Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Организационный коучинг - что же это всё-таки такое?


В приложении «Аудит и консалтинг» к газете «Деловой Петербург» от 22 октября 2008 г. была опубликована подборка материалов, посвященных практике работы бизнес-коучей в российских компаниях.

Вот некоторые характерные цитаты из этой подборки:

Решает ли коучинг бизнес-задачи?

«Само понятие коучинга в России еще очень размыто. Каждый представитель этой молодой профессии объясняет клиентам, в чем разница между коучами, тренерами и консультантами. Но объясняют это все как-то очень по-своему. […] Но вывод такой - действия коуча ориентированы на прояснение целей клиента, и помощь в их достижении, а не на решение проблем и не на выработку потенциально необходимых навыков и качеств личности. Коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал и найти внутреннюю мотивацию на осуществление важных изменений в жизни. «При этом, коучи, как и психоаналитики, не предлагают готовых решений, не дают конкретных советов, но задают много системных вопросов и как бы являются «тёплым зеркалом», в котором можно увидеть свое отражение», - поясняет Филипп Гузенюк, коуч-консультант Института Коучинга.

Ольга Киселева, «Довериться коучу и поверить в себя», газета «Деловой Петербург» от 22.10.2008, с. 4.


«Одно из применениий возможностей коучинга для руководителя - развитие у него эмоционального интеллекта. Хотя эту тему трудно отнести к самым наболевшим, помнить о ней надо.

Несдержанность руководителя может стоить ему хорошего специалиста, выгодного контракта или серьезных потерь дорогостоящего рабочего времени. […] Как правило, путь к повышению EQ начинают с методичных и регулярных попыток осознания собственных эмоций. Для того чтобы задаваться время от времени вопросом: «Что я чувствую сейчас?», впрочем, вовсе не обязательно неусыпное бдение коуча. Руководителю достаточно самому взять себе за правило регулярно задумываться о своих эмоциях, постепенно переходя от более простых к более сложным определениям. После того как этот навык будет освоен, начинается работа по вербализации эмоций, топ-менеджер учится подбирать правильные слова для выражения состояния».

Татьяна Крылова, «Специалист приходит решать проблемы, а учит эмоциям», газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 2.

Дипломированные коучи

«Формально сертификат или диплом очень важен. Фактически его наличие не имеет значения, поскольку коучей обучают по опыту западной практики. К России она неприменима, здесь совсем другие люди, и они делают другой бизнес», - рассказывает Антон Монин. Кстати, обучение профессиональной деятельности коучера проводят Международная федерация коучинга (ICF), Международная ассоциация коучеров (1АС). Нелишне будет поинтересоваться опытом работы своего будущего коуча, расспросить его о том, какие задачи ему приходилось решать, и обязательно попросить привести примеры этих задач и решений. Ответы помогут понять, насколько стратегия, применяемая коучем, ложится заказчику на душу».

Ольга Киселева, «Довериться коучу и поверить в себя», газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.


«В практике компаний, занимающихся самым разным консалтингом, есть немало случаев, когда неискушенность специалистов приводила к недопониманию или нелепицам. […] Так, при проведении автоматизации процессов одного добывающего предприятия молодые специалисты компании - внедренца новой системы (сотрудники с экономическим образованием, но без технического) не учли, что предприятие-клиент потребляет олово не только для производственных нужд, но и для пайки. Поэтому при адаптации автоматизированной системы к бизнес-процессам предприятия внесли в базу данных тонны в качестве единицы измерения для олова. Недочет привел к тому, что рабочие компании-клиента, испытывая робость перед «заезжими консультантами» в течение нескольких месяцев откладывали мелкий ремонт оборудования в связи с нехваткой олова. Запас олова на предприятии закончился, заказывать новую партию надо было уже с помощью новой системы, а требовать сразу тонну рабочие не решались».

Татьяна Хрылова, Казусы от незнания и молчания, газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.

Как принимают коуча?

«Но в большинстве случаев, поскольку коуч-консультанты входят в коллектив, как правило, со стороны кабинета руководства, они сразу же вызывают спазм внутри коллектива.

Не всегда понимая, для чего этот специалист нужен в компании, каковы поставленные перед ним цели и задачи, где границы области его компетенции, сотрудники реагируют, как правило, негативно. В этом случае желаемый результат сразу можно поделить на десять, поскольку во многом работа коуча основывается на доверии. […]

Григорий Кисель, директор ОАО «ТПК «Квадро-Импэкс».

«Задача руководства - внятно представить коуч-консультанта, обозначить его функции, рамки ответственности», - рассказывает он. Важно доходчиво объяснить сотрудникам, почему этот специалист необходим в коллективе, каков предполагаемый итог его деятельности, выступить с призывом поучаствовать в эксперименте вместе. Это автоматически снижает напряжение в коллективе».

Ольга Киселева, Коуч вызывает у коллектива спазм, газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.


С другой стороны:

«Бывает, что руководитель намеренно не представляет работникам офиса нового сотрудника с совершенно непрозрачными для коллектива обязанностями.

В таком случае консультант становится мощным раздражающим фактором для всех сотрудников компании. И именно этот фактор наиболее явно и наглядно выводит на свет божий все подводные течения, существующие в коллективе. Такой специалист может работать от 2 до 4 месяцев, а по истечении этого срока предоставить руководству полный отчет и приложить к нему свои личные рекомендации. «Я знаю случаи, когда таким образом готовили сотрудников к появлению нового руководителя, - рассказывает Оксана Агафонова, бизнес-тренер. - Это эффективный метод для тех коллективов, для которых уместен вопрос «против кого дружим». При появлении консультанта, воспринимаемого в этих коллективах в образе единого врага, сотрудники не только сплачиваются, но и легче принимают, например, нового генерального директора».

Ольга Киселева, Подготовить людей с минимумом потерь, газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.

Как работает коуч?

«Хороший коуч использует стратегию, которая предполагает раздельную работу с профессиональными целями каждого конкретного сотрудника и с целями компании, чтобы затем умело и ловко «сшить» их воедино. «У многих руководителей есть страх, что в результате специалисты компании осознают свои цели и поменяют место работы. Да, как правило, после работы коуча 10% сотрудников так и поступают. Но это говорит лишь о том, что они были не на своем месте», - поясняет Филипп Гузенюк.

Ольга Киселева, «Подготовить людей с минимумом потерь», газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.


«На этапе формирования личного плана развития требуется 5-10 еженедельных встреч продолжительностью 40-60 минут. За этим следует активная фаза сотрудничества. Стоимость услуг бизнес-коучинга составляет от $100 в час, в сегменте личностного коучинга - от 1 тыс. рублей в час».

Ольга Киселева, «Формируют цену», газета «Деловой Петербург», N 199 от 22.10.2008, с. 4.

Комментарий Георгия Соколова, начальника отдела консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС»: к сожалению, в цитируемых материалах коучи традиционно не привели ни одного (!) небанального решения бизнес-проблем… Выскажу гипотезу: в разнице между 1 тыс. руб. и $100 и заложено основное отличие бизнес-коуча от классического психотерапевта…

Предложение Оргкомитета 11-й Конференции бизнес-тренеров: мы неоднократно – устно и письменно – предлагали бизнес-коучам сделать Доклад и привести примеры небанальных предложений, решений, разработанных ими новых целей и т.п. За время существования портала с 2004 г. и при посещемости в 2007-2008 годах 5500-7200 Посетителей в будний день, ни одного подобного решения представлено не было…

Предложение Оргкомитета остаётся в силе.


А способны ли коучи помочь в решении реальных бизнес-проблем?



Абу-Навас Василина
Генеральный директор объединения «Практик»
(г. Иркутск)
http://www.praktik-irk.ru/
E-mail: vasilina@praktik-irk.ru


Гениальный вопрос! Потому что ответов, конкретных ответов нет. Возможно, я плохо искала…

Немного лирики: я – психоаналитический консультант, работающий в бизнесе, когда в стране заговорили о коучинге, как о бизнес-методе, я сразу проявила заинтересованность, даже проходила обучение у австрийцев… могу сказать, что по тому, что я увидела, услышала, прочла, оказалось, что это ни что иное, как когнитивная психотерапия. Применение когнитивного метода безусловно хорошо для организаций, например, при проведении мозговых штурмов, при поиске решений. К сожалению, на сегодня в понятие коучинг вкладывается в основном только психологическое и психотерапевтическое начало.



Вернуться ко всем вопросам консультационного пункта
11-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов


11-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian