Стал ли конкурентным рынок тренинга и консалтинга Минска?
Исследование TREKO.RU
Лопан Валентин Директор Консалтинговая компания «Агентство Деловых Связей» Е-mail: lopan@pr.by г. Минск
Что касается конкурентности рынка консалтинга и тренингов в Беларуси, то можно с уверенностью сказать, что он не просто конкурентен, а остро конкурентен. И был таким с самого начала. Предложений от консультантов и «тренеров» всегда было больше, чем реального спроса. Это явилось следствием достаточно высокого уровня образования в стране, в том числе высшего. Начитанных специалистов достаточно, а заказчики многие годы с успехом обходились простыми решениями. До сложных задач не доходило. Сейчас ситуация начинает меняться. Появляется реальный спрос на услуги. Одновременно это означает наступление «времени Х» для консультантов и тренеров. Выживут только честные профессионалы.
Особенностью белорусского рынка является то, что местные консультанты и тренеры быстро иссякли. Теперь начинается продажа услуг более продвинутых российских коллег. В отдельных случаях европейских и американских. На «варягов» лучше «идут». При этом наиболее квалифицированные белорусские специалисты с успехом «продаются» в России.
Скорее нет, чем да. Рынок нормативного консалтинга развит неплохо, а вот управленческого - нет. Как признак этого - большое количество консалтинговых компаний/консультантов, широкой специализации как в профессиональной области, так и отраслевой. Переход к отраслевой специализации вообще не замечен - т.е. в ближайшие 2-3 года эта тенденция вряд ли будет уместна на рынке РБ. Клиент консалтинга также еще не достаточно "взрослый", если можно так выразиться. Размышляет чаще полярными понятиями: привлечение консультантов или большое благо, или сущее безумие. Т.е. адекватная оценка пользы или вреда от присутствия консультантов отсутствует.
Что касается тренингов - рынок открытого бизнес-обучения довольно развитый, если смотреть на количество компаний/консультантов, предлагающих услуги по проведению образовательных программ. Однако качество этих программ еще далеко от совершенства. Также есть различия по тематикам: ставшие традиционными тренинги, связанные с управлением человеческими ресурсами, финансами, психологией, привычному менеджменту, продажам и т.д. присутствуют в достаточном количестве, а вот более новые тенденции появляются с большим опозданием.
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.