Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Повышение квалификации бизнес-тренеров, создание новых тренингов в Школе бизнес-тренеров Дмитрия Димитриева


Доклад на VII-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Димитриев Дмитрий Владимирович,
Президент ГК Международный Институт Менеджмента
Сайт: http://www.gkmim.ru

В связи с бурным развитием тренингового и консультационного рынка в нашей стране все более значимой становится задача квалификационного соответствия новому уровню развития.

Если ещё несколько лет тому назад основной задачей российских бизнес-тренеров была массовая ликвидация психологической безграмотности в сфере делового общения, то сейчас на первый план выходит качественное и прицельно точное развитие установок и навыков в полном соответствии с бизнес-ситуацией Заказчика.

Давайте посмотрим на несколько лет тому назад. Чему обучали российские бизнес-тренеры 5-15 лет тому назад?

Во-первых, это модифицированные социально-психологические тренинги образца середины семидесятых годов, построенные на выработке у участников следующих групп навыков:

  • Активное слушание, включая методологию парафраза во всех ее проявлениях
  • Практика задавания вопросов и владения инициативой в контакте (открытые и закрытые вопросы, СПИН, методика Френсиса Бэкона и многие другие)
  • Совмещение объективных признаков аргументируемого предмета с эмоционально-привлекательными для партнера (клиента, подчиненного и т.д.) параметрами пользы
  • Противостояние манипулированию по той или иной модели
  • Противостояние возражениям и критике
  • Разрешение конфликтов (Транзактный анализ, Модель Томаса и др.)
  • Открытость в деловых взаимодействиях (Окно Джохари, small talk 1 Я-сообщения, прочие приемы гуманистической психологии)
  • Эмпаэурмент 2 (эмоциональное лидерство, зажигательная презентация и т.д.)
Во-вторых, это основы общей эрудиции в бизнесе по основным направлениям функциональной структуры компании:
  • Основы менеджмента
  • Основы продаж
  • Основы маркетинга и рекламы
  • Основы управления качеством
  • И т.д.
В-третьих, это разного рода модели повышения креативности при подготовке новых бизнес-решений: Соответственно, все эти темы могли иметь успех ровно столько, сколько продлится общая психологическая и экономическая безграмотность основной массы населения, вызванная историческими процессами перехода от социализма (особой формы государственного феодализма) к капитализму.

Естественно, квалификация основной массы персонала компаний по этим направлениям постепенно повышается. И тогда бизнес-тренеры в их наиболее распространенном варианте – мастера по ликвидации безграмотности – канут в прошлое.

Тут напрашивается естественный русский вопрос: «Что делать?»

За 15 лет активной работы на российском рынке мне неоднократно доводилось отвечать на этот вопрос применительно к текущей исторической и экономической ситуации. Ответов накопилось столь много, что это вылилось в проект Школы бизнес-тренеров Дмитрия Димитриева, которая ставит своей задачей хотя бы 5-7-летнее опережение текущего состояния на рынке тренинговых услуг в РФ.

Также мне Оргкомитетом VII-й Конференции бизнес-тренеров и консультантов был задан вопрос, какие именно отечественные разработки в области тренингов и семинаров превосходят свои западные аналоги. На мой взгляд, таких случаев очень много уже потому, что западные разработки, как правило, рассчитаны на работу с высоко замотивированной группой участников, которые сами стремятся получить от тренера необходимый им результат. А российские участники тренингов нередко стараются напротив доказать, что то, что дает тренер им не сильно нужно и важно. То есть, в наших условиях необходимо уметь замотивировать группу на работу и эффективно работать с возражениями. Естественно, такие методики есть у наших тренеров и могут не быть у западных.

Кроме того, отечественные разработки, как правило, грешат повышенной креативностью, что не всегда оказывается во вред тренинговому продукту. На своем опыте могу сказать, что применяемые нами методики ассессмента позволяют получить гораздо более полную и точную информацию, чем те, по которым я в свое время обучался в Германии. Также могу говорить о более точном инструменте работы с эмоциональным интеллектом и его оценкой, нежели чем тот, что предлагается известной западной компанией.

Или, к примеру, разработанная Андреем Губановым ещё в 1988 году методика социометрии позволяет получать и анализировать 16 показателей социометрической ситуации в группе, чего на настоящий момент не дает ни один западный аналог.

В рамках этих задач мною была выстроена модель подготовки таких бизнес-тренеров, которые смогут на годы опередить своих коллег не только в области общей квалификации, но и своим образом мышления, который помогает соответствовать меняющейся экономической ситуации в России и мире. На настоящий момент существует уже не менее 5 авторских школ бизнес-тренеров, созданные теми, в кого я вкладывал свое время и свою душу.

Что помогло им достичь своих вершин? Давайте обратим внимание на основные задачи каждого из 6-ти базовых (первичных) трехдневных модулей Школы.

Модуль
Цели и задачи
Преимущества для Вас
1. Введение в профессиюОсознание себя в позиции бизнес-тренера. Нахождение своего оптимального стиля на всех 7 уровнях глубины и мастерства. Выработка основ профессионального мировоззрения. Развитие эмоционального интеллекта тренера. Жизнь и профессия станут единым взаимообгащающим процессом развития и становления. Вы развиваете в себе способность соответствия любого рода профессиональной ситуации.
2. Содержание работы бизнес-тренераМетодики анализа компетенций, подлежащих развитию в ходе тренинга, и формирования уникальных тренинговых программ с учетом всего многообразия структур как компетенций, так и бизнес-ситуаций участников 3. Вы сможете сформировать техническое задание к любому тренингу, который действительно необходим Заказчику.
3. Развитие тренерского мастерстваРазвитие тонких инструментов работы тренера с группой в различных ситуациях. Овладение микротехниками тренерского мастерства 4. Вы сможете проявить свое мастерство в любой ситуации, применяя любые модели проведения тренинга. В любой ситуации Вы сможете быстро адаптироваться и выбрать наиболее эффективное направление в работе с группой.
4. Развитие методического мастерства тренера Развитие навыков выбора оптимальных методик тренинговой работы из всеобщей системы таковых. Развитие навыка формировать эффективные и психологически безопасные методики тренинговой работы 5. Зачем искать по форумам чьи-то упражнения и приемы. Вы научитесь создавать их сами в полном экологическом соответствии с группой, целью тренинга и собственным стилем тренерской работы .
5. Организационные техники работы тренера На основание овладения существующими организационными моделями вырабатываются навыки формирования НОВЫХ тренинговых программ под те или иные явные или скрытые потребности Заказчика.Что такое НОВЫЙ тренинг? Это просто Ваш очередной корпоративный тренинг, который Вы выстроили для новой группы в связи с новым техническим заданием Вашего Заказчика 6. Теперь в Вашем случае бессмысленно говорить о старом тренинге, каждый тренинг хотя бы в чем-то будет НОВЫМ.
6. Управление личной эффективностью тренера Овладение приемами и навыками эффективного управления собой, группой и ситуацией. Обеспечение оптимального состояния тренера в любой профессиональной ситуации. Выработка способности выдерживать сверхнормативные нагрузки.Клиенты. Их так много. И они все хотят пригласить именно Вас. Но когда? Как сохранить свои силы на тренинге, принеся максимальную пользу группе? Как оптимально организовать все процессы до, во время и после тренинга? Как восстановиться и обрести новые силы? Об этом будут спрашивать Вас все.
7. Супервизионные тренинги по дальнейшему развитию тренерского мастерства Дальнейшее индивидуальное совершенствование навыков в супервизионном процессе.Найти себя…
Не потерять…
И обрести себя по новой…
Чтоб для своих клиентов стать
Для их развития основой


Цель Школы помочь стать каждому тренеру живой самообучающейся системой. Стать Мастером, который в каждой конкретной ситуации находит наиболее оптимальный метод решения стоящих перед ним задач. И тогда уже не Вы гонитесь за меняющимся временем, а время вынуждено Вас догонять!

Методика подготовки в Школе предполагает, что в соответствии со своим уровнем индивидуальной квалификации в области проведения бизнес-тренингов потенциальный участник может выбирать для себя те модули, которые наиболее явно обогатят его навыки и умения в этой сфере. Наш опыт показывает, что выпускники многих тренинговых школ находят для себя в каждом модуле новые импульсы для своего профессионального совершенствования.

Вы хотите обогнать свое время? Встретимся по ту сторону циферблата?

Выводы:

Наряду с применением стандартных моделей и методик, применяемых в тренинговом бизнесе, необходимо иметь методику формирования этих самых моделей и методик. Иначе Россия так и останется на периферии рынка формирования и продвижения новых тренинговых продуктов, будучи вынуждена адаптировать то, что создано где-то там, за рубежом. А наш потенциал наиболее высокий именно в этой сфере.

Методика обучения тренеров должна включать в себя и этап формирования Мастера, когда обученный основным уже существующим моделям тренер оказывается способным формировать поистине ценные программы и методики.


Примечания

1 Small Talk – метод непринужденной беседы – популярная в наше время методика ведения производственных контактов с клиентами, коллегами и поставщиками на основании общечеловеческого контакта с обсуждением сторонних тем.

2 Эмпауэрмент – от английского «усиление» - методика, разработанная в школе психодрамы и направленная на повышение эмоционального состояния клиента, что облегчает проработку им сложных тем и повышает его общую активность в работе.

3 Например, рассматривается методика анализа компетенций с точки зрения конкретной бизнес-ситуации компании заказчика. В одной компании, представляющей интересы западного производителя оборудования проблема заключалась в том, что дилеры, которых они обучают продукту и продажам затем используют данные знания и навыки для продвижения продукции конкурентов. Соответственно было выделено ограничение для развития компетенции «Аргументация преимуществ» так, чтобы это обучение шло только в интересах Заказчика. В результате мы выстроили тренинг, который позволял техническим тренерам данной компании так проводить обучение продажам, что оно оказывалось бесполезным для продажи любого другого оборудования кроме оборудования Заказчика.

4 В основе тренерского мастерства в области коммуникативных и дидактических компетенций лежит самый тонкий уровень различения между компетенциями – уровень микротехник. Микротехниками я называю поведенческие индикаторы компетенции, которые можно четко выделить, описать и усвоить на уровне автоматического навыка, присущего естественному и конгруэнтному поведению тренера. Самый простой пример – 5 видов парафраза и их применения в зависимости от конкретной ситуации на тренинге.

5 Например, в ходе тренинга мы прорабатываем 6 видов ролевых игр, по введенной мной классификации. Для каждого типа ролевых игр есть их понятное предназначение в тренинговом процессе. Каждый тип ролевых игр имеет свою структуру и свои требования к инструкциям. В результате в соответствующем упражнении участники тренинга формируют свои варианты игр для отработки интересующих их компетенций. Мы все вместе с участниками тренинга супервизируем полученные игры и доводим их до оптимального уровня в соответствии с поставленными задачами. На каждом тренинге мы создаем по несколько новых упражнений разной направленности на основании грамотного анализа данного типа упражнений.

6 Например, для одной нефтяной компании мы выстроили 18-дневный тренинг по теме: «Снижение преждевременных отказов установок электроцентробежных насосов по субъективным причинам». Обученные нами специалисты служб качества добились экономии в 60.000.000 рублей в месяц.

12-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов в Москве


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian