Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Исходное соперничество и сплочение коллектива после постановки целей


«Грустно, но это правда: вещи, которыми люди жаждут обладать и ко­торые ценят больше всего, — хорошая работа, прекрасные дома, высо­кий статус — всегда в дефиците. Этот факт служит основой для, веро­ятно, самого давнего объяснения предубеждения — теории реалисти­ческого конфликта (realistic conflict theory) (например, Bobo, 1983).

Согласно этой теории, предубеждение возникает в результате сопер­ничества между социальными группами за ценные товары потребле­ния или возможности. Короче говоря, предубеждение развивается на основе борьбы за работу, соответствующие жилищные условия, хоро­шие школы и другие желаемые блага. В процессе соперничества чле­ны вовлеченных в него групп начинают относиться друг к другу все более и более отрицательно (Hepworth & West, 1988). Они называют друг друга «врагами», считают свою группу морально превосходящей и четко проводят границу между собой и своими оппонентами. В ре­зультате то, что начинается с простого соперничества, еще свободно­го от ненависти, постепенно перерастает в полноценное, сопровож­дающееся соответствующими эмоциями предубеждение.

Данные, полученные в ходе различных исследований, подтверждают, что этот процесс имеет место. В результате продолжительного соперничества люди начинают воспринимать друг друга все более не­гативно. И что еще хуже, такое соперничество часто приводит к пря­мому, а иногда и жестокому конфликту. Впечатляющая демонстра­ция действия этого принципа была осуществлена в ходе хорошо из­вестного внелабораторного исследования, проведенного Шерифом и его коллегами (Sherif et al., 1961).

В ходе этого необычного эксперимента исследователи отправили группу одиннадцатилетних мальчиков в специальный летний лагерь, расположенный в уединенной местности, где можно было тщательно изучить природу конфликта и его роль в формировании предубежде­ний. Когда мальчики прибыли в лагерь (названный «Воровская пе­щера» в честь расположенной недалеко пещеры, в которой по легенде когда-то хранили свою добычу грабители), их разделили на две от­дельные группы и поселили в хижины, расположенные достаточно далеко друг от друга. В течение первой недели ребята жили и играли группами, посвящая время таким приятным занятиям, как пешие прогулки, плавание и др. На этой первоначальной стадии мальчики быстро развили в себе сильную привязанность к своей группе. Они выбрали названия своим командам («Змеи» и «Орлы»), написали их на своих футболках и сделали флаги с символами своей команды.

На следующем этапе мальчикам в обеих группах было сказано, что они должны участвовать в серии соревнований. Выигравшая ко­манда получала трофей, а все ее члены награждались призами (кар­манные ножи и медали). Поскольку такого рода награды были очень желанными, это подготовило почву для напряженного соперничест­ва. Соревнования начались, и напряжение между группами стало на­растать. Сначала оно ограничивалось устными насмешками и бра­нью, но скоро переросло в прямые действия — например, «Орлы» со­жгли флаг «Змей». На следующий день «Змеи» нанесли ответный удар, напав на хижину соперников, перевернув там кровати, разорвав москитные сетки и завладев личным имуществом. Такие действия продолжались до вмешательства исследователей, решивших предот­вратить более серьезные последствия. В это время обе группы выка­зывали крайне негативное отношение друг к другу. Они обзывали своих оппонентов грубыми словами, превознося в то же время свою группу при каждой возможности. Короче говоря, после двух недель конфликта группы продемонстрировали все ключевые компоненты сильного предубеждения по отношению друг к другу.

Как видите, данное исследование воспроизводит страшную картину того, как вполне благоразумное соревнование за «дефицитные» ресурсы может быстро перерасти в полномасштабный конфликт, в свою очередь порождающий негативное отношение к оппонентам, формирующее ядро предубеждения.

К счастью, эта история имеет хороший конец. На последней ста­дии эксперимента Шериф и его коллеги попытались уменьшить нега­тивные реакции, описанные выше. Простое увеличение количества контактов между группами не помогло достичь этой цели; на самом деле это еще больше раздувало огонь злобы. Но когда условия были изменены и группы были вынуждены работать вместе, чтобы достичь более значительной цели — той, к которой стремились все, — про­изошли разительные перемены. После того как мальчики поработали вместе, восстановив канал водоснабжения (специально испорченный исследователями), «скинулись» для того, чтобы взять напрокат ки­ноустановку, и отремонтировали сломанный грузовик, напряжение между группами почти исчезло. Через 6 дней границы между группа­ми фактически растворились, и был установлен мир».


Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон, Социальная психология: ключевые идеи, СПб, «Питер», 2003 г., с. 226-227.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian