Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Размышления по следам конференции: начало нового пути

 Автор: Димитриев Дмитрий Владимирович,
Президент ГК "Международный Институт Менеджмента"
Сайт: http://www.gkmim.ru

В субботу 23 декабря 2006 года в милом сердцу для многих моих коллег Санкт-Петербурге состоялась вроде бы, как обычно принято писать, ОЧЕРЕДНАЯ VII-я конференция бизнес-тренеров «Как создать и продвигать тренинг или бизнес-семинар». И все же эта конференция носит, пожалуй, пока ещё совершенно не заметный и возможно не вполне внятный исторический характер. В рамках кадрового рынка, разумеется.

Вроде, все как всегда. Выступления докладчиков на актуальные темы рынка, то острые, то вполне миролюбивые вопросы участников. Все тот Игорь Леонардович Викентьев – фигура сопоставимая разве что с фигурой Александра Маслякова в КВН с интригующим и расставляющим все на свои места докладом, как всегда возвращающийся в прениях к теме защиты авторских прав в нашей ещё не вполне правовой отчизне.

И все именно эта конференция стала началом поворотного момента к глобальному переустройству кадрового рынка не на уровне борьбы за свою долю, а на уровне глобальной концепции или, если будет угодно, парадигмы.

Вся началось с выступления Юлии Борисовны Ужакиной, представившей результаты исследования рынка тренингов на основе опроса участников выставки Тренинг-2006, продолжилось в докладах Марка Евгеньевича Кукушкина, Дмитрия Владимировича Димитриева и получило свое логическое Завершение в совместном докладе Георгия Борисовича Соколова и Игоря Леонардовича Викентьева. Все мои последующие выводы я буду делать на моем субъективном прочтении того, что прозвучало в выступлениях этих пяти человек, включая, собственно, и меня.

Итак, что же произошло? Что началось? Куда мы идем?

Если подытожить результаты исследования, проведенного под руководством госпожи Ю.Б. Ужакиной, а также выступлений других докладчиков и участников Конференции, то нынешнюю ситуацию на рынке тренингов можно охарактеризовать как переломную.

Посудите сами. Кризис несоответствия рынка спроса и предложения достиг своего пика. Спрос на тренинги растет в одном направлении, а предложение тренинговых услуг движется в совершенно другом. Причем, в основной своей массе – направление это совершенно незрелое, ибо характеризуется следующими признаками:

1. Подобно врачам узкой специализации, которые зачастую лечат не то, что болит у пациента, а то, что умеют лечить именно эти врачи, многие тренинговые компании и одиночные тренеры совершенствуются в выбранной ими специализации, пытаясь навязать ее всем и вся. В результате Клиенты получают двойное разочарование. Во-первых, им не продают то, что они хотят, а, во-вторых, то, что они покупают, не решает их реальных проблем. Эта типичная ошибка особенно тонко была отражена в выступлении господина И.Л. Викентьева, хотя и прозвучала, так или иначе, в остальных перечисленных мною выше докладах.

2. Растущая конкуренция на рынке предложения кучкуется по законам «красных кровавых океанов» в узких зонах ограниченного клиентского спроса (например, тренинги по лидерству, школы тренеров и так далее), что приводит к неадекватному ценообразованию, борьбе малоизвестных с многоуважаемыми, и острой нехватке предложения там, где этого хочет Клиент. Молодые тренеры быстро покидают вскормившие их провайдерские компании, организуя свои собственные. Обиженные «прародители» отказываются от сотрудничества со всеми, кого считают недостойными самих себя. Происходит медленная деградация отдельных специалистов, вынужденных барабанить один и тот же тип тренингов по 20-20 дней в месяц. Критерии качества снижаются до показателей цены и анализа общих коммуникативных навыков приглашаемых тренеров. Решения о привлечении тренера по наиболее популярным тематикам делегируются все ниже и ниже, соответственно меняются и критерии выбора.

3. С другой стороны, нарастает потребность в комплексном подходе в области решения сложных задач, когда, по определению господина И.Л. Викентьева, область решения задачи значительно отличается от области постановки проблемы Клиентом. А это требует высокого уровня мастерства тренера, с одной стороны, и высокого уровня методологической и методической организации процессов, с другой стороны. Пример такого подхода представили в своих докладах, например, господин М.Е. Кукушкин, рассказавший о крупном проекте на примере развития лояльности к бренду МТС, и господин Д.В. Димитриев, рассказывавший о проекте развития идеологии качества в известной нефтяной компании.

4. На рынке наметилось развитие трех достаточно четко очерченных тенденций:

a) Исполнение точечных заказов клиентов в области развития отдельных компетенций по требованию Заказчика. А это требует высокого уровня сегментации и специализации предложения, как с точки зрения отраслевой специализации, так и с точки зрения сегментации в области качества, цены, методик и видов тренингов.

b) Исполнение как малых, так и крупных консультационных и тренинговых проектов с четко определенными бизнес-результатами, построенных на высокой квалификации тренера, консультанта или коуча. При этом его квалификация должна включать высокий уровень качественного развития личности, как совокупности опыта, навыка решения бизнес-задач, умений и качеств на уровне сертификации бизнес-тренера категории А, о чем говорил Дмитрий Владимирович Димитриев, и опыт успешного практического решения не менее 200 бизнес-задач, о чем аргументировано говорил Игорь Леонардович Викентьев.

c) Выполнение крупного комплекса стандартизированных и взаимосогласованных тренингов, объединенных единством идеологии, корпоративных ценностей и квалификационных требований к тренерам, о чем говорили и Ю.Б. Ужакина, и М.Е. Кукушкин, и Д.В. Димитриев.

Другими словами, наступил момент, когда основная масса рынка спроса созрела для того, чтобы взять в свои руки знамя развития рынка из слабеющих и нерасторопных рук рынка предложения. И единственная возможность влияния на рынок останется только у тех представителей тренинговых компаний, которые смогут четко определить и позиционировать свое место и значение среди трех вышеперечисленных тенденций.

Также текущая ситуация на рынке тренинговых услуг очень точно ложится в логику развития модели Total Quality Management – всеобщего управления бизнесом на основе качества – которая предполагает 4 этапа развития качества товара или услуги:

1. Соответствие стандарту. Поскольку основой для стандартизации на тренинговом рынке могут быть только две вещи – соответствие компетенциям с точки зрения стандартизации тренингового продукта и сертификация бизнес-тренеров с точки зрения обеспечения квалификационных требований к специалистам. И именно поэтому в 2006 году сформировались и начали свое развитие на рынке две системы сертификации, в том числе и международная сертификация IIMD/МИМ, представленное компанией в которой я работаю с 1992 года. Об этом говорили и госпожа Ю.Б. Ужакина, и господин Д.В. Димитриев. А также именно в 2006 году активно развивался спрос на тренинги по развитию отдельных компетенций, выделенных Заказчиками.

2. Соответствие процессу. На данном этапе развития качества услуги речь идет о том, чтобы обеспечить методическую и методологическую ценность и целостность предлагаемых продуктов. Эту проблему с разных сторон осветили все упомянутые мною докладчики. Но наиболее полно суть вопроса была отражена в выступлении господина Г.Б. Соколова и господина И.Л. Викентьева, когда они рассказывали о том, как работает с Клиентами компания ТРИЗ-ШАНС. Если Клиент просит провести тренинг продаж, это ещё не означает, что именно тренинг продаж решит те задачи, ради которых обратился Клиент...

3. Соответствие потребностям. О том, что рынок предложения тренинговых услуг наконец-то должен повернуться к Клиентам лицом, изучить их реальные потребности и грамотно их удовлетворить – об этом говорили на конференции все! А по законам психологии это означает, что реально это делают немногие из говорящих эти красивые слова. Ведь соответствие потребностям возможно только тогда, когда мы прошли через второй уровень TQM, а это на данный день смогли сделать далеко не многие.

4. Формирование потребностей. Этот самый сложный момент работы. Вы спросите почему? А вот именно потому, что любой дилетант готов сформировать новую потребность Клиента под свой наивный взгляд на мир в надежде, что угадает и спасет. А на самом деле, этот уровень качества требует крайне высокого уровня профессионализма, что достижимо лишь за долгие годы успешной работы на рынке.

Таким образом, рынок спроса тренинговых услуг начинает выдвигать требования, адекватные третьему уровню TQM - соответствие потребностям - а рынок предложения должен суметь пройти через нелегкие задачи второго уровня – соответствие процессу – и догнать. Иначе он просто не справится со своей исторической задачей и его постепенно сметет волна товаров-субститутов или импортных конкурентов, которые вряд ли сделают лучше, но уж точно сделают дороже.

И в конце своих размышлений я хочу ещё раз выразить свою благодарность организаторам - Игорю Леонардовичу Викентьеву и Александру Борисовичу Соколову - за столь мастерское и продуманное сочетание и соединение докладов в их логической и временной последовательности, что помогло превратить конференцию в действительно историческое событие на российском кадровом рынке!

Доклады VII-й Конференции

Итоговый пресс-релиз VII-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов

Отзыв о работе 14-й Конференции портала TREKO.RU в Москве

17-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов
25 июня 2011 г. в Москве


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian