Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Психология персонала или Задачи HR-менеджера-психолога


«Психолог», или полная противоположность «бюрокра­та». Чаще всего молодая женщина с базовым гуманитарным, точнее — психологическим образованием. Раньше специальность психолога была редкой и экзотической. Сейчас их готовят сотни вузов: про­фессия популярная, а для обучения ей дорогостоящего оборудо­вания не надо. Достаточно иметь аудитории, несколько языкастых преподавателей, а также литературу, которой ныне пруд пруди.

Вообще-то психологи по своей натуре народ ленивый, несобранный и склонный скорее к жизни вольного стрелка, чем «че­ловека организационного». Большинство пытается подвизаться на ролях частных психотерапевтов или консультантов, но определен­ная часть (думаю, 30-40 %) ищут себе работу HR'ов. И вот что получается.

Любые бумаги вызывают у них аллергию, поэтому состояние делопроизводства довело бы любого бюрократа до инфаркта. При­казов они сочинять не любят и не умеют. Главную же задачу видят в создании благоприятного климата в коллективе, психодиагности­ке в процессе профотбора, а также в выстраивании «задушевных» отношений с сотрудниками.

Главная проблема психологов, пытающихся заняться управлением персоналом, — излишняя психологизация своей работы. Очень скоро они убеждаются, что стремление понять каждого сотрудника, гуманизировать отношения и т. п. не приносит результатов и в луч­шем случае безразлично руководству компании. Стандартные при­емы психодиагностики при оценке кандидатов на работу не слиш­ком помогают: оказывается, лучший сейлз-менеджер — невротик, которому место в клинике...

В повседневной работе большинства управляющих персоналом в коммерческих структурах чистая «психологическая» составляющая, т. е. коммуникативная, диагностическая, консалтинговая де­ятельность, занимает не такую уж и значительную часть. В основ­ном это рутина, состоящая из совещаний, приказов и инструкций, решения массы «пожарных» проблем. Для обычного HR'a гораздо важнее знать и умело применять Трудовой кодекс, чем интерпрети­ровать результаты теста «нарисуй человечка». А теория мотивации Абрахама Маслоу вряд ли поможет ответить на штатный вопрос: «Какую зарплату надо платить секретарше?»

Характерный пример. Руководитель компании озабочен падени­ем продаж. «Психолог» предлагает, само собой, провести тренинг с менеджерами. Проработав в компании более года, психолог, ес­тественно, сохраняет полную невинность в отношении того, чем и как торгует компания. В результате на первой же сессии делает 3-4 ляпа, недопустимых даже для новичка, и полностью теряет авторитет. Далее его уже никто не слушает.

Или совсем просто: предлагает провести двухсуточный тренинговый марафон, не шибко задумываясь, кто же в это время будет работать.

Наконец, самое ужасное. Если ты — тренер или консультант внеш­ний, «на вольных хлебах», то проведешь корпоративный тренинг, получишь свой гонорар и до свидания. А если ты сотрудник ком­пании, могут и спросить, почему после тренинга продажи не выросли. Или почему новый сотрудник, который у тебя в результате тестирования получил блестящую характеристику, на деле оказался пустым болтуном.

Я уверен, что психолог на постоянной должности нужен либо в очень крупной организации (тысячи человек), либо... в консал­тинговой фирме, которая продает психологические услуги. В про­чих случаях его роль ограничена, временна и руководство фирмы рано или поздно начинает это осознавать.

«Так что же, — спросит возмущенный читатель, — если я психо­лог, то управление персоналом не для меня?!» Почему же? Прос­то готовьтесь к тому, что Ваша любимая специальность — связана лишь с частью (и неглавной!) профессиональных задач.

Запомните: сначала — "менеджер ", a уж потом — "по персоналу", не наоборот!

Как и любого менеджера, Вас ждут кон­фликты, стрессы, напряжения, авралы, работа до глубокой ночи... Психолог или психотерапевт работает прежде всего с человеком, тогда как HR-менеджер должен ориентироваться на интересы предприятия. Никуда не денешься и от принятия управленческих решений, в том числе непопулярных. Того, кто не готов к этому, скорее всего ждет большое разочарование».


Крымов А.А., Вы – управляющий персоналом, М., "Вершина", 2006 г., с. 26-28.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian