Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Снова про качество образования и взятки в вузах


«Если верить цифрам, то ситуация в российском высшем образовании - лучше некуда. С начала 90-х количество вузов в России удвоилось, а численность студентов выросла больше чем в 2,5 раза. В систему высшего образования широким потоком тeкyт деньги: большинство студентов в вузах - платят за свое обучение. Если в 2000-2001 годах расходы бюджета составляли менее 10 тысяч рублей на студента в год, то в 2007-м - уже почти 60 тысяч, а в некоторых вузах достигают и вполне приличных $10-15 тысяч в год. Беда в другом - в качестве образования».

Рассказывает Сергей Гуриев - ректор Российской экономической школы: «Количественными показателями хорошие новости и ограничиваются. Работодатели жалуются, что знания приходящих к ним выпускников даже лучших московских вузов не соответствуют требованиям рынка, и вынуждены создавать собственные корпоративные университеты. По разным данным, бизнес тратит сегодня на переобучение вчерашних выпускников 500 млрд. рублей - вдвое больше, чем все расходы федерального бюджета на высшее образование».

По данным другого рейтинга 200 лучших университетов мира - THES (The Times Higher Education Supplement), в 2006 году МГУ занимал 93-е место, Санкт-Петербургский университет - 164-е. В рейтинге 2007 года нет уже ни одного российского вуза.

«Что делать? В первую очередь ввести независимую оценку качества - ЕГЭ. Второе - ввести аналог ЕГЭ (или американского GRE) на переходе от бакалавриата к магистратуре, а также профессиональные стандарты и тесты бизнес-ассоциаций. Третье - не просто поделить учебные планы на бакалавриат и магистратуру. Необходимо качественное различие между этими двумя ступенями образования: общее высшее образование на первой ступени и специализированное - на второй. Необходимо ввести принцип финансирования, когда «деньги следуют за студентом» (на бюрократическом языке - нормативно-подушевое финансирование), поставить на поток образовательную «ипотеку», стимулировать частную благотворительность и создание эндаументов (фондов целевого капитала). Плюс изменить структуру управления, перейти от госконтроля к настоящей автономии вузов (создание автономных учреждений и попечительских советов). Создать современные исследовательские университеты. Уже обсуждаются программы возвращения научной диаспоры. Еще не создан, но уже вовсю обсуждается механизм финансирования научных исследований в вузах на конкурсной основе (в том числе и в конкурентной борьбе с Академией наук)».

Журнал «The New Times», 2008 г., N 22, с. 5-6.


«Российский рынок коррупции в сфере высшего образования достиг рекордных размеров. Только в прошлом учебном году россияне дали взяток на общую сумму $618 млн. Согласно результатам ежегодного барометра коррупции Transperancy International-Россия, в 2007 году в сфере образования включая высшее, россияне давали взятки почти в четыре раза чем в судах, в два раза чаще, чем в медицинских учреждениях, и в пять раз чаще, чем в регистрационных органах. Больше покушаются на карман россиян лишь в правоохранительных органах».

«Есть два вида «образовательной» коррупции: взятки при поступлении и во время обучения. По данным исследователей Высшей школы экономики (ВШЭ) и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прошлым летом, когда шла «вступительная жатва», карманы родителей оскудели почти на $520 млн. Потом начинается учебный процесс, за которым - контрольные, курсовые, сессии. Здесь «урожай» существенно ниже - примерно $98 млн. «Суммы приблизительны. Они могут быть меньше, а могут быть и намного больше, - сказал в интервью The New Times соавтор исследования о коррупции в сфере высшего образования и ведущий специалист ФОМ Ефим Галицкий. - Люди об этом не хотят говорить, несмотря на то что мы задаем косвенные вопросы о случаях с их знакомыми, родственниками, а не с ними лично». Москва собирает примерно четвертую часть «вступительных» взяток - около $107 млн. Происходит это так. На каждом факультете вуза, как правило, есть специальный человек, который за это отвечает: преподаватели и сотрудники администрации предпочитают не светиться. Платят наличными, дабы не затрудняться с банковскими счетами, которые легко отследить. «Узнать имя «специального» человека легко, об этом говорят вполне открыто, - рассказывает выпускник эконом-фака МГУ Дмитрий, в 2002-м поступивший за взятку $30 тысяч. - Выплачивается все несколькими траншами - последний уже после зачисления, как гарантия поступления. Технически это все решают родители при непосредственной встрече с человеком». [...]

«Как выясняется, разница между Москвой и провинцией не только в уровне жизни - для жителя столицы и сумма взятки выше. Поступить в московский вуз стоит в три раза дороже, чем в региональный (150 тыс. против 55 тыс. рублей, по данным ВШЭ и ФОМа). «Это знаменитое правило Гарварда: с кем обнимаешься на первом курсе, с тем потом сидишь в сенате, - объясняет существенную разницу во взятках профессор кафедры микроэкономического анализа ВШЭ и автор исследования о коррупции в сфере образования Марк Левин. - Образование в столичных вузах более дефицитно: оно престижно и открывает двери к высокооплачиваемой работе. Этот дефицит и порождает коррупцию». А дефицит, видимо, действительно есть: за последние четыре года размер взяток за поступление в столице вырос в 1,5 раза. Как сдают «проплаченные» вступительные экзамены? Например, так: «Совсем не прийти на экзамен, даже если заранее за оценку заплатил, нельзя. Необходимо присутствовать и хоть как-то заполнить экзаменационный лист, а далее уже все зависит от экзамена, - говорит выпускница соцфака МГУ Светлана. - В 2002-м, когда я поступала, сочинение мы переписывали в день экзамена на специальной съёмной квартире в районе главного здания МГУ. Нам выдавали чистый экзаменационный лист, куда надо было просто переписать уже готовое сочинение. Ответы по обществознанию всем проплатившим выдавались в 8 утра прямо перед экзаменом. Необходимо было просто подойти в другой корпус в конкретный кабинет. Математика сдавалась немного иначе: оговоренным заранее способом мы помечали свой экзаменационный лист - ведь они закодированы и твоей фамилии там нет. А преподаватель его потом легко находил, несмотря на то что он был запечатан, и исправлял ошибки».

Наталья Морарь, Коррупция в вузах: $618 млн. и – никаких проблем?, журнал «The New Times», 2008 г., N 22, с. 15 и 16.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian