Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цифры, характеризующие тенденции образования в России


"Национальный центр человеческих ресурсов провел крупномасштабные маркетинговые исследования, посвященные анализу рынка тренинговых услуг. Полученные результаты позволяют выделить следующие основные этапы его развития:

1) Конец 80-х — начало 90-х годов: существенные экономические преобразования и рыночные реформы обусловили необходимость изменения экономических знаний. Цель программ — оперативный ликбез для предпринимателей первой волны и менеджеров.

2) 1994-1996 годы: начало массовой приватизации. Рынок бизнес-образования сужается, на нем возникает жесткая конкуренция. В результате выделяется сравнительно узкий круг образовательных учреждений, предлагающих качественные профессиональные программы.

3) Со второй половины 1996 года на рынке бизнес-образования оживляется спрос, вызванный постепенной стабилизацией экономической ситуации в стране. К моменту кризиса 1998 года в сфере тренингов в общей сложности работает свыше 200 образовательных учреждений. После кризиса их число сокращается на 20-30%, в основном за счет заведений, предлагающих обучение по краткосрочным программам. Большая часть оставшихся на рынке учебных центров диверсифицируется.

А какая ситуация складывается на рынке тренинговых услуг в 2004/05 году? Наступил этап планомерного развития. Положение центров бизнес-обучения еще не совсем стабильно, но ясно, что спрос будет расти и тренеры станут еще нужнее. По оценкам HR-директоров, собирающих информацию о программах бизнес-образования, в Москве постоянно работает более 300 учебных центров и не менее сотни фирм, которые не специализируются на образовательной деятельности (например, рекрутеры, риелторы) и организуют тренинги как дополнительную услугу. По стране таких фирм насчитывается вдвое больше.

За пятнадцать лет в российской сфере бизнес-образования появились свои признанные корифеи и даже школы тренингового мастерства: в десяти учебных центрах идут программы «Тренинг для тренеров».

Наиболее активные компании, решившие выйти в лидеры за счет повышения квалификации персонала, проводят тренинги пять-десять раз в год и чаще (почти каждый месяц, кроме периода летних отпусков). [...]

Программы бизнес-образования становятся все более разнообразными по своей тематике, и круг их участников ширится. Люди все чаще посещают тренинги по собственной инициативе, некоторые сами оплачивают бизнес-программы, поскольку они помогают в карьерном росте. Если пять лет назад тренинги заказывали в основном западные фирмы или российские холдинги, то в последние два года активизировались средние фирмы. Но для малого и среднего бизнеса это пока еще слишком дорогое удовольствие. Директор и топ-менеджеры могут позволить себе обучение, но оплачивать программу для всего, пусть небольшого коллектива они еще не способны. Малые фирмы, заказывающие тренинги регулярно, до сих пор скорее исключение, чем правило. Стоимость одного дня корпоративного обучения у начинающего тренера — $1000, в учебном центре среднего ранга — $3000, а в компании с отличной репутацией — $5000. За последние два года цены выросли на 12-15%.

Наиболее актуальными предметными областями бизнес-образования сегодня являются тренинги по продажам, финансам и менеджменту. Они составляют 80% от всех предложений".

Источник: Крюкова Е., Пришло время тренингов!, журнал "Платное образование", 2005 г., N 4, с. 48-49.



Рассказывает Сергей Гуриев - ректор Российской эконо­мической школы: «Количественными показателями хо­рошие новости и ограничиваются. Работодатели жалуются, что знания приходящих к ним выпускников даже лучших московских вузов не соответ­ствуют требованиям рынка, и вынуждены создавать собственные корпоративные университеты. По разным данным, бизнес тратит сегодня на переобучение вчерашних выпускников 500 млрд. рублей - вдвое больше, чем все расходы федерального бюджета на высшее образование».

Гуриев С., "Мои друзья хоть не в Болонье...", журнал «The New Times», 2008 г., N 22, с. 5.



«Эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) считают, что инсентив-туризм в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет доходным видом туристической деятельности, высоко оценивая перспективы развития данного направления в Санкт-Петербурге. Специализированный журнал Business Travel оценивает оборот российского рынка MICE (meetings, incentive, conferences, exhibitions) в 2005 году в $900 млн., а ежегодный рост этого рынка — в 25—30%. Впрочем, оценить его реальные объемы достаточно сложно, и цифры в разных источниках различаются на порядок».

Источник: Горохов Р., Инсентивные поездки, журнал «Top-Manager», 2006 г., N 5, с. 198.



Редактор TREKO.RU: Известно, что сейчас в школах, там где раньше было 2-3 класса в одной параллели, сейчас занимается один класс. Это следствие "демографической ямы", вызванной перестройкой. Примерно в 2009 г. это коснется ВУЗов - абитуриентов будет очень мало... Далее мы публикуем высказывания проректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по учебной работе Владимира Викторовича Глухова.

"— Какое место в системе высшего образования занимают предлагаемые вузами дополнительные образовательные услуги: курсы переквалификации, повышения квалификации, языковые и другие?

— Это вторая по значимости область деятельности вузов. В настоящее время соотношение первой, основной, и второй областей можно определить как 100:30. Предполагается, что уже через 5 лет соотношение будет 100:100. А далее еще больше. Здесь у наших вузов и у Политеха в частности благодатное поле деятельности. Дополнительные знания, дополнительное образование стали объектом повышенного интереса и у школьников, и у работающих людей, и у пенсионеров. Вузы как центры образования должны удовлетворять потребности общества в дополнительном обучении, приобретении новых знаний, повышении квалификации".

Источник: Васильев С. Непрерывное образование - мировая тенденция, журнал "Образование и карьера" (СПб), 2005 г., N 6, с. 3.



"На сегодняшний день объем этого рынка в России, по разным оценкам, составляет $20 — 25 млн. в год (для сравнения: емкость этого рынка в мировом масштабе достигла 100-миллиардной отметки).

Оценки потенциала российского рынка тоже разнятся. Кто-то считает, что он невелик, так как клиентские ресурсы практически выработаны: филиалы западных компаний, предлагающих те или иные формы интенсивного бизнес-образования удовлетворяют потребности крупного западного бизнеса, зарабатывая $2—3 млн. в год; российские серьезные тренинговые компании работают на средний отечественный бизнес, имея доход от $300 тыс. до $1,5 млн. в год. Другие оценивают возможный ежегодный прирост объема в 15—20% — за счет прихода в Россию крупных западных корпораций и повышения культуры отечественного бизнеса (одной из составляющих этой культуры считается и культ изменяемости компании)".

Источник: Федосова И., Корпоративный душок, журнал "Коммерсант-Деньги" 2004 г., N 49, c. 34.



Ректор Московского гуманитарного университета, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области Игорь Михайлович Ильинский:

"Предполагается, что государственный сектор высшего образования разделится на три части:

1) вузы национального уровня (примерно 30-40 вузов);
2) вузы базовые, или системообразующие (100-120 вузов);
3) вузы интегрированные (около 120 вузов).

Итого примерно 300 высших учебных заведений. Их будет финансировать государство: кого-то — по полной программе, кого-то — поменьше. А куда денутся остальные 300 из 624 государственных вузов? Будут отпущены на вольные хлеба, им придется так же выживать, как сегодня — вузам негосударственного обучения. Куда пойдут абитуриенты в первую очередь? Конечно, туда, где дают бесплатное образование, где хорошая вывеска, раскрученный бренд, история, где достаточно финансируется весь учебный процесс. Остальные — либо будут поглощены преуспевающими вузами, либо совсем закроются".

Источник: журнал "Обучение и карьера", 2006 г., N 3, c. 25.



«То, как человек способен управлять своей судьбой, гораздо важнее, чем сама судьба»,— мудро заметил идеолог нынешней модели образования, немецкий мыслитель начала XIX века Вильгельм фон Гумбольдт. Сам Гумбольдт входил в число наибо­лее просвещенных людей своего времени, когда объем знаний, накопленный человечеством, был не так уж велик, в силу чего один-единственный ученый мог знать практически все. Гум­больдт создал идеальную схему обучения для начинающейся ин­дустриальной эпохи: студенты старались вобрать как можно больше сведений о мире. Идеалом образо­вания стал эрудит — тот, кто обладал наи­большим количеством информации. Счи­талось, что именно такой человек будет максимально независим от внешних об­стоятельств, ведь все необходимое храни­лось в его голове. Но в условиях постоянного обновления актуальных знаний гумбольдтовская модель разваливается на глазах: накапливание быстро устареваю­щей информации становится бессмыс­ленным засорением мозгов. [...]

«Не знание, но упражнение составляет суть всякого обучения»,— цитирует И. Канта Андрей Волков. Вооружившись Кантом и Минцбергом, создатели «Сколково» ре­шили полностью отменить в школе тра­диционные учебные предметы. Все дис­циплины, такие как общий менеджмент или финансы, предполагается изучать со­образно важным на текущий момент об­стоятельствам. Например, если проект связан с малым бизнесом, то акцент будет сделан именно на малом бизнесе. Конечно, в проектоцентричном подхо­де к образованию нет ничего нового. Его еще в начале XX века применяли, напри­мер, в немецкой архитектурной школе Bauhaus. Тем не менее сделать смелую идею основой обучения совсем не просто. «Меняется фундаментальная логистика школы. Например, вместо группы штат­ных преподавателей в сфере финансов мы должны на короткое время пригла­сить высококлассного специалиста по финансам малого бизнеса»,— убежден Волков. Отказ от предметов ведет к пере­осмыслению самой фигуры преподавателя. Штатного педагога в «Сколково» заменяет временно приглашенный эксперт с очень глубокими познаниями в конкретной области. Парадоксально, но после отказа от предметов образова­ние становится поистине специализированным, и в соответст­вии с ним идеалом школьного обучения будет не эрудит, а а специалист, всегда способный составить мозаику из фрагментов доступной информации».

Источник: Гостев А., Беспредметная школа, журнал «Секрет фирмы», 2007 г. N 35, с. 40-41.



«Московские учёные бьют тревогу: 50-60% старшеклассников - неграмотны. Эти подростки уже не смогут квалифицированно освоить профессию.

Ещё 20 лет назад считалось, что население советской страны, а её столицы и подавно, имеет 100%-ную грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как во всем мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать её - вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотного человека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию.

Столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города.

«Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, - говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких. - Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать её и давать оценку. Замечу, что в 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества». Продолжим арифметику. Если к 27% «балласта» прибавить 29% тех, кто в результате тестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, без иносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у нас больше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давно рассталась со званием самого интеллектуального города. […]

Именно ошибками в преподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотность старшеклассников: «В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120-140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, а главное - особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вот этому навыку в школе как раз и не учат!»

Источник: Писаренко Д., Еженедельник «АиФ Москва» от 02.03.2005 г.



От Редактора сайта:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие тенденции развития образования. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем статью-прогноз: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian