Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

О книгах и изданиях по консалтингу и тренингам


Какая цена, по мнению Экспертов, адекватна для книги по:

- бизнес-консалтингу
- бизнес-тренингу
- бизнес коучингу?

[Вопрос прислан для публикации на TREKO.RU Представителем одного из крупнейших издательств, которое испытывает серьёзные проблемы с реализацией свой литературы по направлению «Тренинг и Консталтинг»]



Викентьев Игорь Леонардович
Директор консалтинговой
компании «ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург)
http://www.triz-chance.ru


Характерно, что на Конференциях бизнес-тренеров и консультантов регулярно поднимается вопрос: «А что приличного сейчас можно почитать?», и не менее регулярно звучит ответ: «Сами ищем!». Более того, представители специализированных журналов неоднократно пытались «выбить» подписку на свои издания в отборнейшей целевой группе – Участниках Конференции… Факт: подписываются неохотно. Книги ведущих Издательств пролистываются, но – за редким исключением – не покупаются. Это одна из причин, по которым мы даже не предлагаем Издательствам сделать рабочее место для продаж на наших Конференциях; вместо этого мы - по договоренности с Издательствами – используем их продукцию в качестве призов за лучшие вопросы Участников.

На отраслевых выставках картина схожая.

Постараюсь ответить на вопрос, изложив тенденцию.

1) Когда на волне перестройки родилась газета «КоммерсантЪ» – сработал эффект новизны и газета получила массу почитателей и подписчиков.

Шло время, и шли 2 процесса: профессионализм бизнесменов рос, а профессионализм сотрудников редакции в обозреваемых ими направлениях бизнеса если и рос, то значительно медленнее... Поясню: в газете «КоммерсантЪ» постоянно эксплуатировалась фирменная присказка: «По мнению экспертов «Ъ»... Понимая в некоторых областях бизнеса, могу сказать, что эксперты «КоммерсантЪ» довольно часто путали внешние эффекты и реальные тенденции рынка. Но уважаемая Редакция, глубоко уверовав в удачу и при этом серьёзно не работая над качеством, в какой-то год резко подняла цену на подписку. Мы обменялись мнениями с моим товарищем, который тогда торговал лесом. Он сказал: «Я работаю на лесном рынке и знаю его изнутри… За прошлый год в «Коммерсанте» было всего 16 материалов о торговле лесом. Все 16 неточно отражают ситуацию на рынке. Я не намерен дальше выписывать Коммерсант!». В том году тираж всероссийской газеты упал, что позволило корреспондентам «Московского комсомольца» шутить: «По мнению экспертов малотиражной газеты "КоммерсантЪ"...»

2) Аналогичный эффект, только со сдвигом во времени, проявился на рынке специализированных журналов.

Проиллюстрирую примером: в Санкт-Петербурге тысячи людей имеют отношение к маркетингу, рекламе и PR. Судя по питерским публикациям и конференциям последних лет, специалистов, способных сказать что-то неочевидное для всех остальных – не более 100; из этих 100 неплохо пишут максимум 20.

Если же понадобится Автор, способный писать статьи для журнала или доклады для конференций:

- иллюстрирующий текст практическими примерами;
- точно в заданный срок;
- регулярно (т.е. не 1 раз в год),
то из этих 20 вряд ли останется более 8-10 кандидатов... И это в "культурной столице"...

Многократно приходилось наблюдать жизненный цикл: учреждается новый профессиональный журнал (сейчас это несложно), материалов хватает на 1-5 номеров, пишут их обычно члены редакции и их знакомые… А потом наступает кризис: материалов нет и журналы начинают строиться по формуле:

само-реклама + 1 «гвоздь» номера (хорошо, если он есть) + болтливые и пустые материалы + завышение тиража в разы

Естественно, собрать подписку на такое издание – малореально и вопрос продаж становится более сложным, чем создание самого журнала...

3) Сейчас мы наблюдаем, как описанные эффекты роста приходят на книжный рынок.


В начале десятилетия масса издательств начала публиковать литературу по маркетингу, рекламе, тренингам и был пик продаж - сработал упомянутый выше эффект новизны.

Однако пик он на то и пик, чтобы за ним последовал спад. Вот ошибки, которые могут сделать издательства в течение ближайших нескольких лет:

- Распространение мифа о том, что книги по консалтингу и тренингу сейчас не актуальны…

Да, халтура никогда не актуальна, на длинных временах она не продается.

- Непонимание того, что есть авторы и есть Авторы.

Даже в такой стране, как Россия, количество людей, обладающих не просто «мнением», а большими тематическими базами знаний, из которых можно делать книги, можно пересчитать по пальцам (например, именно так работал В.С. Пикуль [1928-1990]). А издательств в разы больше...

Учитывая, что наша компания ежемесячно сканирует значительный объём книг по данной тематике и регулярно проводит очные Конференции маркетологов, бизнес-тренеров и консультантов, можно говорить о следующих тенденциях в 2007-2009 годах:

- Профессионализм участников рынка (читателей) по сравнению с началом 2000-х годов растёт;

- Большинство книг, издаваемых по указанным выше темам, фактически ориентированы на студентов либо людей, только входящих в профессию, хотя в анонсах декларируется «высокий профессиональный уровень»; «уникальный и международный опыт».

- Большинство книг, издаваемых по тренингу и консалтингу, увы, не содержат неочевидных Специалисту примеров или задач, а уж тем более методик... В лучшем случае подобные книги фактически сводится к 1-й, максимум - 2-м статьям для Специалистов (под Специалистом я понимаю человека, поработавшего в тренинге-консалтинге 3-5 лет).

4) Какие продукты могут быть актуальны в ближайшее время?

а) Думаю, что по аналогии с разделом «бизнес-цитаты» портала TREKO.RU, должны появиться дайджесты типа «Новое в консалтинге-2008», «Новое в тренинге-2008». Это небольшие бюллетени, в которых нет лишних слов. Они должны иметь отличное распространение по стране, в наиболее известные компании поставляться бесплатно, но реклама в них (начиная, конечно, не с первого номера) должна стоить дорого... Цена одного номера не должна превышать 300 рублей.

б) Явно должны пойти очень узкие по тематике книги, не содержащие больших откровений, но полезные Специалистам, скажем: «Как провести аттестацию рядовых сотрудников?»; «Как провести аттестацию обидчивых руководителей?». Понятно, что есть противоречие: для того чтобы книга была для Специалистов, она должна быть очень подробна, документы должны публиковаться целиком, Автор должен раскрывать свои секреты. Здесь целесообразно регулярное (хотя бы раз в 2 года) пополнение и выпуск новой версии книги, замыкание книги на тематический сайт. Это возможно только при интеллектуальном содружестве Издательства и Автора. И тогда работать интересно. И это не просто разовое издание книги, приносящее Автору весьма скромный доход, а целый комплекс работ с расчётом на многократные переиздания.

Вероятно, наиболее успешные проекты будут развиваться по формуле:

Книга №1 + CD + посещаемый сайт, посвященный данной книге + форум или блог, что помогает Автору собрать неочевидный (!) материал и выпустить Книгу №2.

По имеющимся у меня данным, только 5% современных американских писателей могут существовать литературным трудом, а остальные работают по схемам:

- написание книг + сценарии для кино или ТВ;

- написание книг + работа в online и offline изданиях;

- написание книг + преподавательская деятельность и т.п.

Должно быть некое сообщество (комьюнити), поддерживаемое Издательством и Автором, которое лояльно к данному проекту, обсуждает и подпитывает его. При этом нужно понимать, что из тысячи «мнений» в дальнейшую работу можно взять, в лучшем случае, несколько процентов…

Цена подобной узко-тематической книги, посвященной конкретному бизнес-процессу, может быть в пределах 1000 рублей.

в) Книги для профессионалов должны строиться не на декларативных (их удобно рассказывать студентам), а на процедурных знаниях (они отвечают на вопросы: «Что и как делать? Как избежать типовых ошибок?»). В чем разница? Поясню на паре примеров.

Вот есть телестудия, и есть приглашенный на прямой эфир Гость. В прямом эфире он должен говорить чётко, уверенно, «в размер». И на его подготовку есть всего 5-6 минут. Есть целые полки в книжных магазинах, посвященные риторике – это декларативные знания, но нужна отработанная на практике инструкция на одну страничку: как за 5-6 минут подготовить Гостя к прямому эфиру – это процедурные знания.

Второй пример. Сейчас в разных странах мира успешно переиздаются книги Г.С. Альтшуллера [1926-1998], написанные еще в 70-е годы XX века, потому что они содержат конкретные ответы на вопрос: «Как решить нестандартную техническую проблему?» Выпущенная нами совместно с Официальным фондом Альтшуллера электронная книга по ТРИЗ была скачана только с одного сайта более 90 000 раз, а так как сайтов, на которых размещена книга, много, то мы оцениваем совокупный тираж примерно в 150 000.

Есть опыт разработки различных электронных продуктов, концентрирующих в своих базах данных именно процедурные знания из определенной предметной области. Цена подобных книг и электронных продуктов – проверено – может составлять несколько тысяч рублей.

Но главный вопрос – не в цене, а в качестве приобретаемого Специалистом знания.



Примечание Редактора портала TREKO.RU: Изучив статистику более 2 500 000 посещений нашего портала, мы видим, как читают материалы на TREKO.RU:
  • рассуждения (даже очень правильные) - НЕ читают;

  • откровенную рекламу, например, в пресс-релизах - НЕ читают;

  • примеры, описания решенных Автором бизнес-задач - внимательно читают;

  • детальные, подробные выводы, рекомендации «как делать» либо «как точно НЕ делать» - да, внимательно читают.
Факт: отдача от нерекламной статьи, содержащей конкретные бизнес-примеры, в 3-4 раза выше, чем отдача от рекламного блока, и эта тенденция только нарастает.

См. также: Памятка Авторам TREKO.RU »»»



Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


Мастер-класс И.Л. Викентьева по написанию статей и книг

18-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian