Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Подготовка бизнес-тренеров и этапы становления бизнес-тренера

 Автор: Димитриев Дмитрий Владимирович,
Президент ГК "Международный Институт Менеджмента"
Сайт: http://www.gkmim.ru/info/?train=383

За более чем 15 лет работы на рынке бизнес-тренинга и управленческого консалтинга – а из них как минимум 12 лет я занимался, в том числе и подготовкой тренеров - у меня сложилось собственное представление о наиболее типичных этапах профессионально-личностного становления тренеров. Не могу сказать, что все бизнес-тренеры проходят данные этапы в указанной ниже последовательности – индивидуальные особенности личности и личной истории нередко приводят человека на свой собственный путь, и при том либо нарушается последовательность, либо человек пропускает определенные этапы в своем развитии.

Димитриев Дмитрий ВладимировичПравда в начале я хочу оговориться, что в некоторых случаях эти этапы становятся не закономерной последовательностью четырех этапов, которые обязательно должен пройти каждый бизнес-тренер, а четырьмя независимыми типами саморазвития, внутри которых бизнес-тренер проходит свой собственный путь профессионального становления.

Наиболее часто путь профессионального развития тренера начинается с этапа процессуальной эйфории. Что представляет собой данный этап? С чего он начинается? Каковы его особенности?

1. Процессуальная эйфория

Самый первый этап чаще всего начинается с эмоционального погружения. Попав под влияние либо чарующего ореола личности бизнес-тренера, либо блестяще организованного им процесса, новичок наполняется страстным стремлением вновь и вновь погружаться в эту манящую атмосферу яркого интеллектуального и эмоционального напряжения.

Сначала человек становится активным участником большого количества различных тренингов, включаясь в различные стили ведения, знакомясь с особенностями личного контакта и мастерства новых ведущих. Какие-то стили его восхищают, какие-то вызывают активное неприятие.

Жизнь и тренинг сливаются воедино, человек приходит на тренинг, чтобы жить, но жить иначе, чем всегда.

Рано или поздно к нему приходит понимание, что не боги горшки обжигают, и что путь тренера – это и есть то, к чему до сих пор в тайне стремилась его душа, замирая в моменты тренинга, и тоскующая после него.

Чаще всего начинающий тренер становится в пару с тем, чей процесс, его наиболее завораживает и чарует, перенимая порою не только мастерство и навыки ведения тренинга. Но и специфические особенности личности своего старшего партнера.

Выйдя на самостоятельные рельсы проведения, наш тренер продолжает жить и работать одновременно. Удовольствие от работы, складывающихся отношений, качества реализованного процесса являются его основными мотивами. В качестве основного результата своей работы такой тренинг ценит качество и уровень организованного процесса и впечатления, которые сложились у участников. Высшей наградой для него становятся оглушительные аплодисменты по завершению тренинга. Ему легче других удается выигрывать тендеры на проведение коммуникативных тренингов, он легко завораживает своей энергией и эмоциями.

Больше всего такой тренер концентрируется на применении ярких и красивых методов и примеров и на поддержании оптимальных взаимоотношений в группе. При этом, для разных тренеров представления об оптимуме могут разниться диаметрально от радостной и дружеской атмосферы до жесткой дисциплины и выраженного уважения к тренеру и реализуемому им процессу.

В основе успеха на этом этапе лежит сила и харизматичность личности тренера, его умение адаптироваться к новым и меняющимся ситуациям и оптимизировать процесс в ходе его развития. Ситуативное лидерство и сила личности делает тренера мастером своего дела на данном этапе развития.

Какие кризисы могут возникать на пути его профессионального становления?

Во-первых, неоднозначность реакции клиентов и непредсказуемость результатов обучения. Те, кто ещё месяц назад аплодировал тренеру, стоя, почему-то начинаются отказываться от уже заключенных договоренностей. И, наоборот, скучные и недовольные участники тренинга начинают рапортовать о достигнутых результатах в своей работе. И тренер начинает сомневаться в своей способности достигать необходимых практических результатов.

Во-вторых, многие участники начинают развивать личные отношения с тренером вместо того, чтобы концентрироваться на развитии тренингового процесса. Тренер начинает ощущать, что в нем все чаще видят хорошего человека, а не хорошего профессионала.

В-третьих, все чаще в группе звучать вопросы о том, что нужно сделать, чему научиться, чтобы стать тренером самому участнику. И у тренера начинают возникать сомнения, а тому ли он учит группу.

В итоге, либо тренер концентрируется исключительно на тренингах по подготовке тренеров, или постепенно начинает переходить на следующий уровень инструментализма.

2. Инструментализм.

Этот этап чаще всего начинается с небольших профессиональных «открытий». Например, что и на самом деле на третий день тренинга начинается этап групповой агрессии, которую, оказывается, сравнительно, легко преодолеть, обратив внимание одних участников тренинга на поведение других. Или, что, оказывается, майевтический парафраз и впрямь приводит к переживаниям инсайта у отдельных участников, на которых, казалось бы, не действует практически ни один аргумент.

Так, шаг за шагом тренер с удивлением обнаруживает на практике то, что до этого скептически наблюдал в работе коллег или с недоверием читал в книгах и статьях. Постепенно он начинает относиться к своей деятельности как к настоящей работе, которая кроме комплекса приятных и удивительных переживаний и переосмыслений дает участникам ещё и набор конкретных и четких умений и навыков для их практической деятельности.

Получение результатов на каждом шагу своей деятельности – что может сильнее заставлять биться сердце профессионала? Естественно, бизнес-тренер получает возможность вновь воспрянуть духом и возродиться в своем творческом потенциале. Его работа приобретает все новый и новый смысл, а он сам начинает понимать источник этого смысла – системы профессионального мастерства, которые в изобилии предлагает современная культура.

Постепенно тренер начинает выбирать себе соответствующую научную или практическую школу мастерства – будь то нейролингвистическое программирование, гештальт-терапия, гуманистическая психология или эмоциональный интеллект, проникаясь системой инструментария, присущего данной школе. Также это могут быть направления, связанные с системами бизнеса или консалтинга – управление проектами или качеством, горизонтальная организация и реинжиниринг бизнес-процессов, управление изменениями и ситуационное лидерство. Все эти системы знаний и практических навыков не перечислить.

Давайте представим, как будет развиваться тренер в этом направлении, и каким может стать кризис в его случае?

Из адепта тренер постепенно становится практиком. Из практика мастером. Его картина мира расширяется и сужается одновременно. В этом смысле даже полифоническая психотерапия не может стать однозначной панацеей.

Постепенно инструментализм превращается в диссоциацию тренера со своей работой, профессиональную выхолощенность, когда личностное участие тренера в процессе становится все менее глубоким. При этом результаты тренингов остаются по-прежнему высокими, вовлеченность участников сохраняется традиционно на традиционно глубоком уровне. Ведь для участников тренинга все это каждый раз будет по-прежнему внове.

Просто, сама личность тренера остается как бы за бортом происходящего процесса. Тренеру становится скучно. Он перестает находить новизну в давно знакомой и понятной системе знаний и навыков. Жизнь его не радует в той мере, как это было раньше, и он ищет все новые пути в своем профессиональном и творческом становлении.

3. Креативность

Естественно, что противовесом инструментализму становится стремление к новизне, необычности. Тренер старается создавать свои собственные авторские наработки на основании изученных им школ, систем и подходов, адаптируя их к конкретным условиям и задачам клиента. Его все больше тянет к креативности и творчеству, которые вновь придают ему новых сил и эмоций, наполняя сердце яркими переживаниями, заставляя до ночи засиживаться на работе. Второе, а то и третье дыхание делает его деятельность яркой и привлекательной, жить снова становится интереснее и веселее.

Как говорил один из моих клиентов, в одном из английских журналов было написано, что тренеры и консультанты по шкале счастья находятся на втором месте после реверсивных параноиков, страдающих бредовым состоянием, в рамках которого им кажется, что весь мир состоит в тайном сговоре с целью доставить им удовольствие. Возможно, английские журналисты не столь уж и далеки от истины…

На третьем этапе деятельность тренера постепенно вновь приобретает социальный характер, так как творческая деятельность редко способна к длительному и непрерывному существованию без внешней поддержки. Поэтому для достижения долгосрочного и стабильного эффекта необходим либо совместный творческий процесс, либо постоянное присутствие мило порхающей поблизости музы или «муза».

Нередко на этом этапе бизнес-тренер примыкает к сильной команде или профессиональному сообществу, без которого уже на долгие годы не представляет своего существования. Либо создает такое сообщество для себя сам.

Как правило, кризис данного этапа бывает связан, как раз, с взаимодействием с данным социумом. Ведь собравшиеся вместе люди проходят свои собственные этапы развития. Нередко, многие из них начинают канонизировать творческую активность центральной фигуры сообщества, а затем сталкиваются с тем, что в стандартных ситуациях работают иные каноны.

В общем и целом напряжения, возникающие между людьми, начинают перегружаться вовнутрь человека, приводя еще к одному кризису. Который наконец-то выводит бизнес-тренера к четвертому этапу его развития.

4. Профессионализм

На этом этапе бизнес-тренер приходит к пониманию того, что во всех школах и системах, взглядах и подходах существует единое основание. И шаг за шагом он переходит к этому основанию, которая становится плоть от плоти частью его мировоззрения и его компетенций.

Это основание можно обозначить простым словом – мудрость, которое базируется на нескольких чуть более сложных словах. Некоторые из них я приведу здесь:

  • Микротехники. Под микротехниками я понимаю минимальные поведенческие индикаторы, из которых как из маленьких кирпичиков постепенно складываются все прочие компетенции бизнес-тренера, которых только в сертификационном процессе мы выделяем около 60.

  • Адекватность времени, методов и средств. Оптимальность подходов, которая обеспечивает долгосрочность и психологическую безопасность результатов тренинга.

  • Деонтология. Этика тренерской работы, направленная на интересы заказчиков.

  • Оптимальная работа с групповыми процессами и прочие признаки эффективной тренерской работы.
Более глубоко Вы можете ознакомиться с секретами тренерского мастерства на школе бизнес-тренеров.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian