Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

2. Процесс оказания тренингово-консалтинговых услуг


2.1. В чем заключаются общие места и различия в подходах к бизнес-обучению линейных сотрудников компаний и сотрудников top-уровня?

2.2. Каков грамотный Договор оказания консультационных услуг?

2.3. И какой Договор лучше заключать с региональным провайдером?

2.4. У меня часто на тренингах бывают полные козлы! Ну совсем «не айс!» Что с ними делать?



2.1. В чем заключаются общие места и различия в подходах к бизнес-обучению линейных сотрудников компаний и сотрудников top-уровня?



Абрамова Марина Алексеевна
Независимый специалист
Казань
[email protected]


Линейные сотрудникиТопы
Общие места:


Более востребован Пакет тренинговых продуктов, а не просто отдельный тренинг. Необходимость Диагностики. Проработанный качественный материал Программы. Основываемся на предыдущем опыте участников, идём от известного к неизвестному. Обращаем внимание на общую хорошую организацию тренинга. Раздаточный материал оптимальный по теме и специфике. Выстраивание сценария тренинга. Продуманные методики. Побор соответствующих техник и инструментов. Подбор средств визуализации. Направление на практическое решение задач Клиента. Анализ и посттренинговое обслуживание. Отчёт. Тесное взаимодействие с Заказчиком до, во время и после тренинга.

Различия:
Бизнес-тренер
Чаще всего внутренний, реже внешний. Квалификация крепкого Ремесленника, хорошего специалиста, иногда Профессионала. Ассистировать может новичок.Чаще всего внешний, редко внутренний. Квалификация Профессионала или Мастера. Ассистирует, если есть необходимость коллега того же уровня.
Диагностика

Чаще по разработанному заранее «маршруту». Неожиданности возникают редко.Могут попадаться «подводные камни».
Адаптация тренинга
В информативной части минимальная. Может потребоваться более детально адаптировать упражнения, исходя из сферы интересов компании.И нформативно, и в подборе упражнений, кейсов, игр глубокая адаптация с учётом индивидуальностей участников и сферы интересов компании. Или даже создание тренинга «с нуля» полностью под запрос Заказчика.
Тематика
Актуальная, но традиционная, необходимая основной массе работников. Реже эксклюзивная. http://msk.treko.ru/show_dict_33 Чаще эксклюзивная, новейшие разработки. Не просто актуальная, но и оперативно откликающаяся на потребности рынка. Традиционная тематика не исключена, но с инновационным подходом.
Алгоритм, сценарий
Достаточно стандартный, прописывается по шаблону, с учётом специфики и требований Заказчика.Прописывается с учётом специфики и требований Заказчика. Много «находок». Шаблон служит лишь ориентиром.
Инструменты
Простые виды визуализации, могут быть использованы современные техн. средства. Требования участников не высоки.Очень высокий уровень требовательности к современным техн.средствам, к разнообразию видов визуализации и качеству видеоряда..
Интересные, соответствующие тематике, но типовые игры, психодиагностики, разминки.Игры и разминки не банальные, лучше оригинальные под каждый тренинг.
Упражнения и кейсы простые или средней сложности. Одно-двух уровневые решения задач.Сложные кейсы и упражнения. Многоуровневые решения задач.
Дизайн и эстетика
Стандартный набор требований по Программе. Имидж бизнес-тренера и стиль преподавания факторы более желательные, чем необходимые. Высокий уровень запросов к качеству Программы, имиджу бизнес-тренера и стилю преподавания. Хорошая полиграфия раздаточного материала.
Методики
Общепринятые, не большое разнообразие техник.Кроме общепринятых, ещё и уникальные, авторские. Большое разнообразие техник.
Учебная группа
Чаще ведомая, довольно легко идёт за бизнес-тренером. Общий уровень конфликтности минимальный.
Часто добровольно-принудительное участие.
Выполняют не сложные аналитические действия, мышление чаще традиционное, обыденное, «приземлённое».
Сотрудничество с бизнес-тренером на равных. Каждый участник – «алмаз неограненый», имеет своё мнение почти по каждому вопросу. Высокий риск возникновения «трений» и конфликтов.
Участие чаще осознанное, добровольное.
Масштабность мышления и глубокий уровень аналитики у участников.
Навыки и тенденции
Основная направленность на конкретные навыки с проработкой деталей. Больше обозначаем общие тенденции. Вырабатывая навыки, основываемся на индивидуальном подходе.
Неожиданности, изменения
Все этапы максимально просчитаны. Неожиданности редки. На самом тренинге изменения и отход от Программы незначительны.Невозможно досконально просчитать все нюансы. Возможны неожиданности, приспособление Программы к запросом участников «на ходу».
Терминология
Чаще минимальное использование профессиональной терминологии. Многое нужно объяснять, давать широкий словарь с объяснением слов.Владеют терминологией. Мало нужно объяснять. Словарь если и нужен, то минимальный
Общение
На обычном уровне, редко выходит за пределы темы тренинга. Вопросов не много. Они простые, на все можно дать развёрнутый ответ.На высоком уровне, разнообразная тематика. Много сложных вопросов. Не на все из них можно развёрнуто ответить сразу. Активное общение в перерывах.
Организационные моменты
Не высокая требовательность к комфорту.
В меню не большой выбор.
Высокий уровень требований к комфорту. Более продолжительный по времени обед. Разнообразное меню.
Оценка, анализ
Просто оценивать. Легко разработать тесты, опросники. Технология анализа отработана.Сложно оценивать. На составление контрольных листов, опросников уходит много времени. Сложно выработать единую технологию анализа.
Посттренинговое обслуживание
Простое по форме и по сути. Строится на основе тренинга. На контрольной встрече новые аспекты затрагиваются крайне редко.Требует тщательной подготовки, иногда перерастает в индивидуальное консультирование, коуч-сессии. На контрольной встрече могут быть затронуты новые аспекты темы тренинга.
Обратная связь
Чаще пассивная. По телефону и с помощью обычных писем. До сих пор, редкое использование электронной почты.Чаще активная. В основном по e-mail, с использованием «агента», по телефону, с назначением дополнительных встреч.


Примечание Оргкомитета: c тем, как бизнес-тренеры и бизнес-консультанты решают бизнес-задачи, можно ознакомиться в этом материале.



Абу-Навас Василина
(г. Иркутск)
E-mail: [email protected]


Поверхностно:

Общие места:


1. Выяснение потребности в тренинге;

2. Конкретная цель обучения;

3. Задачи обучения;

4. Программа обучения должна быть качественной, реализовывать цель и задачи тренинга, понятной для участников, принятой участниками;

5. Методический материал должен быть понятным и логичным;

6. Посттренинговая работа должна быть качественной, до внедрения результатов обучения;

7. Договор, приложения, гарантии должны быть прописаны конкретно, измеримо;

8. Тренинг должен быть поведен качественно, т.е. после тренинга у участников должно быть, кроме: «все было отлично, настроение улучшилось» - «я знаю, как решать конкретные задачи».

Различия:

1. Стоимость обучения для топ-уровня выше, чем для линейных сотрудников минимум на 20%.

2. Топ-уровень учится «ломать стереотипы», создавать правила и алгоритмы для сотрудников, манипулировать с помощью стимулов // линейные сотрудники адаптируются под правила компании таким образом, чтобы они сознательно принимали эти правила, соглашались с ними, поддерживали их, могли самостоятельно действовать по алгоритму.

3. Топ-уровень учится жесткости в руководстве, основному правилу: «не заменимых людей нет», привязке только к функционалу // линейные сотрудники учатся уважать руководство и чувствовать благодарность компании за рабочее место, выстраивать эффективные коммуникации с руководством.

4. Топ-уровень учится тайм-менеджменту // линейные сотрудники - планированию.

5. Топ-уровень учится создавать ценности // линейные сотрудники учатся их ценить и уважать.

6. Оценка результатов обучения топов проводится на основании показателей работы подразделения/отдела и т.д. + можно использовать оценку 360 // линейные сотрудники оцениваются по личному результату + оценке руководителей.



Марченко Татьяна Михайловна,
Директор ООО ЦБО «Седьмой уровень»
(г. Владивосток)
Сайт: www.7uroven.ru
E-mail: [email protected]


Различия:

Обучение сотрудников top-уровня направлено:
  • Прежде всего, на выработку навыков принятия оптимальных решений

  • Создание алгоритмов действий, в том числе, нестандартных

  • Развитие способностей логического и нестандартного мышления

  • Овладение методами оценки, делегирования, мотивации, контроля

  • «Сверка часов» с другими руководителями

  • Квалификация тренера, консультанта должна быть на уровне эксперта

  • Чаще используются авторские, уникальные методики, специальная дополнительная подготовка

  • На занятиях разбираются сложные кейсы, многоуровневые задачи с анализом последствий принятых решений

  • Чаще тренер, консультант – привлечённые

  • В группе руководителей чаще может возникнуть конфликт лидеров!..

  • Требования к средствам обучения (аудитория, техническое обеспечение, комфорт и пр.) - высокие

  • Результат обучения оценить сложнее (требуется больше времени, достаточная квалификация оценщика), оценка требуется не всегда
Обучение линейных сотрудников направлено на:
  • Выработку и закрепление стандартных операционных навыков

  • Квалификация тренера, консультанта - на уровне специалиста

  • Чаще используются стандартные методики, приёмы

  • На тренинге используются простые ситуационные упражнения, задачи

  • Чаще тренер, консультант – собственные; наставничество – как один из методов обучения

  • Требования к средствам обучения (аудитория, техническое обеспечение, комфорт и пр.) - невысокие

  • Легко оценить результат обучения, оценивать нужно всегда
Общее:
  • Квалификация тренера, консультанта должна приниматься аудиторией

  • Программы обучения должны быть эффективными, качественными.



2.2. Каков грамотный Договор оказания консультационных услуг?

Абу-Навас Василина
(г. Иркутск)
E-mail: [email protected]


Вопрос не ясно сформулирован…

Смею предположить, что автор вопроса имел ввиду, что должен включать в себя Договор консультационных услуг… Я возьму на себя смелость переформулировать вопрос: что обязательно должен содержать Договор оказания консультационных услуг?

1. Вид услуг.

2. Результат услуг / гарантии.

3. Сроки оказания услуг (если услуга растянута во времени – конкретные даты и время).

4. Стоимость. Сроки оплаты, очень конкретные.

5. «Страховка» тренера / консультанта от срыва сделки, страховка от настроения Заказчика – можно включать либо в «гарантии», либо в «особые условия», формулировка примерно такая: «в случае, если Заказчик по каким-либо причинам (прописываете причины, которые Вы готовы принять), отказывается, переносит, забывает (вписать то, что нужно Вам), то оплата не возвращается / возвращается в __% (здесь может быть зависимость от срока предупреждения Вас) – если Вы работаете в предоплату. Если Вы работаете по факту, в этом случае, Вы ссылаетесь на акты фактически затраченных часов и прописываете % оплаты в случаях, если Заказчик по каким-то причинам «не смог». Это важный момент, т.к. консультант фактически продает свое время, в случае отказа Заказчика, он это время не может компенсировать. Есть «хорошая» формулировка: «возврат денег за минусом фактически понесенных затрат», расписываете, что значит и сколько составляют «фактически понесенные затраты».

6. «Страховка» на случай замены консультанта: «Исполнитель вправе самостоятельно назначать тренера / консультанта для оказания услуги»…

7. Обязательно пункт: «Заказчик обязан уведомлять Исполнителя обо всех обстоятельствах, изменениях, которые касаются оказания услуг». Примерно такая формулировка, она необходима для того, чтобы не попасть в ситуацию, когда Вы работаете, а у Заказчика меняются планы и Ваша работа мягко говоря оказывается бесполезной.

И т.д.

Рекомендую Договор оказания услуг дополнять в соответствии с опытом, который Вы получаете, в этом случае, Вы получите самый качественный Договор. Например, мы включили обязательные пункты:

«Практик» имеет право:

В случае если какой-либо из участников группы появляется на тренинге в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, «Практик» имеет право отменить занятие для всей группы и Заказчик обязуется выплатить исполнителю моральный ущерб в размере стоимости отмененного тренинга.

В случае если состав группы участников составляет менее 60% от планируемого, «Практик» имеет право отменить занятие для всей группы, оплаченная сумма за отмененное занятие не возвращается».

Когда однажды, 4 года назад сотрудники крупнейшей компании пришли на тренинг не трезвыми, а потом явились составом в 50%...

Примечание Оргкомитета: ознакомиться с взаимными претензиями и рисками бизнес-тренеров и провайдеров услуг можно в материалах:



2.3. И какой Договор лучше заключать с региональным провайдером?

Абу-Навас Василина
(г. Иркутск)
E-mail: [email protected]


Если вопрос подразумевает форму Договора, то эффективными, на мой взгляд могут быть Договора на оказание услуг или Договор сотрудничества. Если речь идет о содержании Договора, то обязательно должны быть включены пункты, описывающие:

1. Вид и форму услуг;

2. Условия, при которой услуга считается выполненной;

3. Учет рисков. Например, группа не собрана на определенные даты, Вы об этом узнаете за 2 дня и конечно ничего сделать уже не можете: ни даты эти продать, ни ситуацию изменить. Поэтому пропишите все риски, и возмещение рисков.

4. Обязательно пропишите Ваши требования к проживанию, трансферу, питанию и прочим, казалось бы «мелочам», которые бывают большими помехами. Например, однажды, выполняя заказ в другом городе, я не учла комфортности перемещения. Естественно компания сэкономила денег и купила мне билет в купейный обычный вагон. После ночи с соседями, в ужасных условиях я не могла быть эффективной на 100%. Казалось бы «мелочь», а на качестве работы отражается. Тоже самое с питанием и всем остальным.

5. И еще раз: «идеальный» Договор, который защищает Вас со всех сторон рождается в процессе работы, т.к. сразу предусмотреть все просто не возможно.



2.4. У меня часто на тренингах бывают полные козлы! Ну совсем «не айс!» Что с ними делать?

Абу-Навас Василина
(г. Иркутск)
E-mail: [email protected]


Мне жаль, но видимо Вам придется менять профессию, т.к. козлы это больше по части скотоводства, нежели тренерства. Так называемые «козлы» или «трудные участники» позволяют бизнес-тренеру развивать свой профессионализм. Обычно, «трудные участники» отлично обнажают зоны развития тренера, тренер же вместо того, чтобы поблагодарить и развиваться почему-то больше склонен считать, что участники «плохие», а он «хороший» тренер. Более того, наличие «козлов» в группе делает процесс тренинга более результативным... Это ёмкая тема, которая описана в очень большом количестве статей. Но, если жизнь сталкивает Вас часто с «козлами», возможно, стоит задуматься, а может быть Вы просто выбираете не то поле деятельности?..

Перейти ко всем вопросам участников Конференции

X-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian