается с преподавателями, а есть те, кто одновременно по телемосту наблюдают за происходящим в других городах. На мой взгляд, тренинг в обычном понимании несколько затруднен, т.к. тренеру не легко уследить за тем, что там происходит... А уж повлиять на то, вернулись участники с кофе-брейка или нет - практически надежды никакой. Должны быть специально обученные люди в каждом из городов, которые обеспечивают учебный процесс.

Думаю, что он-лайн бизнес-семинары будут набирать обороты в ближайшем будущем. Для мотивированных людей, которые хотят заниматься, дистанционность несет в себе ряд плюсов. Более низкая цена. Тренеру не надо вылетать куда-то, не надо платить за билеты, гостиницу и т.д. Можно сделать ниже цену, т.к. затраты ниже.

Однако необходимо учесть ряд факторов:

- для очных занятий по телемосту должен быть оборудован компьютерный класс;

- должен быть сотрудник, т.е. он должен стабильно получать зарплату;

- необходимо арендовать помещение на длительный срок;

- невыгодно вести 1-2 курса, должно быть много курсов и хорошего качества;

- возможно воровство интеллектуального продукта и выкладывание его бесплатно на разных сайтах (пиратство).

То есть, при хорошей организации учебного процесса (много обучающихся) начинает становиться заметным эффект экономии на масштабе. При плохой организации учебного процесса (нет технологии набора учащихся, удержания их и т.д.) изначальные затраты съедят всю выгоду.

Таким образом, позволить себе грамотно сделанное дистанционное обучение могут либо компании, которым надо быстро обучить тысячи сотрудников в разных городах, либо учебные центры, обладающие серьезными денежными средствами.

Второй плюс дистанционности: участнику не надо ездить в Москву или другой крупный город, он может спокойно по субботам, воскресеньям или другим удобным ему дням приходить в учебный центр и получать знания уровнем выше, чем их обычно предоставляют вокруг.

Возможные ошибки при организации дистанционных бизнес-семинаров:

- не проработаны финансовые моменты бизнес-плана. Вложения в аренду, ремонт, закупку компьютеров, разработку или закупку дистанционного курса (или в организацию работы тренеров) довольно большие, и они обязаны отбиваться, иначе компания просто разорится;

- нет контроля за тем, что делают удаленные обучающиеся. В результате они могут терять мотивацию и саботировать обучение. Групповую динамику никто не отменял;

- Технические ошибки. Во время трансляции вдруг пропадает картинка, звук... Желательно заранее обеспечить надежную связь;

- Ошибки в содержании. Информация, которой предполагается обучать, должна быть актуальной, практичной, новой, интересной. Если выяснится, что информация не стоит ломаного гроша - народная молва быстро разнесет эту новость по миру, и желающих принять участие в подобном обучении не станет...

- Ошибки ведущих. Не все тренеры привыкли к работе дистанционно. Этому тоже необходимо учиться и права на ошибку нет. Поэтому необходимо тщательно продумать регламент, обсудить с тренером, как нужно вести занятие, чем это отличается от обычного тренинга и т.д.



Розов Дмитрий Викторович
rdvzkzspb@mail.ru


1. Перспективы организации:

Во-первых это вебинары с использованием Skype. Это когда Skype заменяет обычный или мобильный телефон.

Второе - появление второго оператора интернет-конференций (e-lecta) наряду с hotconference.

В третьих - интеграция комнат одного провайдера в комнаты другого провайдера. Единственным условием является совместимость программного обеспечения (обычно добавление происходит в виде php-файлов).

Четвертое: Более широкое использование сайтов с расписанием семинаров. Например, такой сайт есть в социальной сети uVme.

Пятое:организация видео-семинаров через Skype. Организация Skype кастов.

2. Ошибки при организации:

- Нет сайта с расписанием семинаров.Пользователь просто не знает когда будет проводиться какой-либо семинар.Обращаю внимание:привлечение пользователей без вывешивания расписания очень затруднено.

- Неработающие ссылки на конференц-комнату.
Если комната ещё не создана или непроплачена, то ссылка на неё работать не будет.

- Несинхронный показ слайдов семинара.
Нет синхронизации между показываемым слайдом и говорящим лектором.

- Не все слайды готовы.

- От Пользователя требуется очень быстрая реакция на происходящее (высокая скорость показа слайдов).

- Не указывается или даётся неработающая ссылка для скачивания.

- Если конференц-комната не на hotconference.com, то необходимо полностью задавать путь загрузки с указанием провайдера телеконференции.




Розов Дмитрий Викторович
rdvzkzspb@mail.ru
Дополнение от 31.12.2008 г.


а) Насчёт перспектив дистанционных тренингов. Да у дистанционных тренингов или семинаров есть определённые перспективы. В США сейчас даже создан портал www.trainingu.com, посвящённый дистанционным тренингам. В рамках этого проекта предполагается выступление таких звёзд как Джо Витали. Обычно такие тренинги в бесплатном режиме проводятся раз в неделю (вечером).
К дистанционным тренингам также подталкивает и кризис. При проведении дистанционного тренинга / семинара нужны только компьютеры (как у тренера, так и у ученика). Наилучшим способом проведения тренинга является телеконференция или вебинар.

Как перекладывать тренинг на дистанционную форму? Вот примерный план подготовки дистанционного тренинга:

- подписание Договора
- оплата счёта
- изучение полученной от Заказчика информации
- диагностика проблем Заказчика и обучаемых сотрудников
- определение способа проведения тренинга: Skype, вебинар, телеконференция
- создание (если не создана) конференц-комнаты, её паролирование, назначение модератора, размещение на сайте информации о тренинге,с указанием откуда скачивать конференц-комнату. Skype применяется если в группе не более 10-12 человек (в остальных случаях конференц-комната)
- ознакомление сотрудников Заказчика с тем, где размещена информация о семинаре, тренинге и рассылка писем с паролями к комнате
- организация ознакомительного семинара и знакомство с сотрудниками
- подготовка слайдов и слайд-шоу
- проведение обучения
- разбор бизнес-задач
- оценка и анализ проведённого обучения
- комплекс посттренинговых мероприятий.

Весь раздаточный материал выдаётся слушателям в виде pdf-файлов или rar-архивов.

б) Для оценки качества обучения используется опросный лист.

в) По каким направлениям наиболее рационально проводить дистанционные тренинги?

Могу привести только примеры, в каких областях применялись дистанционные тренинги. Это - продажи (тренинги продаж), обучение использованию программного обеспечения, обучение проведению опросов и исследований. Пожалуй все отрасли, кроме командообразования и некоторых программ личностного роста (требующих физического присутствия тренера). Для проведения тренинга по ораторскому мастерству нужны хорошие микрофон и наушники (имеется ввиду полоса пропускания).




Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian