Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Закон о коррупции (общие черты)


"Принятие Россией долгожданного Закона о коррупции (первое чтение в Госдуме прошлого созыва состоялось еще в 2002 году) станет своего рода декларацией о намерениях. Меры прямого воздействия на ситуацию предлагается прописать в поправках в УК и УПК. Одна из тем - активный и пассивный подкуп в частном секторе. «Многие считают, что коррупция - это подкуп чиновников, тогда как во всем мире преступлением считается и получение откатов сотрудниками компаний. Только на Западе это называется коррупция, а у нас - хищение», - пояснил глава Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков.

[...]

Не секрет, что Россия в своей антикоррупционной политике сегодня равняется на Сингапур. И в тиши кабинетов, и публично нет-нет да и услышишь об этом маленьком азиатском государстве. К примеру, о том, как в начале тамошних реформ народ поголовно не верил власти, гидра коррупции правила бал, а гляди-ка, навалились и одолели ее. Спору нет: в Сингапуре тепло, чисто (брошенная на тротуаре бумажка обойдется в сотню-другую долларов) и чиновники не берут на лапу. Словом — не Россия. Но почему все же за образец берется именно такая экзотика? Да потому, что в Сингапуре реформа была проведена сверху, хватило одной политической воли вкупе с эффективно работающей вертикалью власти. Чего-чего, а воли и вертикали нам не занимать! Вот и Гришанков уверен, что «как только с каждого руководителя начнут спрашивать за «чистоту рук» так же, как сегодня за национальные проекты, все поймут: пришла пора жить по правилам».

Так с чего начали в воспетом Вертинским «бананово-лимонном»? Создали специальный орган - Бюро по противодействию коррупции, подчинявшееся непосредственно премьеру. Российский вариант должен выглядеть как некое силовое новообразование, находящееся в прямом контакте с Президентом. С одной стороны, это логично, учитывая размах мздоимства, но с другой - появление очередной спецслужбы, наделенной сверхполномочиями, чревато непредсказуемыми последствиями. Тем более что следить это «третье отделение» будет не только за берущими взятки чиновниками, но и за дающими их гражданами и бизнесменами, то есть под колпаком окажется все общество. Впрочем, время на раздумье еще есть, хотя его и немного — желательно решить вопрос до конца года. Создание своего антикоррупционного бюро - единственное, на что Россия пока может решиться, следуя сингапурскому опыту. Мы и европейский-то можем перенять пока с ограничениями: некоторые нормы ратифицированных Думой антикоррупционных конвенций были забракованы как неосуществимые в наших специфических условиях. Речь идет, например, об уголовной ответственности юридических лиц. Это когда по факту дачи (или получения) взятки перед судом предстает не только конкретный г-н N, взятку давший или взявший, а руководство фирмы или госоргана, поручившее ему это сделать.

Не пришлась ко двору и «норма незаконного обогащения» (конвенция ООН); то есть когда возникает подозрение, что чиновник живет не на зарплату, он сам обязан доказывать, что не верблюд. В России, где общественное мнение воспринимает формулу «жить на одну зарплату» как проклятие, это невыполнимая угроза. К слову, ни одно исследование не выявило зависимости между уровнем зарплаты и степенью коррумпированности наших чиновников, зато обнаружилась прямая связь между величиной зарплаты и уровнем притязаний бюрократов. [...]

Конкурировать с Думой по числу нововведений в деле борьбы с корупцией может Высший арбитражный суд (ВАС). Одно из последних предложений этого ведомства, озвученное заместителем главы ВАС Владимиром Слесаревым,- законопроект об обязательном оглашении перед началом судебного заседания фамилий тех, кто пытался оказать давление на судей. К слову, аналогичная норма в действует в большинстве стран ЕС и в Европейском суде по правам человека. Судья перед началом заседания оглашает список всех звонивших, разговаривавших и писавших ему по этому делу. При этом он, как правило, не знает, какой из звонков мог быть проверочным".


Сухова С., Ни дать н взять, журнал "Итоги", 2006 г., N 43, с. 17-20.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian