Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Анализ результатов конкурса по решению 23 бизнес-задач


Заочный Доклад на 10-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров


В рамках подготовки к IX-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов (декабрь 2007) был проведен Конкурс по решению 23-х профессиональных задач. Конкурс проводился совместно с журналом «Тренинги в бизнесе» (г. Москва).

Викентьев Игорь Леонардович,
Директор консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС»
(г. Санкт-Петербург),

Соколов Александр Борисович,
Редактор портала TREKO.RU


Целью конкурса было продемонстрировать в действии как потенциальным Заказчикам, так и самим бизнес-тренерам и консультантам, реальные возможности различных методик, о которых сказано столько многообещающих слов… Изначально условия конкурса содержали условия 22-х задач, но в процессе его проведения один из участников Конференции прислал еще одну задачу – о том, как его сотрудник стал «звездой» и что из этого вышло для тренинговой компании… Оргкомитет не мог не дополнить условия Конкурса столь актуальной проблемой.

Все задачи – за исключениям трех (N 6, 13 и 14) – имеют реальные прототипы и о ряде их решений и особенностях их внедрения всем желающим было рассказано на консультационном пункте, работавшим во второй день в рамках IX-й Конференции. В первый день указанной Конференции, Оргкомитетом было предложено не указывать победителей и предоставить возможность как Посетителям портала TREKO.RU, так и самим Участникам конкурса ознакомиться с опубликованными решениями и самим сделать выводы об их качестве… Никаких возражений это не вызвало, поэтому мы так и поступили – не стали присуждать первые, вторые и третьи места. Почему мы поступили именно так, надеемся, станет ясно после прочтения этого материала, посвященного анализу принятия решений……

Далее, экономя журнальную площадь, мы будем лишь ссылаться на номера задач, текст которых и присланные решения (их было прислано 143) опубликованы здесь.

Классика бизнес-консалтинга

Уже несколько десятилетий в различных книгах и курсах по бизнес-консалтингу приводится следующая схема работы бизнес-консультанта с запросами Заказчика:
  1. Описание исходной проблемной ситуации «со слов Заказчика»

  2. Перевод консультантом исходной проблемной ситуации в систему задач

  3. Решение консультантом – в ряде случаев совместно с Заказчиком – системы задач

  4. Согласование полученной системы решений с Заказчиком

  5. Внедрение отобранных Заказчиком решений
В разных школах встречаются иные формулировки пунктов, но в целом приведенная схема соблюдается.

Мы хотели бы проакцентировать, что приведенная схема не укладывается в логику Аристотеля, в соответствии с которой в процессе решения рассматриваемый объект не меняется.

В приведенной схеме при переходе от пункта к пункту происходит «скачок качества», объект меняется – например, размытая исходная ситуация превращается в конкретные задачи, которые затем превращаются в множество решений, часть из которых принимается, а часть не принимается Заказчиком. Недаром в консалтинге бытует поговорка: «Ситуация – еще не задача».

Понятно, что в условиях интернет-конкурса выполнить пункты 2 и 3 в непосредственном контакте с Заказчиком малореально… Поэтому Участникам конкурса было предложено в случае нехватки исходных данных самим «доопределить» исходную задачу, и некоторые из них так и поступили.

Кроме этого, эффективное решение характеризуется как увеличением известной дроби:

Результаты / Затраты,

так и доступностью для внедрения сотрудниками Заказчика обладающими средней (а не уникальной!) квалификацией – см. подробнее: Викентьев И. Л., БИЗНЕС-ПРОЦЕСС.RU: 5 + 2 = 0

Самые слабые решения

Турист заблудился и спрашивает у прохожего, как пройти к своему отелю.
Прохожий оказался психотерапевтом: «Как пройти, я не знаю.
Но разве не прекрасно, что мы об этом поговорили так откровенно?»

Мы решили не публиковать самые слабые решения, поскольку не считаем этичным открыто демонстрировать ошибки наших Коллег.

Порой – судя по присланным решениям – автор честно писал первое, что пришло ему в голову. В некоторых из присланных текстов обилие ошибок и небрежностей говорит о том, что автор (действующий бизнес-тренер или консультант) явно не перечитывал свой опус… Стыдно.

Но методические выводы – для общей пользы – все же сделаем.

В психотерапевтической практике уже несколько десятилетий известен прием, когда врач, перефразируя, повторяет сказанное пациентом – с целью установления контакта… Не беремся судить, насколько этот прием эффективен в области психотерапии, но в области решения бизнес задач это очень слабый ход.

Так, часть конкурсных задач были связаны с продвижением тренингово-консалтинговых услуг в условиях конкуренции. В качестве своего «решения» ряд бизнес-тренеров и консультантов прислали: свои координаты, свою качественную фотографию объемом 2,5 Мегабайта для публикации (такая возможность была оговорена в условиях конкурса), а также однострочное «решение» в стиле: «Просто нужен стратегический бренд» либо: «Здесь нужен крепкий бизнес-план!».

Часто присланные «решения» представляли собой просто пересказ формулировки задачи: «На фирме бардак – значит, отсутствует хороший менеджмент, надо его наладить и всё будет ОК» (о чем в общем-то и была задача…).

Другое семейство слабых решений – перечисление направлений деятельности самого бизнес-консультанта: надо провести тренинг, тимбилдинг; сделать бенчмаркинг; организовать непременно 6 коучинговых сессий; «любые мероприятия из раздела «управление изменениями»»… Увы, конкретные и неочевидные рекомендации – отсутствуют.

Очень слабо выглядело, когда Автором вместо решения предлагалось несколько «очень модных терминов» в стиле: «Повышать качество работы в коллективе, думаю, поможет концепция ментальных моделей К. Крейка и т.п.»

И еще один характерный момент: в некоторых присланных решениях Авторы в начале своего текста заявляли, что задача решается с помощью какой-нибудь непростой (!) методики («экзистенциальный коучинг»…) А далее решение представляло собой:

- либо перечисление банальностей или призывов («надо разработать новое направление для бизнеса, которого нет у конкурентов!»);

- либо – часто – рекомендации, не выходящие за пределы здравого смысла.

Естественен вопрос: кому может быть полезен такой «профессионал» тренинга и консалтинга?

Как показывает наш опыт очных встреч бизнес-тренеров, как правило, иных работоспобных методик авторы подобных предложений просто не знают.

Подобные рекомендации не дают никакого «скачка качества» и фактически даже учебными бизнес-решениями не являются.

Обзор профессиональных ошибок

«Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
уже не застегнется как следует»
В. Гете

В соответствии с популярной легендой, на выпускном экзамене в австралийской летной школе пилотов спрашивают: «На Вашем самолете летит английская королева. Королева выпала за борт… Ваши первоочередные действие?» Большинство ответов, даваемых выпускниками, таковы: «Немедленно застрелюсь!», «Сам прыгну за борт» и т.п. Правильным же считается единственный ответ, указанный в летном уставе, который должен быть хорошо вызубрен начинающими пилотами к моменту экзаменов: «Выровнять самолет после потери части груза».

Мы постарались кратко сформулировать основные профессиональные ошибки, совершаемые Участниками.

Профессиональная ошибка - 1. Если внимательно изучить присланные решения, то выясняется, что многие из них построены по формуле:

1) Проблемная ситуация «со слов Заказчика»

2) Подгонка исключительно под известное Участнику решение

Это означает, что Участник конкурса не проводит диагностику (постановку задач Заказчика), а «независимо от» предлагает решения, которые лично ему заранее известны. Например, для решения Задачи 1 автором предлагается участие фирмы в … выставке. Далее описывается, как оформить стенд, какие кепки (!) должны быть у стендистов, которые будут представлять тренинговую фирму на выставке; сколько их должно быть и т.п. Насколько вообще участие в выставке решает рассматриваемую задачу? Какие иные решения возможны? - не обсуждается…

Профессиональная ошибка - 2. Конкурсные задачи были открыто размещены на портале TREKO.RU в течении четырех месяцев (!) и о какой-то вынужденной спешке при решении говорить не приходится… В условиях конкурса Участникам не запрещалось использовать данные из литературы, Internet – с того же портала TREKO.RU, где опубликованы решения схожих проблем. Но этой возможностью из нескольких десятков Участников воспользовалась лишь одна М.А. Абрамова из Казани. Это означает, что вместо вдумчивого и длительного анализа большинство Участников стремились быстро (зачем?) предложить хоть какое-то - а не оптимальное для данной задачи - решение…

Профессиональная ошибка - 3. Хорошим тоном в области бизнес-консалтинга считается решение одной и той же задачи с помощью различных подходов. Это снижает риски уважаемого Заказчика, уменьшает вероятность ошибки. Увы, такую «мульти-подходность» не продемонстрировал ни один из Участников - хотя понятно, что все они учились в средней школе и проходили, что одну и ту же физическую задачу из раздела «Механика» можно решать и «через импульс», и «через энергию»…

Профессиональная ошибка - 4. В условиях конкурса прямо оговаривалось, что наиболее сильные и красивые решения – это решения, требующие минимума затрат. Однако никто из Участников ни провел сравнения возможных решений по этому критерию… Более того, некоторые Участники просто игнорировали при решении финансовую составляющую, предлагая решения, явно выходящие за бюджет рассматриваемой ситуации... Часто предлагались глобальные «решения», реализация которых сама по себе – гроздь проблем, достойных в нашем конкурсе самой высокой категории сложности… Например, в качестве решения Задачи 2 несколько авторов предложили создать городской сертифицирующий орган, который «сертифицировал бы всех, кроме главного конкурента». К сожалению, работоспособная система сертификации бизнес-тренеров - при неоднократных попытках ее проводить - пока что нигде в России не созданаподробнее см. об этом здесь.

Необязательные наблюдения

«Не говорите мне о потопе. Постройте мне ковчег!»
Лу Герстнер, Председатель совета директоров компании IBM

Понимая, что конкурсные задачи не имеют однозначных правильных решений, мы хотели бы высказать свое мнение по решению пары из них. Речь идет о Задачах 3 и 4, решение которых сводилось скорее к профессионально-этическому выбору специалиста и зависело от его понимания ситуации на тренингово-консалтинговом рынке...

Так, условие задачи 4: есть гарантировано слабый Доклад и эмоциональные просьбы от нескольких человек поставить его в программу профессиональной (а, например, не студенческой) Конференции... Так ставить или не ставить Доклад? Имея опыт проведения девяти конференций бизнес-тренеров в Санкт-Петербурге, по две на Урале и Беларуси и одной на Дальнем Востоке, мы хотели бы поделиться своим пониманием: в 2008 году от на профессиональных встречах во главу угла ставится именно профессионализм и качество контента, и жертвовать ими нельзя независимо от любых хороших отношений и эмоциональных переживаний. См. подробнее: Соколов Георгий: Экспресс-диагностика Докладчика ДО начала Конференции

Задача-6 была о лошадях. Нам представляется, что одним из профессиональных ответов бизнес-тренера было бы честное: «Это вне моей компетенции. Я здесь не специалист», так как на каждой Конференции мы слышим от Заказчиков жалобы на «всеядность» многих бизнес-тренеров и очень-очень спорное качество оказываемых услуг...

И в решениях некоторых других задач (например, Задачи 3 - про книжное издательство) замечен синдром «корифея всех наук» – когда специалист самоуверенно считает, что его психологической (социологической, менеджерской, эмоциональной…) компетентности вполне достаточно, чтобы решать задачу в любой сфере. Увы, часть авторов показывает, что имеет весьма смутное представление о реалиях и настоящих трудностях редакторской работы (Задача 3)…

Обидно, но некоторые авторы решений останавливаются на самом интересном… Например, несколько авторов пишет о том, что зарплата тренеров должна быть связана с их фактическими результатами («надо ввести справедливую оплату»). Да, это так! Но, наверно, наиболее интересна конкретная структура зарплаты: как измерять «фактические результаты»? И по какой формуле увязать с ними сумму вознаграждения? Истина – конкретна…

Что порадовало и что удивило?

1. Порадовало, что некоторые Участники приводят корректные ссылки на работы их коллег. Наконец-то на рынке начало формироваться уважительное отношение к коллегам и авторскому праву. Мы считаем, что это здоровая тенденция, в которую наши издания внесли свой вклад.

2. Зайдя на сайт практически любой тренингово-консалтинговой компании, можно обнаружить программы тренингов, семинаров и консультаций с упоминанием многочисленных западных и отечественных методик. Мы намеренно не приводим десятки этих циркулирующих в сообществе и известных и модных терминов.

Удивительно то, что при решении конкурсных задач практикующие бизнес-тренеры и консультанты в подавляющем большинстве случаев (!) либо вообще не указывали никаких (!) используемых методик, либо ссылались на «личный опыт» и «здравый смысл». Здесь нельзя не вспомнить популярный афоризм: «Образование это то, что осталось, когда все забыто».

Решение конкурсных задач без применения модных методик – косвенный показатель качества декларируемых методик.

3. Хотелось бы отметить тех авторов, которые: предлагали не одно, а хотя бы два возможных решения; понимали возможность существования различных причин исходной ситуации, описанной в условиях; структурировали свой текст, в стиле, например, так: диагностика проблемной ситуации - возможная задача – решение-1, решение-2.

Учитывая интерес к конкурсным задачам, в рамках X-й конференции портала TREKO.RU, которая пройдет в июне 2008 года, этот конкурс будет продолжен. На сей раз, всем желающим будет предложено:

15 кейсов о создании нового семинара, тренинга
или
консалтингового продукта



Место первой публикации: журнал «Тренинги в бизнесе», 2008 г., N 1, с. 42-44.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

  • Викентьев И.Л., Выступление на «круглом столе» о Мастерстве бизнес-тренера и консультанта»


  • Викентьев И.Л., О лучших тренингах, бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка


  • Викентьев И.Л., О продвинутых семинарах для преподавателей и бизнес-тренеров


  • Соколов Г.Б., Экспресс-диагностика Докладчика до начала Конференции


  • Викентьев И.Л., 40 типовых ошибок при разработке новых тренингов, семинаров и консалтинговых продуктов


  • Мастер-класс по созданию новых тренингово-консалтинговых продуктов
  • Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
    Редактор TreKo.RU Александр Соколов

    English
    Deutsch
    Russian