Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Методика усовершенствования курсов

 Автор: Алексей Богданец,
Maritime Training Center "Novikontas" (г. Рига)
Сайт: http://www.novikontas.lv

В данной статье хочу представить Методику усовершенствования учебных курсов.

Введение

С чего начать? Начну с вопроса – почему именно ЭТА методика. Ну, хотя бы потому, что именно на базе этой методики производилось разработка курсов, которыми занимаюсь я, т.е. я работал по ней. Насколько большими, серьезными или кардинальными были эти улучшения – вопрос другой, но какими бы они ни были - они были, они работали и, судя по реакции публики, даже получались неплохими.

Основная часть этой методики была (как мне показалось по началу) создана мной, но в последствии я был сильно разочарован (понятное дело в себе, а не в методике) ввиду того, что отображение данной информации, я нашел в ряде специализированных учебных изданиях и статьях (Problem Solving, SWOT, Re-Engineering of Business Processes и т.д.).

Самое интересное то, что сначала я долго и упорно сопротивлялся своим мыслям о том, что надо создать алгоритм, систему для улучшения курсов. Ну, оно и понятно, ввиду того, что человек – это натура ленивая (а я, понятное дело, не исключение), эта идея систематизирования умирала в моем сознании также быстро как и рождалась... Со временем я понял - сидя на стуле и смотря в потолок, думать о том, что и как еще можно было бы изменить и улучшить – далеко не уедешь. Метод «проб и ошибок» конечно же, весьма хорош (следует ему отдать должное хотя бы потому, что он на сегодняшний день является самым долгим жителем теории и практики решения проблем), но настал момент, когда уже действительно необходимо было использовать более действенные методики, т.к. времени на эксперименты с методом «проб и ошибок» уже не хватало.

Только начиная карьеру тренера, в кармане количество знаний и опыта в этой сфере равнялись нулю, поэтому за основу я взял один из пунктов презентации Problem Solving, которая проводится у нас в учебном центре. Честно говоря, на тот момент я думал, что он будет тем единственным и неповторимым, которого мне хватит на всю оставшуюся жизнь. Черт... как же я заблуждался...

Методика

Итак, все же о методике. Состоит она из нижеперечисленных моментов:
  1. создание курса с чистого листа
  2. определение целей идеального курса
  3. разбор полетов первых двух пунктов
  4. оценка и фиксирование отзывов о курсе
  5. поиск и фиксирование сильных и слабых сторон в процессе обучения
  6. интегрирование идеального курса в существующую программу
Как вы видите, пунктов всего 6, и на данном этапе своей деятельности пока не вижу смысла изменять их количество.

Теперь, каждый из этих пунктов попробую пояснить, т.к. в чистом виде они не представляют какой-то информации.

Этап первый – Создание курса с чистого листа. На данном этапе использования системы необходимо создать видение идеального, на взгляд тренера, курса. Это необходимо сделать невзирая на различные ограничения в отношении использования оборудования, учебной программы, времени, а также любых других ограничений.

Этап второй – Определение целей. Для того идеального курса, который мы создали во время выполнения прошлого пункта, необходимо определить цели.

ПРИМЕР 1. Цели:

- знать классы пожаров и уметь их определять на практике;
- уметь произвести правильный выбор огнетушащего агента при возникновении;
- определенного класса пожара;
- уметь правильно реагировать, при возникновении пожара;

Зачем же здесь нам необходимо определить цели? В данном случае это важно просто напросто потому, что если мы с Вами не сможем реализовать или достичь тех целей, которые определили в идеальном курсе (ввиду ряда факторов), то у нас будет возможность подойти к достижению ЭТИХ ЖЕ целей с других сторон.

ПРИМЕР 2.

При сдаче заключительного теста курса «Борьба с огнем» 95% обучаемых допускали ошибку на вопросе: «Какие из перечисленных действий будут предприняты Вами в первую очередь при срабатывании сигнализации «Пожарная тревога», если при этом была объявлена зона возникновения пожара по внутренней связи?»

- Немедленно следовать к месту сбора экипажа для согласования дальнейших действий

- Немедленно следовать к месту сбора экипажа, по пути герметизируя место возникновения пожара

- Немедленно взять огнетушащие средства и начать тушение пока не прибыла группа поддержки

Оставаться на своем месте и ждать дальнейшей информации

В данном вопросе правильным ответом является №1, но основная масса отмечала правильным ответ №2. При анализе причин данной ошибки было выявлено следующее:

Обучаемые курса – специалисты, работающие на морском флоте (попросту сказать - моряки)

Потеря контроля над огнем создает большую вероятность полной гибели судна.

То есть, 95% моряков при возникновении пожара, первое что начали бы делать – производить герметизацию, для того чтобы ограничить поступление воздуха (без кислорода огня быть не может) в данное помещение. Если команда не берет огонь под контроль за максимально быстрое время, то покидание судна не самый лучший вариант спасения. Инстинкт выживания и являлся основным фактором данного мышления.

Нельзя сказать, что их действия неправильны, наоборот – очень даже правильны, НО человеческая жизнь всегда идет на первом месте. Как ни пытались инструкторы данного курса донести до слушателей важность человеческой жизни, на результатах теста (да наверное и на мышлении) это никаким образом не отображалось.

Так как одна из целей курса – «правильно реагировать при возникновении пожара» - получается, цель достигнута не была.

Этап третий – промежуточный разбор полетов. На данном этапе анализируем проделанную работу – что из идеального курса можно осуществить, и каким образом достигать поставленных целей. Лучше использовать командную работу.

ПРИМЕР 2 (продолжение).

Участвуя в усовершенствовании курсов «Борьба с огнем», необходимо было достигнуть цели «правильно реагировать при возникновении пожара». Для этого было разработано специальное практическое задание.

Во время практических занятий играется Пожарная Тревога, обучаемые, как и раньше, следуют к месту сбора и по пути герметизируют помещение, в котором произошло возгорание. Когда на место сбора все прибыли, следующей необходимой процедурой является проверка того, что все члены экипажа прибыли. Начинается по-фамильное перечисление, для этого инструктором был подготовлен список членов экипажа, который выдается старшему офицеру (его роль играет один из обучаемых):

- Иванов.
- Я!
- Петров.
- Я!
- Сидоров.
- Я!
- Кузнецов.
Молчание.
- Кузнецов!
Молчание.

Инструктор курса: - «Кузнецов – парень, которого Вы загерметизировали в помещении, где произошло возгорание. Если до Ваших действий у него еще были какие-то шансы на выживание, то после того как была произведена герметизация, шансы равны нулю. Представляете, если бы Ваша фамилия была вписана в этой графе?».

Результат был ошеломительным – 99,5% слушателей курса на вопрос: «Какие из перечисленных действий будут предприняты Вами в первую очередь при срабатывании сигнализации «Пожарная тревога», если при этом была объявлена зона возникновения пожара по внутренней связи»? давали правильный ответ.

Этап четвертый – анализ предыдущих отзывов. Эта ступень требует анализа и обработки всех результатов оценок существующего курса (еще не модернизированного) со стороны обучаемых. Во-первых, можно найти полезные идеи. Может быть их будет не много, но все-таки... даже если одна – это результат. Во вторых, мысли в отношении того, что необходимо клиенту, у поставщика услуг и потребителя бывает очень сильно расходятся. Поэтому в данном случае можем создать для себя более ясную картину, что важно для клиента в процессе обучения.

ПРИМЕР 3.

Для выполнения данного этапа необходимо разработать и внедрить форму оценки курсов, которая обязательно должна содержать графу «Ваши предложения по улучшению», «Какие дополнительные материалы хотели бы видеть» ну или что-то в этом роде. Эту графу, к сожалению, заполняют без особой охоты, но бывают и очень интересные предложения. Их тоже берем во внимание.

Этап пятый - поиск сильных и слабых сторон обучения. В данном случае рекомендуется использовать таблицу, пример которой представлен ниже:


ПРИМЕР 4.

Сильные стороныСлабые стороныСредние стороны
Переменный успех
Требует доработки
(ну, или придумайте свое)
1. В эту программу обучения достаточно легко внести изменения, если что-то пошло не так

2. Этот пример ярко показывает назначение и применение закона Ома. После этого обучаемые наконец-то соглашаются, что эти знания действительно являются необходимыми

3. В теме «Система Менеджмента Качества»,

4. Обучаемым даются практические задания каждые 20-30 минут, что прекрасно дополняет теоретические вопросы, которые рассматривались во время презентации
5. Мало кто из участвующих на тренинге специалистов знает ответ на вопрос №3, что на практике при возникновении определенных условий приведет к необратимым последствиям

6. Эта задача сложная для большинства и после второго и после третьего раза

7. На вопрос №9 теста почти все отвечают неправильно
8. В задании по маркетингу в разделе «позиционирование» не всегда обучаемые могут понять, что от них требуется

9. Задача №4 в теме «Процессы Жизненного Цикла Продукции» на первый взгляд для большинства является слишком сложной, но после применения процессного подхода, который рассматривался ранее, вырисовывается полная картина данной темы, но это создает инерцию мышления, и в дальнейшем некоторые могут посчитать, что это самый эффективный способ


На мой взгляд, сбор максимального количества информации является самым важным в любом процессе, советую уделить ему достаточное количество внимания.

То есть, как Вы поняли - этот этап системы направлен на то, чтобы собрать максимум количества информации о курсе – что идет хорошо и что идет «не очень».

На этом же этапе происходит ре-инжениринг существующего курса. В данном случае необходимо переделать курс таким образом, чтобы сохранить выявленные сильные стороны и устранить (по возможности преобразовать в сильные) слабые стороны. Для этого применяем Этап второй – Определение целей и Этап третий (смотри пример №2 этапов №2 и 3).

Заключительный этап. Заключительный этап является самым простым. Здесь необходимо в существующую учебную программу, с которой мы уже в достаточной степени поработали (слабые стороны курса преобразовали в сильные), интегрировать наш идеальный курс, который прорабатывался на 1, 2, 3 этапах. Т.е. все упирается в должную компоновку двух курсов.

В данном системном подходе к улучшению может показаться, что некоторые шаги можно было бы поменять местами, к примеру не 1, 2, 3, 4, 5, 6 последовательность, а 4, 5, 1, 2, 3, 6. На мой взгляд, этого желания следует остерегаться, ввиду того, что если начать с шага №4 (оценка и анализ отзывов), создается инерция мышления, что в данном случае очень не желательно.

Заключение.

Данная система на самом деле работает не только в улучшении курсов, ее можно использовать практически в любом улучшении: улучшение бизнес процессов, процедур, рабочих принципов и т.д. и т.п. Возможно, что ограничений для нее и нет.

Еще одно достоинство этой системы – по ней можно прогонять курс постоянно, по кругу, и она будет работать, как спираль – медленно, но верно будем двигаться наверх.

И еще порекомендую Вам запомнить две фразы, которые являются моими принципами в процессе улучшения. Первую я где-то вычитал, вторая придумана мной:

- Трудно оценить качество или эффективность не попробовав;

- Даже если какую-то часть курса завалил, всегда можно вылезти за счет других частей


Всем удачи и креатива в данном процессе!


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian