Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Использование шаблонов при создании корпоративной базы знаний


Доклад на VII-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Лебедев Кирилл Анатольевич,
ИТ-консультант, компания Evosquare (г. Санкт-Петербург)

Способы формализации знаний в тренингово-консалтинговой фирме с точки зрения технаря.

Какие темы интересуют участников VII-ой Конференции бизнес-тренеров и консультантов? Судя по опросу, проведенному порталом TREKO.RU с большим опережением лидирует:

  • Продвижение тренингов и семинаров [1].

    В этом нет ничего нового. Эта тема интересовала участников и предыдущих конференций, организованных Санкт-Петербургским Клубом тренеров и консультантов. Новое заключается в другом – для многих участников стали актуальными и другие темы, как то:
    1. Создание новых тренингов и семинаров.

    2. Повышение квалификации тренеров и консультантов.

    3. Научно-методическая работа внутри тренинговой / консалтинговой компании.

    4. Создание базы знаний одной фирмы или нескольких фирм [1].
    Все эти темы связаны между собою. Действительно, создание новых тренингов и семинаров требует проведения серьезной научно-исследовательской работы внутри фирмы. В свою очередь, научные и методические обобщения делаются на «фактуре», которую удобно представлять в виде организованной базы знаний. Наконец, для обучения сотрудников компании выгодно сохранять и формализовывать опыт наиболее квалифицированных коллег, а для этого – фиксировать яркие примеры, находки, лучшие практики, упражнения и рекомендации в корпоративную базу знаний.

    Как должна быть организована подобная база знаний?

    Некоторые принципы организации такой базы знаний можно взять из IT-отрасли. Почему из IT? Потому что эта отрасль в настоящий момент переживает бурный рост. Этот рост сопровождается появлением большого числа новых технологий и еще большего числа самоучителей по ним. Невероятно, но факт: большинство квалифицированных программистов осваивают технологии самостоятельно по книгам или хелпу.

    Так, компанией «Майкрософт» создана крупнейшая в мире база знаний для разработчиков программного обеспечения – MSDN (Microsoft Developers Network). Эта база знаний содержит технические статьи по различным продуктам корпорации «Майкрософт», электронные книги и электронные курсы по различным технологиям, примеры программ вместе с исходными кодами, видеозаписи web-конференций и многое-многое другое. Каждый день миллионы разработчиков программного обеспечения со всего мира посещают этот портал.

    Какой вклад в возможность самообучение вносит корпоративная база знаний? Мне представляется, что огромный. Однако для большей эффективности такая база знаний должна быть хорошо структурирована. Существует несколько задач, которые должна решить структуризация:
    1. Быстрый поиск информации. Пользователь базы знаний должен быстро найти нужную ему информацию (яркий пример, упражнение, задачу или методический вывод).

    2. Быстрая оценка отобранной информации. Например, пользователь должен иметь возможность сделать быстрый выбор из нескольких однотипных упражнений.
    Получается, что для решения этих задач все записи в базе знаний должны быть хорошо структурированы, т.е. сделаны по некоторому общему образцу или шаблону. Например, для записи упражнений, применяемых тренером во время тренинга, может быть использован такой шаблон:
    1. Название.
    2. Назначение.
    3. Формула.
    4. Мотивировка.
    5. Детали.
    Первые три пункта этого шаблона призваны решить задачи быстрого поиска и быстрой оценки информации. Бизнес-тренер получает возможность искать упражнения в базе знаний по названию и назначению. А отбор упражнений осуществляет по формуле. Если одной формулы недостаточно, то тренер может ознакомиться с мотивировкой и деталями.

    В разделе Название указывается общепринятое наименование упражнения. Это важно, т.к. из названий формируется словарь бизнес-тренера. Профессионалы получают возможность общаться между собой, не изобретая новых наименований известным упражнениям, а используя устоявшиеся термины.

    В разделе Назначение кратко формулируется основная задача упражнения. Например: «Данное упражнение позволит пополнить словарный запас» или «Данное упражнение позволит овладеть новыми фигурами речи». Если упражнение, помимо основной задачи, решает и вспомогательные, их тоже можно перечислить.

    Раздел Формула содержит краткую формулировку упражнения, т.е. самую суть. Вместе с разделом Название он помогает тренеру ориентироваться в картотеке упражнений и выбирать из нее те упражнения, которые больше подходят для конкретного тренинга или семинара.

    Раздел Мотивировка содержит развернутое описание проблем, для устранения которых можно использовать упражнение. Данный раздел помогает тренеру сделать выбор в пользу того или иного упражнения в том случае, если имеется несколько упражнений с похожей функциональностью.

    В разделе Детали приводятся развернутое описание упражнение и некоторые детали, которые могут быть полезны тренеру или обучаемому при выполнении задания. Обычно, этот раздел регулярно пополняется новой информацией, полученной в результате применения упражнения на практике.

    По мере роста картотеки, информацию об упражнениях следует группировать в таблицу. Один столбец такой таблицы может содержать задачи, а другой – названия или номера соответствующих этим задачам упражнений.

    Назначение
    Упражнения

    Подобная таблица упрощает навигацию по картотеке и помогает бизнес-тренеру в выборе подходящего упражнения.

    Для иллюстрации предложенного подхода приведу…

    …Фрагмент Картотеки упражнений для тех, кто хочет научиться писать

    Таблица выбора упражнений

    Назначение
    Упражнения
    Пополнение словарного запаса 1, 3, 4.
    Овладение фигурами речи1, 2.
    Выработка навыков группировки материала 5.


    Упражнение 1. Пишите!

    Назначение

    Позволит пополнить словарный запас и овладеть незнакомыми фигурами речи.

    Формула

    Выберите произведение какого-нибудь известного Автора и перепишите понравившиеся фрагменты.

    Мотивировка

    При изложении чужого текста в письменном виде Вы будете вынуждены многократно повторять слова и фразы, и Ваше повторение будет связано с механическими действиями. Повторение и написание активизируют разные участки головного мозга, что способствует лучшему запоминанию.

    Детали

    «А еще того важней другое упражнение, хоть у нас оно, по правде сказать, и не в ходу, потому что требует такого большого труда, который большинству из нас не по сердцу. Это – как можно больше писать. Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия; и это говорится недаром. Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Дело в том, что когда мы пишем, то все источники доводов, заключенный в нашем предмете и открываемые или с помощью знаний, или с помощью ума и таланта, ясно выступают перед нами и сами бросаются нам в глаза, так как в этой время внимание наше напряжено и все умственные силы направлены на созерцание предмета.. Кроме того, при этом все мысли и выражения, которые лучше всего идут к данному случаю, поневоле сами ложатся под перо и следуют за его движениями; да и самое расположение и сочетание слов при письменном изложении все лучше и лучше укладывается в меру и ритм, не стихотворный, но ораторский: а ведь именно этим снискивают хорошие ораторы дань восторгов и рукоплесканий» [4, с. 103 – 104].

    «Демосфен восемь раз переписал «Историю» Фукидида, чтобы овладеть величественной и впечатляющей фразеологией этого знаменитого историка. Каковы были результаты? Две тысячи лет спустя Вудро Вильсон, чтобы улучшить свой стиль, изучал труды Демосфена» [3, с. 474].

    Прокофьева Надежда, генеральный директор консалтинговой компании ЗАО "Советник-Н":

    «Как человек пишущий, могу отметить, что любая статья, любое интервью или книга являются способом увеличения знаний пишущего даже по тем вопросам, в которых, казалось бы, ему уже все ясно. В тот момент, когда человек садится за перо (ноутбук), он концентрирует внимание на теме, и такое пристальное рассмотрение позволяет увидеть либо «белые пятна» в собственных знаниях, либо новые грани рассматриваемой проблемы. Это стимулирует активный поиск новых ответов на старые вопросы. И даже если ничего нового в теме не обнаруживается, сама по себе необходимость структурировать разрозненные до того мысли благотворна. Это очередная возможность рефлексии, помогающая убедиться в том, что Вы можете быть адекватно поняты внешним миром» [2].

    Упражнение 2. Составляйте текст по образцу!

    Назначение

    Позволит овладеть различными фигурами речи.

    Формула

    Выберите понравившийся фрагмент текста, описывающий определенный объект или ситуацию, и опишите по такому же шаблону другой объект или ситуацию.

    Мотивировка

    Готовый фрагмент текста задает схему описанием объекта или действия с определенной детализацией и эмоциональной привлекательностью. Необходимо запомнить этот образец и научиться подставлять в него другие объекты или действия.

    Детали

    «Говорят, что самыми любимыми инициалами в английской литературе были инициалы Р. Л. С. Роберт Луис Стивенсон был, в сущности, писателем для писателей. Как ему удалось развить в себе этот очаровательный стиль, который сделал его знаменитым? К счастью, он сам рассказывает нам об этом:

    «Когда я читал книгу или абзац, которые мне особенно нравились и в которых что-то описывалось с большим искусством либо чувствовалась какая-то особая сила или выдающийся стиль, я садился немедленно за стол и заставлял себя подражать этому мастеру. Мне это не удавалось, и я знал об этом, и я начинал все сначала и снова терпел неудачу. Мне всегда не везло. Однако, не смотря на бесплодные усилия, я по крайней мере приобрел некоторый опыт в области ритмики, гармонии и композиции отдельных частей произведения» [3, с. 474 – 475].

    Упражнение 3. Переводите с иностранного на родной язык!

    Назначение

    Позволит пополнить словарный запас.

    Формула

    Выберите произведение иностранного Автора и переведите один или несколько фрагментов на родной язык.

    Мотивировка

    При переводе произведения Вам придется подбирать подходящие слова.

    Детали

    «Позднее я нашел другой способ и пользовался им, став постарше: я стал перелагать с греческого речи самых лучших ораторов. Из чтения я выносил ту пользу, что, передавая по-латыни прочитанное по-гречески, я должен был не только брать самые лучшие из общеупотребительных слов, но также по образцу подлинника чеканить кое-какие новые для нас слова, лишь бы они были к месту» [4, с. 104].

    «У Питта-младшего вошло в привычку просматривать одну или две страницы на греческом и латинском языках, а затем переводить этот отрывок на родной язык. Он делал это ежедневно в течение десяти лет и «приобрел почти ни с чем не сравнимую возможность выражать свои мысли без предварительного обдумывания, при помощи хорошо отобранных и хорошо соответствующих друг другу слов» [3, с. 474].

    Упражнение 4. Преобразуйте прозу в стихи!

    Назначение

    Позволит пополнить словарный запас.

    Формула

    Выберите фрагмент прозаического текста и изложите его в виде стихов.

    Мотивировка

    Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас.

    Детали

    Бенджамин Франклин в своей «Автобиографии» рассказывает: «Но оказалось, что мне не хватало то ли запаса слов, то ли умения их употреблять; последнее, как я полагал, я мог приобрести, если бы продолжал писать стихи; ведь постоянные поиски слов одинакового значения, но различной длины, которые подошли бы под размер, или различного звучания – для рифмы – принудили бы меня непрерывно искать разнообразия, а кроме того, все эти разнообразные слова закрепились бы у меня в уме, и я был бы над ними хозяином» [3, с. 328 – 329].

    Упражнение 5. Составляйте текст из фрагментов!

    Назначение

    Научит составлять план текста. Вырабатывает навыки группировки материала.

    Формула

    Выберите понравившийся фрагмент текста и кратко запишите смысл каждой фразы. Записи следует делать на отдельных листках – по листку на фразу. Затем перетасуйте листки и попытайтесь воссоздать оригинальный текст.

    Мотивировка

    Для того чтобы построить дом, мало иметь только кирпичи. Нужно еще иметь представления об архитектурах различных домов и о кирпичных кладках. Если отдельную фразу уподобить кирпичу, то суть упражнения состоит в том, чтобы научиться разным кладкам.

    Детали

    Бенджамин Франклин в своей «Автобиографии» рассказывает: «Примерно в это время мне попался в руки разрозненный том «Зрителя». Это был том третий. До сих пор я еще не видел ни одного. Я купил его, неоднократно перечитывал от корки до корки и был от него в совершенном восхищении. Слог показался мне бесподобным, и я решил, насколько возможно, ему подражать. С этой целью я взял некоторые очерки и кратко записал смысл каждой фразы так же полно и подробно, как в оригинале, для чего я прибегал к таким выражениям, которые мне казались уместными. Затем я сравнил своего «Зрителя» с подлинником, обнаружил свои некоторые ошибки и исправил их» [3, с. 328].

    Выводы

    1. Для подготовки новых тренингов и семинаров, а также – для обучения сотрудников тренингово-консалтинговой компании рекомендуется создавать корпоративную базу знаний. Миллионы программистов со всего мира ежедневно пользуются крупнейшей базой знаний корпорации «Майкрософт» – MSDN, и обучаются по ней способам работы с продуктами «Майкрософт».

    2. Чтобы базой знаний было удобно пользоваться, она должна быть хорошо структурирована. Структуризация должна обеспечить быстрый поиск и быстрый отбор нужной информации.

    3. Для записи упражнений, применяемых на тренинге, рекомендуется использовать такой шаблон:

      a. Название.
      b. Назначение.
      c. Формула.
      d. Мотивировка.
      e. Детали.

      Первые три пункта этого шаблоны позволяют пользователю быстро найти и быстро выбрать подходящее упражнение. Остальные два пункта учат тонкостям применения отобранного упражнения.

    4. По мере накопления упражнений, информацию о них следует группировать в таблицу. Один столбец такой таблицы содержит назначения, а другой – названия или номера соответствующих этим задачам упражнений.

      Назначение
      Упражнения

      Подобная таблица упрощает навигацию по базе знаний и помогает бизнес-тренеру в выборе подходящего упражнения.

      ЛИТЕРАТУРА:

      1. Исследование TREKO.RU: Какие тенденции в области конкурентных преимуществ сохранятся в 2007 году?

      2. Исследование TREKO.RU: Что может и что должно делать руководство тренинговой / консалтинговой компании для повышения квалификации своих сотрудников?

      3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – В кн.: Карнеги Д, Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – СПб: «Лениздат», 1992.

      4. Цицерон М. Т. Об ораторе. – В кн.: Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Издательство «Наука», 1972.


      Мы Вконтакте:
      вступайте!

      Мы в ФБ:
      вступайте!

      Мы в Твиттере
      Добавляйтесь!
      Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

  • Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian