Уважающему свой труд и стремящемуся к развитию бизнес-тренеру или консультанту в ходе подготовки к тренингу, семинару необходимо начитывать дополнительную литературу. Кроме этого, публикация статей, обзоров, мнений – проверенный PR-ход при продвижении собственных услуг.
Нынешним бизнес-тренерам и консультантам в этом отношении повезло гораздо больше, чем, скажем, консультантам эпохи 90-х… Литература, как отечественная, так и переводная, гораздо более разнообразна и разноформатна.
Правда, есть две проблемы:
а) ее качество, с точки зрения практической применимости, оставляет желать лучшего – львиная доля книг – если «убрать воду» - сводится к статье, а статья – к небольшой заметке;
б) весь объем выпускаемой литературы едва ли сможет осилить среднестатистический консультант или бизнес-тренер.
Ответ на вопрос, что делать, каждый найдет для себя сам. Хочется поделиться некоторыми выводами.
Вывод-1. Бизнес-периодика - закрома решений.
Большой объем литературы по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, консалтингу и тренингам, увы, пока не свидетельствует о качественных скачках в этих направлениях.
В литературе преобладают описательные модели, которые если и применимы в бизнесе, то лишь в крупных компаниях, уверенно стоящих на ногах. Исключением являются издания, представляющие собой кейсы ситуаций, приемов и решений, собранных представителями российских периодических изданий - газет «Коммерсант», «Ведомости» и журнала «Секрет фирмы». При этом даже в этих статьях и книгах не всегда можно различить условия применения, выделить сработавший прием, разобраться в последствиях. То есть, далеко не все кейсы дают легко внедряемую в отсутствии автора модель-кальку.
Вывод-2. Библиотека и книжные магазины - лекарство от «Я-значимости»
Начинающим бизнес-тренерам и консультантам стоит выделить время и целенаправленно заняться изучением литературы по своей специальности и по некоторым смежным направлениям…
Варясь в собственном соку узкой специализации, на изучение уже накопленного опыта порой не хватает времени. В результате, собственные субъективные «открытия» кажутся последним словом прогресса. На практике оказывается, что об этом говорили еще в 50-60 гг. прошлого века иностранные авторы, а то и в 20-30 гг. наши соотечественники, например, И.П. Павлов (о собаках которого много говорят, но с его исследованиями почти никто из тренеров не знаком).
Да, есть объективные сложности. Во-первых, литературы очень много, познакомиться с ней сложно - не хватает времени. Во-вторых, много повторений и откровенного «потока сознания». Просто жалко времени на такое чтение!
Вместе с тем, если Вы решили серьезно заняться консультированием, запаситесь терпением и хотя бы внимательно пролистайте работы предшественников... Даже если ближайшие коллеги не заметят Вашей «экспроприации» чужого труда, то это наверняка заметят более читающие представители крупных консалтинговых и тренинговых компаний, ведущих мониторинг. А также серьезные провайдеры тренинговых услуг, сквозь которых проходит немалое количество бизнес-тренеров и консультантов.
Вывод-3. Сказать что-то новое и пересказать это - две большие разницы
Когда знакомишься с литературой, хочется видеть в авторах писателей, а не переписывателей. Переписывательство, компиляция к сожалению, встречается довольно часто не только у нас, но и за границей. Конечно, проще пересказать своими словами чью-то светлую мысль, тем более, если Вы обладаете литературными навыками.
Пример. Подзаголовки из разных книг зарубежных авторов
1) Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят. М.: Независимая фирма Класс, 2007 г., страницы: 35, 39, 50 (Подзаголовки - Прим. Автора статьи)
[…] Только изнурительная работа приводит к серьезным достижениям. […] Постоянная готовность помочь рано или поздно вознаграждается. […] Хорошо ли пользоваться личными связями? […] Почему женщины отодвигают себя на задний план?
2) Франкел Л.П. Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе: сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины. М.: И.Д. Вильямс, 2007 г., страницы: 6-7. (Оглавление - Прим. Автора статьи)
[…] Ошибка 3. Работать слишком упорно. […] Ошибка 30. Всем помогать. […] Ошибка 13. Бояться извлекать пользу из отношений с людьми. […] Ошибка 10. Быть молчаливой и покорной.
Примечание: можно воспринимать содержательную идентичность как простое совпадение, как наблюдательность или практическую смекалку (их книги вышли за границей в начале века, а у нас появились в этом году). Но почему-то М. Палуди, книга которой менее публицистична, находит возможность давать корректные ссылки на первоисточники:
Палуди М. Женская психология. Поведение. Развитие. Общение. Сексуальность. 3-е межд. издание, С-Пб., «Прайм Еврознак», 2007 г., с. 286.
[…] По Вейнеру (1972 г. - Прим. Автора статьи), люди, ориентированные на успешность, берут на себя ответственность за собственные достижения; они считают, что они сами - причина своих успехов (они достигли успехов благодаря своим способностям и усиленной работе). А вот люди со слабой ориентацией на успех приписывают свои успехи внешним причинам (ошибке учителя, легкому тесту), а неудачи - внутренним причинам. […] Женщины чаще приписывали успех внешним факторам, а неудачу - внутренним. Бец (1993 г.) приводит данные о том, что женщины чаще приписывают свои успехи везению, а неудачи - недостатку способностей.
Анализ литературы показал, что для предприятий малого бизнеса практически не предлагается (за редким исключением) моделей, приемов, методов, решений в сфере маркетинга, менеджмента, консалтинга и обучения.
Отчасти это объясняется не заинтересованностью отечественных и зарубежных бизнес-гуру тратить время и силы на заведомо малобюджетные кампании. «Малыши» нынче не в моде, несмотря на повсеместные возгласы о поддержке малого бизнеса, моде на программы - подпорки от властей и «повышение роли и значимости предпринимательства» в целом. Следовательно, дешевые технологии с проверенной эффективностью уже сегодня крайне востребованы…
Вывод-5. Новое - это хорошо забытое старое плюс современный тренд
Книги по отдельным составляющим бизнес-процесса занимают целые стеллажи магазинов, но приличной специализированной тренинговой литературы по узким направлениям почти нет. (Исключение - тренинги по продажам).
Это говорит о том, что на отечественном тренингово-консалтинговом рынке наступает, а где-то наступил период специализации. А значит, пора уходить в свою нишу.
Возьмем близкую нам тему - «Управление женщинами». Дорабатывая одноименный семинар для руководителей после тестирования, нами был проведен анализ литературы, посвященной женщинам и «женским вопросам».
В результате, можно выделить следующие категории женской литературы:
переводные сборники советов и рекомендаций о «женском счастье»;
«стервология» и женский взгляд на взаимоотношения между мужчиной и женщиной;
мемуары известных дам;
гендерная психология;
имидж и деловой этикет;
литература феминистического толка;
литература, посвященная красоте, здоровью и похудению.
Значительно реже встречаются книги, ориентированные на женщин-руководителей, а книги о том, как управлять женщинами Вы вряд ли встретите вообще… При этом анализ работ по общему, стратегическому и тактическому менеджменту и некоторых научных публикаций показал, что женская специфика в управлении либо не учитывается вообще, либо авторы ограничиваются весьма расплывчатыми замечаниями на этот счет.
Вывод-6. Производительность труда часто зависит от смежников
Не стоит ограничивать себя прочтением узкоспециализированной литературы!
Как правило, наибольшую пользу приносят книги авторов, предлагающих готовую методику по смежной тематике. Например, в нашем случае - управление женскими коллективами - полезными оказались книги:
по педагогике и воспитанию;
по актерскому мастерству;
книги Отцов Церкви (у них – тысячелетний опыт работы с массами);
и даже …пособие для следователей.
Порой интересные решения уже предложены в смежной области, остается их только заметить, см. подробнее: ведущая область.
Вывод-7. «Живые» исследования заменяют две трети источников.
Проводя собственные исследования по вопросам управления женскими коллективами, мы убедились, что 2/3 полученной нами за полгода информации повторяется в литературе.
Но при этом на выходе у нас появились не описанные в литературе эффекты и не вымышленные примеры живых руководителей. Более того, описательные модели, доминирующие в книгах, не позволили бы нам перейти к систематизации и практическим приемам. Около 60 глубинных интервью с руководителями и чуткое научное руководство со стороны И.Л. Викентьева, директора консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС», позволили выявить свыше 30 «женских эффектов» и обнаружить некоторые решения по управлению женскими коллективами.
Исследуйте и экспериментируйте, и будет Вам… радость открытия!
Список публикаций:
Анджелис Б. Секрет абсолютной женственности. М.: ЭКСМО, 2004 г.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Новое знание, 2000 г.
Берн Ш.. Гендерная психология. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 г.
Бушонг К. 7 глупейших ошибок, которые совершают все женщины. М.: Эксмо, 2006 г.
Бэквит Г. Продавая незримое. 4-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
Бэквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. 4-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 г.
Вачков В. Метафорический тренинг, М.: Ось-89, 2006 г.
Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007 г. 9. Гитомер Дж. Маленькая черная книга о связях. СПб.: Питер, 2007 г..
Грэйс Н. Работа, деньги и любовь. Путеводитель по самореализации. СПб.: Питер, 2007 г.
Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин М., Московский психолого-социальный институт, 2005 г.
Джей Р., Темплар Р. Энциклопедия менеджера. Алгоритм эффективной работы. Альпина - Бизнес Букс, М., 2006 г.
Дробович А. Общение: наука и искусство. М.: Яуза В.Секачев, 1996 г.
Зинкевич - Евстигнеева Т., Фролов Д. Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою Силу. СПб.: Речь, 2006 г.
Зинкевич - Евстигнеева Т., Фролов Д. Как женщине понять мужчину, или Мужественные всегда побеждают. СПб.: Речь, 2005 г.
Иоанн. Лествица. Сергиев-Посад.: Лествица, 2000 г.
Кипнис М. Тренинг коммуникации, 2- е изд., 2006 г.
Кисилева Н.В., Фролов В.А. Основы системы Станиславского. Ростов н/Д: Феникс, 2000 г.
Кофта К. Если бы женщины замолчали или Как понять и удержать мужчину. М.: АСТ:АСТ Москва Хранитель, 2007 г.
Кошелев А.Н. Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. М.: Альфа-пресс, 2007 г.
Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. М.: Персей. Вече. АСТ., 1995 г.
Курпатов А.. 5 великих тайн мужчины и женщины. 4-е изд., Спб: ИД Нева, 2006 г.
Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2003 г.
Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и АРТ-терапии. СПБ.: Речь, 2006 г.
Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. М.: Торобоан, 2006 г.
Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. 10 межд. изд. , СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007 г.
Либлинг М. Он меня раздражает, М. Поколение, 2007 г.
Литвак М.. Командовать или подчиняться. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г.
Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд., СПб.: Питер, 2007 г.
Менегетти А. Женский ум в проекте жизни. М.: ННБ Онтопсихология, 2007 г.
Настольная книга следователя. М.: Экзамен, 2006 г.
Новые тенденции в управлении. Дайджест McKinsey. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.
Палуди М. Женская психология. Поведение. Развитие. Общение. Сексуальность. 3-е межд. издание, С-Пб., «Прайм Еврознак», 2007 г.
Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. М.: Форум. ИНФРА-М., 2007 г.
Резник С.Д., Макарова С.Н. Женщина - руководитель. Как добиться успеха в управлении. Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филипенко Е.А. Конфликтология для педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.
Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1997 г.
Скрипюк И. 111 баек для тренеров. СПб.: Питер, 2007 г.
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.