Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как мы создавали семинар «Управление женскими коллективами»


Доклад на 10-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Блашенкова Вера Сергеевна, Макатрова Надежда Сергеевна,
Консалтинговая компания «Конкретика» (г. Москва)
Сайт: http://www.concretica.ru

Признаемся честно, основная деятельность консалтинговой компании «Конкретика» не связана с управлением женскими коллективами... Некоторые консультанты компании долго работали фрилансерами и специализировались на краткосрочных проектах (продолжительность от 2 недель до 4 месяцев). И это имело свои особенности.

«Все в жизни начинается с надежды и кончается привычкой»
Лилиан Хеллман

«Наверняка не споткнется только лежащий...»
Уртула Зыбура


Во-первых, сформировалась жесткая ориентация на результат, а не на «налаживание отношений»: либо ты показываешь результат, либо выбываешь из проекта.

Во-вторых, выработалась готовность работать в любой команде и, соответственно, умение относительно быстро выстраивать работу команды.

Поскольку в проектной работе почти всё - задачи, люди, отношения - явление временное, то не обращаешь внимание на пол, возраст, образование и иные характеристики участников проекта. А так как время проекта ограничено, и в работе ведется обратный отсчет (до окончания проекта осталось N дней), то приоритет отдается тому, справляется человек или нет, иные оценки уходят на второй план...

Поэтому вряд ли когда-нибудь нам пришло бы в голову, что «женская» тема заслуживает какого-то особого внимания.

ИДЕЯ СЕМИНАРА

Мы обратились за советом к Директору консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» Игорю Леонардовичу Викентьеву. Его предложение прозвучало совершенно неожиданно: «Возьмите новую тему - как управлять гаремом. Подумайте об управлении женскими коллективами».

Первая реакция: кому это нужно?!

Минута размышлений… и как-то сами собой стали всплывать действия, поступки, ситуации. А ведь правда, у нас женский коллектив, и нам очень нравится сотрудничать с женщинами - управленцами, юристами, дизайнерами, журналистами, референтами и особенно - заместителями («замшами»). Что скрывать, и на проектах мы обращались к Клиентам - мужчинам с просьбой назначить ответственной по проекту заместителя-женщину или просто организованную женщину. Да! Еще сразу всплывало в памяти, что большинство оперативных вопросов нам удавалось решать с женщинами, минуя стратегов – мужчин...

Через несколько минут… Действительно, тема интересная, но готовы ли за это платить? Игорь Леонардович приободрил: «Сделайте однодневный семинар на двоих - две девушки рассказывают всю правду о фифах».

А ведь и правда, тема может быть полезной! Идею сразу поддержали те бизнес-консультанты, которые раньше работали в женских коллективах на постоянной основе. «Нужно брать и делать», - решили мы.

ИССЛЕДОВАНИЯ - 1

С уважением относясь к мнению Мастера, мы все-таки позволяли себе бояться...

Только не подумайте, что наши сомнения и страхи по поводу успешности всей затеи означали бездействие. Нет! Женщинам вообще свойственно сомневаться, опасаться, бояться, но делать (как говорили впоследствии наши респонденты «потому что все равно придется или заставят»). Правда, об этой особенности мы узнали чуть позже: это такой особенный страх и сомнения - как боязнь мышей и тараканов. Можно закричать, даже вскочить на табуретку, но при этом чуть позже старательно поставить (или потребовать поставить) мышеловку и воспользоваться морилкой. В общем, наши страхи «выплеснулись» на руководителей HR-подразделений, руководителей других департаментов крупных компаний и на некоторых TOP-менеджеров. Это были беседы со знакомыми людьми. В общем виде их можно представить так:

- Есть тема «Управление женщинами», тема новая, пока о ней не говорят. Скорее всего, она не пойдет. Ваша-то компания вряд ли такую закажет….

- Да, тема не очень. Я бы не стала заказывать семинар, если кто-то из сотрудниц не попросил бы специально. Не понятно, кому это может пригодится? Если это менеджмент, то, и для женщины, и для мужчины - лучше пойти на семинар и тренинг по менеджменту. Если психология, то у нас работают психологи. Нужно к чему-то конкретному привязать.

- К чему?

- Свяжите женские особенности с мотивацией и подбором персонала: как мотивировать женщин, а как мужчин, есть ли отличия и какие, кого лучше принимать на работу, если квалификация одинаковая, женщин или мужчин и почему. Может быть, «женская тема» имеет отношение к принятию решений или к специализации, профессии. Подумайте. Вот у нас бухгалтерия, к примеру, отъявленные…. Работа у них такая.

Мнение знакомых было единодушным: «Не понятно, кому и зачем это нужно, мы бы не купили». Внутренне мы были к этому готовы. Поэтому, руководствуясь женской логикой, приступили к исследованиям.

1-й этап исследований

Задачи:
  1. Выявить наиболее типовые «женские» проблемы, трудности, с точки зрения руководителей.

  2. Проверить некоторые гипотезы относительно проблем в управлении женщинами.

  3. Уточнить значимость этих проблем для руководителей.

  4. Выяснить, видят ли руководители пути решения этих проблем.
Механизм реализации

Опрос.


Был разработан краткий опросник, который мы разослали руководителям, управляющим женскими и смешанными коллективами. Конечно, существенным преимуществом являлось личное знакомство с большим количеством руководителей. Это позволило получить ответы на наши электронные письма. С кем-то удалось поговорить по телефону.

Работа с литературой

Начались поиски в Интернете материалов, посвященных женщинам на работе. Для начала были выбраны популярные ресурсы - женские сайты и форумы. На данном этапе мы скачивали практически все подряд о женщинах, чтобы:

а) выделить и отсортировать проблемы и сравнить с результатами опроса;

б) чтобы определить наиболее популярные темы.

Разработка сайта

Параллельно мы приступили к разработке сайта www.womania.ru под данный исследовательский проект. Помощь в создании сайта нам оказал Александр Борисович Соколов, Редактор портала TREKO.RU. Одной из ключевых задач сайта нам виделась популяризация темы. Ведь и мы сами, и опрошенные нами руководители изначально НЕ осознавали «женскую тему» как задачу.

Результат
  1. Выявлены типовые проблемы управления женщинами.

  2. Появились новые гипотезы взамен старых.

  3. Подготовлены темы и вопросы для глубинных интервью.
2-й этап исследований

Задачи
  1. Детализировать и уточнить проблемы управления женскими коллективами на разных этапах рабочего процесса.

  2. Выявить специфические женские особенности и проблемы на разных этапах трудового процесса. Отделить женские особенности от общих особенностей.

  3. Систематизировать положительные и отрицательные «женские особенности», следствия их проявления.

  4. Определить причины возникновения «женской специфики».

  5. Выявить механизмы устранения «женских проблем» на работе и механизмы усиления «женских преимуществ».

  6. Создать базу данных по примерам.
Механизм реализации

Опрос


На втором этапе мы проводили глубинные интервью - лично и по телефону. На первых порах руководители редко признавали наличие «чисто женских особенностей». Многие ритуально повторяли друг друга слово в слово: «Это же женщины, что здесь удивительного!».

И лишь по прошествии времени, после того, как им приводили проблемы, примеры и аналогии из других компаний, они сравнивали поведение женщин с поведением мужчин, припоминали женские свойства...

Интервью длились от 20 минут до 2 часов и проводилось, скорее, как фокусированное интервью. То есть, большее внимание уделялось тем блокам вопросов, на которые респондент был готов дать развернутый ответ с примерами. Таким образом мы опросили около 60 человек и получили разнородный и большой объем информации.

Наблюдение

Вторым важным методом исследования стало наблюдение. Во-первых, мы попросили своих знакомых, работающих в женских коллективах записывать или запоминать любые примеры. Во-вторых, на проектах делали записи сами: как только возникает интересная ситуация, нужно срочно записать ее на клеющуюся бумагу или в блокнот и отложить, чтобы позже, как только листков наберется больше, внести примеры в компьютер...

Работа с литературой

Параллельно опросу мы погрузились в изучение литературы по нашей теме. Тематика литературы была различной: физиология, менеджмент, социальная и гендерная психология, педагогика, философия, литература из серии «приемы соблазнения мужчин и женщин», «стервология» и др. Работе с литературой был посвящен специальный материал, опубликованный на портале TREKO.RU.

Чтобы «войти в тему», нам пришлось отложить на время некоторые проекты и в буквальном смысле читать и опрашивать, опрашивать и читать. Процесс чтения представлял собой выписки наиболее значимых и интересных гипотез, отличий, примеров. В конце каждой читаемой книги делались необходимые отметки по тематике и проблематике, затем фрагменты вбивались вручную в компьютер или сканировались.

Выступления на специализированных конференциях

Сделав первые обобщения мы готовили статьи и выступали на специализированных конференциях: Результат
  1. Выявлены специфические женские свойства и ряд именно женских эффектов.

  2. Выявлены некоторые причины возникновения эффектов.

  3. Определены последствия проявления эффектов.

  4. Опытным путем переоткрыты некоторые психологические эффекты, характерные, и для женщин, и для мужчин (эффекты, открытые в 30-70 гг. прошлого столетия).

  5. Начато формирование базы данных по примерам и по проблемам.

  6. Стартовал специализированный сайт http://www.womania.ru
Осторожно, ошибки!!! На данном этапе очень хочется немножко придумать недостающие элементы и закрыть ими пробелы, «не увидеть» проблему (т.е. объединить ее с другой проблемой), получить готовый рецепт из литературы или в ответах интервьюируемых, подстроиться под респондентов и их мнение, и главное, ОБОБЩИТЬ все как можно БЫСТРЕЕ. Отказаться от последнего, пожалуй, самое сложное.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

На наш взгляд, обобщение и систематизация - это самый сложный этап. Тому есть несколько причин:

Психологическая - очень хочется бросить рутинную работу (а ее на данном этапе очень много), все объединить по темам, сделать ОБЩИЙ вывод к каждой теме, отписаться по выводам и «скинуть» с себя эту ношу. Хочется быстрого результата.

Для квалифицированной работы нужен ОПЫТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - МЕТОДИСТ, который направит в нужное русло и оградит от пустых изысканий. Мы хотим это особо подчеркнуть, поскольку в исследовательских проектах являемся далеко НЕ новичками. Мы часто наблюдали сами, как в основе исследования лежала неверная методика, позволяющая продавать продукт, более качественный на фоне остальных, но не дающий востребованных результатов.

С первой проблемой метод борьбы относительно прост. Нужно настраиваться на продолжительную работу: выделить некоторое время в день на протяжении определенного периода или сразу забронировать определенный период (очень подходит конец июля - август, новогодние праздники, майские праздники). Нам помогал пример о том, что книга «Хижина дяди Тома» писалась очень долго, но для ее написания выделялось по 10 минут каждый день. Рутинная работа требует внимания, поэтому лучше к ней периодически возвращаться, а не пытаться сделать все сразу.

Вторую проблему мы решили сразу: попросили о помощи директора консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» И.Л. Викентьева.

Итак, мы приступили к обобщению. Оно осуществлялось в несколько этапов.
  1. Мы «резали» интервью для выделения общих проблем и их проявлений. В общей сложности получилось около 300 страниц проблемных ситуаций мелким кеглем.

  2. Мы разделили проблемы и их проявления по управленческим блокам.

  3. Были разработаны 2 сводные таблицы - проблемы и преимущества. В каждой из которых помимо описания проблем и примеров добавлялись задачи и решения.

  4. Четко обозначились ключевые свойства и ряд эффектов. Как выяснилось позже, часть эффектов были характерны для женщин и для мужчин. Просто в женских коллективах интенсивность их проявления выше.

  5. Анализ таблицы и дальнейшая систематизация показали, что при наличии большого количества проблем, преобладают надуманные решения. Более того, эти решения не всегда позволяют преодолеть проблемы.
Мы решили «обкатать» сделанное и определить, от чего точно придется отказаться, а в каком направлении требуются доработки. А затем провести систематизацию по иным основаниям.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА СЕМИНАРА и ТЕСТИРОВАНИЕ

Структура семинара появилась уже во время исследования после личных бесед с руководителями. Мы решили отталкиваться от управленческих блоков и разбирать эффекты в соответствии с задачами управления. Это позволяло, с одной стороны, посмотреть, как проявляются эффекты при решении разных задач, с другой стороны, могло заинтересовать большее количество слушателей. На подготовку описательной части ушло не так уж много времени. Чтобы ускорить процесс написания, некоторые части мы сначала наговаривали на диктофон, а потом делали расшифровки и записи, внося соответствующую корректуру. После того, как тексты всех блоков семинара были собраны воедино, мы провели первое тестирование (на знакомых).

Первое тестирование показало, что материал сложен для восприятия. Возникла острая потребность в «доборе» интересных примеров, ситуаций и в поиске решений. Нарекания вызвали нечеткое разделение общих и «женских эффектов», невысокая эмоциональность, отсутствие упражнений (хотя мы говорим о том, что проводим семинар, а не тренинг с отработкой навыков), не психологичность (при этом изначально мы указывали на отсутствие психологизма), а также, главное, - небольшое количество ярких примеров с решениями.

ИССЛЕДОВАНИЕ - 2

Получив такой результат, мы приступили к систематизации примеров по функциям и ошибкам. И продолжили исследования.

3-й этап исследований

Задачи
  1. Увеличить количество примеров, подтверждающих, либо опровергающих выявленные эффекты.

  2. Детализировать эффекты с целью подготовки качественных решений.

  3. Выявить закономерности появления разных эффектов. Скорректировать причины.
Механизм реализации
  1. Мы подготовили стандартную форму (техническое задание, путеводитель, вопросник, целевые группы для опроса, пояснения) для проведения личного интервью и интервью по телефону НЕ специалистами и начали новый этап опроса (опрос продолжится).

  2. По рекомендации И.Л. Викентьева мы стали вносить примеры в специальные формуляры - карточки, в которых описывались функции по канонам функционально-стоимостного анализа и типовые ошибки [1]. Примеры распределялись по эффектам.

  3. Произошло методическое чудо: эффекты начали послушно «склеиваться» между собой, выделилась собственно женская специфика и исключительно управленческие проблемы, порождающие проявление этой специфики.

  4. Анализ формуляров позволил скорректировать задачи, и мы приступили к разработке решений. Материал стал приобретать целостную форму.

    Кроме того, у нас появилось достаточное количество примеров, которые нельзя отнести к тому или иному эффекту. Накопление примеров продолжается и в настоящее время.

  5. Мы стали сотрудничать с женскими и кадровыми изданиями: с одной стороны, это позволяло получить дополнительные примеры, с другой стороны, популяризовало тему. На специализированных выставках мы информировали о ресурсах сайта. Это позволило сэкономить время: после выставок редакторы печатных изданий сами обращались к нам за материалами.

  6. Мы провели несколько рассылок о новом семинаре.

Результат
  1. Существенное изменение содержания семинара и лишь небольшие корректировки в раздаточных материалах.

  2. Увеличение количества и качества примеров в картотеке.

  3. Появление гипотез по поводу некоторых закономерностей проявления женских эффектов.

  4. Проведение платных однодневных семинаров.
То, что тема оказалась интересной для руководителей разных предприятий, объединяемых общей проблемой - управлением женщинами, подтверждается простым фактом. В частности, на семинаре НЕ в Москве, а в Екатеринбурге (март, 2008 г.), организатором которого выступила компания «Вектор Развития», присутствовали 24 руководителя, и все они - РАЗНЫЕ представители нашей целевой группы.

При проведении семинаров мы использовали опосредованное тестирование. Это анкета для получения предварительной информации от участников семинара (и мы продолжаем использовать эту анкету). Кроме того, мы предлагаем дополнительный опросный лист для организаторов семинара, позволяющий выявить типовые предубеждения и опасения участников, чтобы скорректировать ответы на типовые вопросы о содержании семинара. Однако практика показала, что организаторы при наборе слушателей предпочитают применять не методики продаж по телефону, а покупку рекламных площадей...

Для нас это существенно ограничивает сбор типовых предубеждений (отрицательных стереотипов). До сих пор у нас не хватает информации о причинах отказа от участия в семинаре. Ориентироваться же на мнение слушателей семинара (а НЕ «отказников»), на наш взгляд, также не вполне корректно, поскольку сразу ПОСЛЕ семинара участники дают лояльные и доброжелательные отзывы, т.е. оценка явно завышена.

Первые семинары продемонстрировали следующее:
  • семинар лучше проводить два дня, а не один день, т.к. высока концентрация информации и возникают сложности при восприятии информации слушателями (с точки зрения слушателей);

  • большее внимание следует уделять разбору практических задач слушателей, в т.ч. самими слушателями;

  • желательно уделять большее внимания различиям между мужчинами и женщинами (в последней версии мы эти различия убрали, посчитав необходимым говорить исключительно о женщинах);

  • далеко не все задачи слушателей мы можем решить сразу во время семинара (встречаются сложные ситуации) и поэтому мы стали брать задачи слушателей в качестве «домашнего задания». Насколько это удобно для слушателей, нам пока не совсем понятно;

  • примеры и задачи слушателей обогащают наши исследования, поскольку на семинаре сконцентрировано большое количество РАЗНЫХ руководителей с РАЗНЫМИ проблемами;

  • по мере накопления примеров и задач семинар может быть доработан.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

При создании семинара желательно различать ложные страхи, психологические барьеры и настоящие трудности.

Страхи и домыслы

Ложные страхи, домыслы,
психологические барьеры
Способы их преодоления
ДО сбора информации
Тема новая, в ней будет сложно разобраться. Есть специалисты по смежным дисциплинам, которые, наверняка, знают больше и лучше… 1. Проведите одно интервью, подберите сложные примеры и задайте вопросы специалистам. Возможно их «неблестящие» ответы Вас приободрят…

2. Найдите что-то полезное в новой теме для Вашей текущей деятельности и начните с этого.
На подготовку семинара уйдет очень много времени, которого катастрофически не хватает. 1. Нужно сразу определиться, сколько времени Вы готовы уделить подготовке (30 минут каждый день или несколько раз в год по несколько недель) и каким образом планируете его расходовать (с отрывом или без отрыва от иных проектов).

2. Планируйте и старайтесь не отходить от плана, закладывая временной резерв.

3. Определите периоды максимального безделья / пустых трат времени и заполните их подготовкой к семинару.

4. Создайте для себя внешние ограничители: расскажите как можно большему количеству людей, имеющим привычку расспрашивать о подготовке, пусть Вас теребят. Договоритесь с организаторами семинара, подпишите Договор с издательством на книгу по избранной тематике.
ВО ВРЕМЯ сбора информации и обобщения:
Сложно найти экспертов для опроса и договориться об интервью. 1. До проведения интервью опишите потоки экспертов, разделите их по группам.

2. Начинайте опрашивать. В реальности отказы единичны, особенно если Вы предлагаете эксперту анонимность (в нашем случае эксперты боялись, что в примерах сотрудницы узнают себя и обидятся…).
Можно обобщать, получив первые 7-10 примеров 1. Подготовьте статью, чтобы потом легко было отказаться от первоначальных выводов.
Анализ литературы и опрашиваемые дадут необходимые решения. 1. Все попадающиеся в литературе и в ответах решения нужно фиксировать, вносить в картотеку (базу данных). При этом желательно сразу настроиться на то, что многие решения НЕ будут окончательными.

2. Новая форма систематизации помогла нам искать решения по иным направлениям.

3. Ищите решения в смежных областях.
Детали при систематизации не столь значимы, чтобы в них не закопаться, их лучше опускать. 1. Сразу относитесь внимательно ко ВСЕМ деталям. Даже если при первом обобщении они кажутся незначительными.

2. Создавайте отдельный файл по примерам, включающими все мельчайшие детали. Их потом будет легче найти.
ПОСЛЕ подготовки первой версии семинара
Как же надоела эта тема… 1. Оставьте на время тему. Возвращайтесь к ней периодически.

2. Когда везде начинают мерещиться вопросы по теме, записывайте их на отдельные листки или в файл и откладывайте.

3. Найдите любимое направление в теме, продолжайте развивать его.
Сколько же этих критериев и параметров для выводов?! И чем больше ответов, тем больше вопросов … 1. Накапливайте именно качественные примеры, в какой-то момент они начнут объединяться. Как только Вы нащупаете первое объединение, энтузиазма прибавится!

2. Не стоит пытаться сделать все сразу - Москва не сразу строилась.


2.2. Настоящие (а не выдуманные) трудности

Настоящие трудности Способы их преодоления
ДО сбора информации:
Поиск идеи 1. Найти научного Руководителя, имеющего опыт именно в создании «с нуля» новых продуктов – Методиста. При этом есть сильное подозрение, что подобных людей – единицы в стране...

2. Посоветоваться с профессионалами.
Разработка анкеты т.о., чтобы получить полезную информацию от экспертов и сократить количество пробелов, выявляющихся ПОСЛЕ сбора информации.1. Ввести промежуточный этап - апробация на знакомых. Протестировать первый вариант анкеты.

2. Готовить сразу тематический путеводитель и намеренно избыточную анкету с конкретными вопросами, которую корректировать по мере проведения интервью.
ВО ВРЕМЯ сбора информации и обобщения
Уход в тупиковое направление, например, которое лично эмоционально нравится или получается легче других...
Рекомендации Методиста.
Необходимость неоднократно переделывать, поиск верных способов систематизации. 1. Обратиться за помощью к Методисту, профессионалам.

2. Чередовать работу над новой темой с другими проектами.

3. Обмениваться «кусками» для переделки с коллегой: если один человек делал один кусок, то вычитывать и переделывать этот кусок по новой систематизации лучше другому.
Поиск качественных решений и ярких примеров. 1. Включать в опрос слова: «Приведите, пожалуйста, пример» после каждого вопроса.

2. Записывать примеры из разных областей, даже косвенно относящихся к теме БЕЗ ОБДУМЫВАНИЯ, куда этот пример может быть отнесен. Вносить пример в картотеку позже.
ПОСЛЕ подготовки первой версии семинара
Заставить себя переделывать и дорабатывать. Начать делать…

Создать новые ВНЕШНИЕ требования.



Главная рекомендация, не отличающаяся новизной: терпение и труд все перетрут. Постоянный интеллектуальный труд, над действительно новой темой не дает состоятся, позволяет развиваться и точнее понимать и оценивать отечественные и зарубежные разработки по различным темам.

P.S. Вопрос, касающийся окупаемости семинара по новой теме, будет освещен в устном выступлении.

Литература


10-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian