Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Тренинг как инструмент организационного развития


Доклад на VII-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Кукушкин Марк Евгеньевич,
Руководитель тренинговых компаний
"Бест-тренинг" и "Тренинг-Бутик" (г. Москва)
Сайт: http://www.tboutique.ru

Автор сообщения – тренер, руководитель двух тренинговых компаний («Бест-тренинг» и «Тренинг-Бутик»), руководитель открытых (Открытый Тренерский Университет) и корпоративных проектов подготовки тренеров. Основное позиционирование автора на тренинговом рынке – обеспечение организационных изменений (и реализация консалтинговых проектов) средствами тренинга и корпоративных событий.

На наш взгляд, одна из функций тренинга – быть инструментом организационного развития, т.е. проводником организационных изменений в компании. Для реализации данной функции у тренинговой формы есть ряд преимуществ и возможностей:

  • лаконичность и дискретность формата;

  • возможность его тиражирования (масштабирования);

  • вовлеченность участника в событие и интенсивность жизни участника во время тренингового события (что позволяет моделировать новые опыты поведения и эмоциональные состояния).
Потребность в тренинговом сопровождении организационных изменений в практике современного российского бизнеса очевидна и особенно выражена при реализации следующих изменений:
  • разработка и внедрение новых стандартов, технологий, инструментов деятельности (например, стандарты работы с клиентом; управление по целям и т.д.);

  • работа с организационными ценностями, идеологией, корпоративной культурой: «проращивание» новых ценностей и соответствующих поведенческих моделей (например, при разработке и введении Корпоративного Кодекса, процессах брендинга – ребрендинга и т.д.);

  • выстраивание новой модели отношений между сотрудниками и подразделениями (например, сливающихся подразделений и компаний).
Чем крупнее организация (чем большее количество структурных единиц и персоналий оказываются вовлеченным в процесс организационного изменения), тем значимее становится именно тренинговый формат проведения (сопровождения) изменений, который, в данном случае должен отвечать следующим условиям:
  • инвариантность самого тренинга (дизайна, программы): общее содержание транслируемого (при незначительной вариативности в зависимости от региона, структурного подразделения, состава участников);

  • возможность каскадирования тренинга (что особенно возможно в ситуации временных ограничений).
Интересным примером введения управленческого инструмента в практику крупного предприятия в деятельности автора стали проекты по внедрению методологии управления по целям и КПЭ (компания «Русский Алюминий», проект реализовывался компанией «Бест-тренинг»). Основными этапами проекта стали:
  • разработка вместе с Заказчиком модели реализации подхода в компании;

  • проведение серии пилотных тренингов в управляющей компании;

  • создание дизайна стандартного корпоративного тренинга;

  • передача тренинга корпоративным тренерам компании;

  • массовая реализация тренинга (подхода).
В настоящий момент практика «управление по целям» работает на всех предприятиях компании.

Тренинговый подход к осуществлении организационных изменений был развит автором в практике компании «Тренинг-Бутик», где различаются трансляционные и трансформационные технологии сопровождения организационных изменений (осенне-зимняя аксессуарная коллекция 2006-2007 года). Трансляционные технологии ориентированы, в основном, на понимание смысла происходящих изменений (на рациональном уровне) и на закрепление желаемой модели поведения в результате изменений. Трансформационные технологии ориентированы на эмоциональное переживание и ценностное присвоение смысла происходящих изменений. Ниже более подробно будут рассмотрены трансляционные технологии.

Элементы трансляционных технологий:
  • транслируемое СОДЕРЖАНИЕ разрабатывается менеджерской или тренерской командой (с желательным вовлечением команды трансляции)

  • действия по трансляции специально ПРОЕКТИРУЮТСЯ;

  • обязательно формулируется ОСНОВНОЕ СООБЩЕНИЕ;

  • необходимо проектирование ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ;

  • ИНСТРУМЕНТ трансляции должен быть «овнутрен» компанией (даже если дизайн тренинга разрабатывался и проводился в пилотном варианте внешними провайдерами – по ходу проекта он должен быть передан внутренним специалистам компании);

  • трансляция проектирует запуск механизма КАСКАДИРОВАНИЯ.
В частности, примерами реализации подобной технологии стал проект донесения до сотрудников компании ценностей нового бренда (в процессе ребрендинга), реализованный специалистами компании «Тренинг-Бутик» для компании «Атлант-М» и реализуемый в настоящее время для МГТС. Субъектами трансляции в обоих случаях стали «послы бренда». В первом случае роль «послов бренда» исполнили сами тренеры компании, во втором – «послы бренда» были подготовлены из числа сотрудников компании-Заказчика.

В функции сопровождения организационных изменений тренинг пока не достаточно широко представлен на российском тренинговом рынке (известно немного примеров, когда тренинговый формат обеспечивал или поддерживал организационные изменения). На наш взгляд, причина такой ситуации в следующем:
  • в невысоком уровне консультационной компетентности российских специалистов по обучению и развитию (проектирование тренинга предполагает понимание сути и процесса организационных изменений в организационном контексте).

  • в невысоком уровне предметной компетентности внешних провайдеров (а, зачастую и внутренних специалистов по обучению). Например, обучение основам бережливого производства в металлургии (в ситуации массового внедрения на предприятии соответствующих идеологии и технологии) предполагает, как минимум, знакомство:

    - с основами (инструментарием) самого подхода

    - с бизнес-процессами основного производства (тех подразделений, на которые распространяется внедрение подхода)

    - со спектром возможных решений (применения подхода на данном производстве)

  • В недостаточном уровне доверия к специалистам по обучению со стороны топ-менеджмента компании, которые зачастую не рассматривают тренинг как инструмент внедрения изменений, а T&D специалистов как агентов изменений.
В моей практике оптимальная команда внедрения изменений – это команда корпоративных тренеров. Реализация изменений через команду тренеров предполагает следующие шаги:
  • Разработку программы изменений и определение задач тренинга как составной части программы изменений.

  • Разработку программы (дизайна) тренинга.

  • Реализацию пилотной версии тренинга. Корректировка программы.

  • Передачу тренинга внутренним тренерам.

  • Тиражирование тренинга (включая механизм обратной связи от участников и тренеров).

  • Отслеживание и оценку результатов и эффектов тренинговых программ.
Проводниками тренинговой идеологии внедрения изменений в компаниях, как правило, оказываются:
  • специалисты отдела персонала и Корпоративных Университетов;

  • специалисты профильных отделов (чью деятельность затрагивают внедряемые изменения; например, отдела продаж, если внедряются новые стандарты работы с клиентом);

  • топ-менеджеры компании.
На наш взгляд, рассмотрение тренинга как инструмента организационного развития позволяет существенно расширить спектр решаемых им задач.

12-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов в Москве


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian