Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Профессия тренера: почему порой не хватает драйва?

 Автор: Герасимов Игорь,
независимый тренер
Сайт: http://www.nrpsy.ru

В данной статье многого не открою, просто хочу поделиться тем, от чего сам иногда «страдаю», и на что ориентируюсь в своей работе, стараясь максимально развить свое тренерское мастерство.


Участникам нужен драйв, приподнятое настроение - их интерес должен постоянно находиться на динамической волне познавательной активности. Это всем известно. И влияние бизнес-тренера здесь очевидно. А как порой не хватает этой энергии самому тренеру, которой хочется зарядить всю группу.

Состояние тренерского драйва трудно объяснить словами, по-моему, это не только сочетание уверенности и хорошего настроения, это состояние, обусловленное особым желанием тренера менять, развивать группу и каждого участника в отдельности.

Анализ моей практической деятельности, а так же тренингов, на которых мне посчастливилось присутствовать, опыта других тренеров (общение, публикации), подвигло меня к следующим выводам, которые возможно помогут коллегам сориентироваться в своей тренерской работе.

От чего зависит отсутствие тренерского драйва?

Пойдем от простого…

Плохое настроение тренера

Причин плохого настроения может быть множество: от актуальных жизненных переживаний или простой усталости до глобальной жизненной неудовлетворенности. А каком драйве несчастного, «больного» тренера может идти речь?

Что делать?

Проблемы надо решать – и это не я придумал.

Какое бы настроение не было, тренеру, как никому другому, необходимо умение «группироваться», позитивно настраиваясь на работу, а не демонстрировать себя несчастного, собирая «поглаживания» или еще хуже переносить свои проблемы на группу, думая про себя: «ну что сидите… ах, еще кто-то опаздывает - ну и хорошо, посидим, подождем».

Отсутствие мотивации работать с драйвом

В данном случае - у тренера может не быть ни материального, ни профессионального, ни личного интереса проводить тренинг с данной группой.

Что делать?

Тренеру необходимо точно соизмерять свои затраты и получаемые выгоды при работе с каждой группой. Баланс должен немножко перевешивать в сторону выгод тренера. Если этого нет - то лучше отказаться, если есть, то отсутствие энтузиазма, драйва в работе тренера - необоснованный для Клиента брак. Ищите причины в другом.

Кстати: для настоящих мастеров - деньги не самое важное. У них свои интересы, в частности, очень важен процесс. Профессионалам нужна достойная материальная компенсация. У новичков на первом месте - практика, контакты, развитие. Все остальное - приложиться. «Каждому - свое».

Профессиональная неуверенность

Профессиональная самооценка тренера складывается из многих факторов, в частности, из опыта работы, успешности проведенных программ, знания предмета, признания и др.

Проблема тренера-новичка, да и не только - профессиональное самопризнание.

Приходишь на тренинг и думаешь - «я - тренер? - все на меня смотрят…», «как бы не упасть в грязь лицом…, надо быть на высоте…, что обо мне думают…, как меня воспринимают….» О каком драйве может идти речь, если мысли заняты совсем другим?

Кстати, простой тест: неуверенные ведущие часто в конце тренинга любят собирать «поглаживания» в своей адрес, называя этот процесс «обратной связью на работу тренера» (нормальный участник, в силу благодарности за работу, не может ему в этом отказать). А как вы к этому отнеситесь?

Другие причины профессиональной неуверенности.

Уровень подготовленности работы с группой.

Слабая теоретическая и практическая подготовка тренера

Бывает так, что тренер сам толком не разбирается в том, чему хочет научить других. Очень распространенное явление.

Причин этому может быть множество, к примеру, многие психологи-тренеры думают, что они «умные» сами по себе, по статусу. Хотя реальность иногда этого не подтверждает. Преподавателю, по моему мнению, необходимо очень хорошо разбираться в своем предмете. Это должны быть глубокие и системные знания. Если такого нет - то деятельность тренера чревата пагубными последствиями: любое «проникновение» участника в глубь изучаемого материала - и тренер впадает в ступор, либо ищет разные ухищрения, отговорки, которые его имидж, как внутренний, так и внешний, увы, не красят. О каком драйве может идти речь?

Часто возникает и другой вопрос, должен ли тренер быть искусным в том, что он преподает. Многие говорят, что «нет» – главное уметь обучать и т.д. Ну ладно, пусть (я сам далеко не виртуоз). Ну а как вам тренер, который предлагая какой-либо тренинг, к примеру, в контексте эффективного общения, абсолютно не профессионально ведет себя на переговорах: к примеру, возражения о цене воспринимает как личное оскорбление…, в сравнении с конкурентами ему цены нет…, при первой встрече ведет себя надменно и т.д. Вопрос: чему такой может научить?

Что делать?

При всем многообразии программ тренингов, литературы по каждому вопросу, разобраться о чем там пишут вроде и не сложно. Проблемы начинаются, когда ты берешь другую книгу (или идешь на другой тренинг) и там та же самая проблема освещается совсем другими подходами, понятиями, языком. Вот здесь начинается путаница. Это извечная проблема психологии, как науки - разнообразие точек зрения и отсутствие единого подхода, интегративной схемы (см. подробнее здесь – Прим. Редактора портала TREKO.RU).

Поэтому тренеру стоит либо приобщаться к чьей-либо позиции (он с ней согласен, она ему нравится), либо создавать свою. Для этого по каждой тематике тренинга должна быть составлена своя система знания со всеми механизмами и взаимосвязями. И эта система должна быть в первую очередь понятна самому преподавателю. Если он уверен в ее многогранности, глубине, логичности, и доступности - то драйв обучать этому других, во многом обеспечен.

Далее следует другая проблема: будет ли эта система понятна слушателям? И как ее эффективно внедрить в сознание и поведение участников группы?

Не удовлетворенность содержанием тренинговой программы

Содержание тренинга

  • либо не проработано и под сомнением в целом эффективность того, что и как предполагается делать с группой
  • либо само по себе не интересно,
  • либо не соответствует стилю тренера, и др.
Бывает так, что начинаешь проводить или адаптировать новую программу и думаешь, какую ерунду ты сейчас делаешь - и весь кураж пропадает. Хорошо, если сумеешь по ходу соориентироваться и придумать что-либо поинтересней. А если весь тренинг - мягко сказать, банальность?

Я иногда обращаю внимание на некоторых артистов-сатириков – делают не качественные вещи, а у самих глаза горят. Вот так бы уметь - делать «ерунду» с горящими глазами... Да только не хочется, да и «смех за кадром» на тренинге не включишь…

Что делать?
  1. Проблема содержания тренинга очень серьезная, и требует особого мастерства. Не каждому дано написать хороший тренинг - как не каждому дано написать интересный, интригующий сценарий к фильму, красивую песню, привлекательный рекламный ролик и т.д.

  2. Известная истина: тренинг должен пройти пилотажный вариант. Каждая мелочь продумана. Что на входе - на чем делать акценты при обсуждении, и соответственно, что на выходе - и что следует далее. Тренеру необходимо прогнозировать возможные реакции участников на то или иное задание и его эффекты, в какую сторону надо идти, а в какую уйти просто реально, но нет никакой надобности. Если неожиданности происходят на самом тренинге и не хватает профессионализма, чтобы «вырулить» - драйв если был - пропадет, потому что на смену придет непременное желание осмыслить то, «что происходит здесь и сейчас и куда мы сейчас придем». Участники очень чувствуют такие вещи и лучше их не допускать.

  3. Из чего я исхожу, создавая тренинг:

    - еще раз повторюсь: необходимо очень хорошо разбираюсь в том, чему хочешь научить других. Под каждую тему создается своя система знаний, которая понятна тренеру, и которая, по моему мнению, должна быть понятна любому неискушенному участнику.

    - логика тренинга максимально приближает участников к планируемому результату. Я в основном следую испробованному и эффективному принципу «от простого к сложному», когда знания и умения наращиваются послойно, с каждым разом усложняясь, становясь глубже, техники от примитивных становятся все более изощренными. Важно в тренинг включить некую интригу, которая будет поддерживать познавательный интерес. Здесь у каждого свои подходы, секреты.

    - инструментальное содержание должно быть насыщено разнообразными интересными играми и упражнениями. Это не утомляет, поддерживает приподнятое настроение, драйв, как тренера, так и группы в целом. Мне нравится ролевая игра, в различных ее вариациях и ее основательный разбор. Участников необходимо подводить к рефлексии, пониманию, умению разбираться в том, что с ними происходит в различных ситуациях, и применять это понимание в реальности, находя гибкие и эффективные жизненные ходы.

  4. И, наконец, тренинг, который собираешься проводить, необходимо принять как «свое», частичку себя, а для этого стоит решить - на каком уровне креативности, в каком «жанре», стиле вам нравится работать. Не будет принятия- не будет куража, драйва. В данном контексте мне очень понравилась статья Сартан Г.Н., Как написать тренинг
Неумение работать с группой.

Тренер создает психологическую атмосферу в группе, влияет на ее динамику, конструктивность, позитивность. Это навыки человека, изощренного в искусстве взаимодействия. Надо уметь управлять, регулировать отношения, поднимать, снимать напряжение и т.д. «Люди разные - подходы разные». К чему я это все. Весь кураж пропадет - если участники начнут себя вести так, как не запланировано в Вашей программе. А все потому, что не будут получать то, за чем пришли – каждому необходимо особое отношение и свой подход.

Какие здесь могут быть проблемы?

Тренер не разбирается в психологии людей, «не видит» их особенности, мотивацию

Продвинутый выпускник психологического факультета размышляет по типу Сократа «Я знаю все и не знаю ничего». Извиняюсь за обобщение, надеюсь, что где-то и у кого-то не так.

Человек, индивид – как я думаю, самая глубокая и расширенная система, которая принимает миллиарды разных индивидуальных форм. Тренер, который плохо разбирается в людях - имеет большую склонность не понимать как групповую динамику в целом, так и мотивацию конкретного участника. Тем более, что с этим делать. Можно прочесть кучу литературы по донному вопросу, посетить разные семинары – результат под знаком вопроса.

Способность видеть человека вырабатывается годами, опытом, и постоянным осознанием, переработкой жизненных ситуаций. Человека, способного понимать другого человека описал Г.В. Оллпорт [6, с.85-89]. (Cм.: Эмпатия - Прим. Редактора портала TREKO.RU).

Тренер не владеет навыками управления людьми и группой в целом (в частности конструктивного влияния и противодействия негативному влиянию).

Любая неудачная реакция тренера на выпад или сопротивление участника может привести к серьезным проблемам - группа начнет терять к Вам доверие.

Навыки влияния, управления людьми – очень не простые, требуют особого уровня осознанности, рефлексии, гибкости, креативности, их необходимо развивать, причем в постоянном режиме. Если тренер не владеет таковыми, ему будет очень не просто взаимодействовать с участниками в сложных ситуациях. Любой выпад участника - неправильная реакция - и все, вы в ловушке. О каком драйве может идти речь, если вы переживаете собственную несостоятельность.

Тем более не понятно - что в таком случае делать. Следовать прописанным рекомендациям - а уместны ли они будут в данном контексте? Любая незапланированная ситуация может вызвать непонимание тренера и не владение ситуацией. Энергия будет уходить на осмысление происходящего, времени на это - нет. Другой вариант - тренинг будет носить поверхностный характер (кого это устраивает?).

Отсутствие вышеперечисленных навыков эффективной и качественной работы с группой, не позволит тренеру чувствовать себя «как рыба в воде», а это лишает уверенности и как следствие, драйва. Настоящий профи, по моему, просто приходит на группу и ведет программу и группу так, как, по его мнению, наиболее эффективно и качественно. В конце тренинга он подробно анализирует свою работу, находит ошибки, новые моменты, сильные стороны и совершенствуется, совершенствуется. А пределов совершенства в нашей работе я (пока) думаю - нет.

Личностные особенности тренера.

Интровертированный темперамент

Некоторые тренеры более склонны к депрессии, чем к неудержимой активности. Они тянут, мямлят, проводят не кому не нужные тесты, «размышляют» на разные отвлеченные темы - на таких тренингах хочется заснуть, позаниматься «медиацией» или еще чем другим.

Что делать?

Если такой специалист все же имеет тягу к тренерскому ремеслу, то лучше ему вести какие-нибудь «группы встреч» или клубы по различным жизненным интересам/проблемам, где можно вдоволь попереживать, посопереживать и т.д..

Личностная самонедостаточность

Речь идет о личной, внутренней противоречивости (ущербности, заниженной самооценке, тревожности, механизмах психологической защиты, как хотите).

Если человек чего-то по молодости не получил и до сих пор не получает, то это непременно сказывается на его отношении к людям и жизни в целом (будь ты хоть трижды психолог). Такие люди склонны к противоречивости, и как следствие переменчивости состояний и отношений. При какой-либо провокации участника группы, есть угроза сорваться, снять маску доброжелательности и начать «атакующие действия»…. Другая реакция - мгновенно погрузиться в самоанализ.
Очевидно - все это динамику тренинга не повышает. Драйва, куража не будет.

Что делать?

Тренер-профессионал обладает всем необходимым, чтобы регулировать, управлять взаимодействием как с отдельным участником, так и группой в целом (об этом говорилось выше).

К тому же тренер на работе - это профессионал, не чувствительный к провокациям, «щипкам», манипуляциям в свою сторону. Это особая осознанная психологическая установка, которую необходимо постоянно нарабатывать, переводя на уровень подсознательной «рабочей» не уязвимости.

Вне работы делайте все «что душе угодно» - обижайтесь, разбирайтесь, переживайте, копайтесь в себе, активно атакуйте и т.д. «Психологу можно все» - не помню, кто сказал.

А лучше всего, постараться наладить свою жизнь, поменять отношение к себе, к людям и к жизни в целом. Это вопрос внутренний и внешней самодостаточности. Методы подскажет грамотный психолог или психотерапевт.

Отсутствие притягательности (черт харизматичной личности)

Харизма тренера, на мой взгляд, во многом определяется 3 качествами: профессионализмом (мастерством), артистичностью и человечностью.

В чем проявляется профессионализм? Это глубокие, системные познания тренера в своей области + умение обучать, развивая понимание, жизненную мудрость или социальную зрелость участника. Люди это ценят.

В чем проявляется артистичность? Это чувство юмора, интересные рассказы, метафоры, примеры, смешные случаи из жизни и т.п. Людям это нравится.

В чем проявляется человечность? Это дар человека, способностью «давать» искренне и безнадрывно. Людям это очень необходимо.

Тренер, получая энергетическую отдачу за свою работу находится в постоянной подпитке.

Что делать?

Каждый продвинутый тренер имеет свой стиль, свои фишки, свою технологию в которой работает - все разные. И может, нет особого смысла подводить себя под некий «эталон», который когда-то очень сильно впечатлил (и это, скорее всего, от неопытности). Будьте самим собой - и ощутите свободу творить так, как считаете необходимым.

В заключение: своим ли делом занимаемся?

Работа тренера - интересна, перспективна, почитаема. Это привлекает.

Некоторые тренеры не совсем обдуманно подходят к выбору профессии, что чревато последствиями. Иногда «ломает» не от того, что не хватает профессионализма, а от того, что занимаемся не своим делом. Это издержки любой профессии - люди часто не находят своего призвания, а идут на поводу у обстоятельств, перспектив, советов или каких-либо других порывов. О кураже, драйве здесь не может быть и речи…

Резюме. Что влияет на энергию тренерской работы?
1. Состояние тренера
  • актуальное настроение

  • глобальное напряжение
2. Отсутствие мотивации: нет не материального, не профессионального, не личного интереса проводить тренинг с данной группой.

3. Профессиональная неуверенность.

Неподготовленность тренера к работе с группой
  • не знание потребностей целевой группы и поэтому не понимание, что и как с ними делать

  • слабая теоретическая и практическая подготовка тренера

  • неудовлетворенность содержанием своей программы
Не умение управлять группой.
  • Тренер не разбирается в психологии (взрослых) людей, «не видит» их особенности, мотивацию.

  • Тренер не владеет навыками управления людьми и группой в целом (в частности конструктивного влияния и противодействия негативному влиянию).

  • Тренер не владеет многими другими необходимыми в его работе навыками
4. Личностные особенности тренера.Не это ли тренерский драйв, когда ты приходишь на группу и у тебя есть огромное желание что-то с ней сделать, изменить в лучшее. И ты уверен, что так оно и будет. Я думаю это настоящее профессиональное счастье, кураж, драйв - когда ты получаешь удовольствие от своей работы, которую любишь и умеешь очень хорошо делать.

А теперь каждый и для себя - что мне для этого не хватает?

Литература
  1. Викентьев И.Л., Выступление на «круглом столе» о мастерстве бизнес-тренера и консультанта. Заседание СПб Клуба консультантов и тренеров 22.09.2005 г.

  2. Сартан Г.Н., Как встать на путь тренера. Материалы IV-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

  3. Шевцова И., Чего боится тренер?

  4. Соколов А. Б., 30 проф-вредностей в работе бизнес-тренера. Заседание СПб Клуба консультантов и тренеров 2004 г.

  5. Сартан Г.Н., Как написать тренинг

  6. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящовой.- СПб.: «Речь», Институт тренинга. С.85-89.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian