Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цифры, характеризующие мировые тенденции образования


"По оценке Джея Конджера, профессора колледжа Клермон МакКенна и Лондонской школы бизнеса, в этом году компании истратят на повышение квалификации персонала $50 млрд.

Тем не менее, говорит Эффрон из Avon Products, «обычно видишь, как люди хватаются за какое-то новое веяние или что-то, о чем слышали на какой-нибудь конференции. Но чем больше опираешься на консультантов, тем больше вероятность неудачи».

[...] По данным консалтинговой фирмы RHR International Co., на следующие пять-шесть лет 500 крупнейших компаний прогнозируют потерю половины менеджеров высшего звена. Кандидатур на замену им слишком мало. Когда начнется массовый выход на пенсию 77 млн. бэби-бумеров, заступающее им на смену поколение Х — нынешние 24—40-летние — окажется жидковато — их всего 46 млн. «Очень немногие компании могут сказать, что ощущают избыток специалистов», — говорит партнер консалтинговой фирмы Bain & Со. Пол Роджерс".

Источник: Нанетт Бирс, Как нанять, подготовить и удержать самых талантливых. Что тут поможет, а что нет найти звезду?, журнал "BusinessWeek Россия", 2005 г. N 3, с. 35-36.



"... образовательные услуги быстро из разряда социокультурных перешли в экономически выгодные. Не случайно сегодня в США высшее образование называют "100-миллиардным бизнесом", составляющим 2,7% валового национального продукта. Являясь одним из крупнейших экспортеров образовательных технологий, американцы ежегодно получают в казну 7 млрд. долларов. В 2000 году в США обучалось 454 тыс. иностранных студентов, из которых 57% представляют Азию и лишь 15% Европу. Эти результаты достигнуты в большинстве своем за счет широкого применения дистанционного обучения. В Австралии образование стоит на третьем месте национального валового продукта после производства угля и туризма. Эта страна с численностью населения 18 млн. человек зарабатывает 3 млрд. долларов, 2 млрд. из них - на дистанционных технологиях за рубежом".

Источник: Советов Б.Я. (Научный совет по информатизации Санкт-Петербурга), Приоритетный направления информатизации образования, Сборник докладов III-й Международной конференции "Информационные сстемы для обучения и управления человеческими ресурсами"18-19 октября 2006 г., Санкт-Петербург, стр. 11.



«Электронное обучение - e-learning (от английского выражения electronic learning) появился на Западе в середине 90-х гг. прошлого к века, когда стало возможно передавать по сети большие объемы информации. И очень быстро стал популярен. По прогнозам американских и европейских исследователей (American Educational Research Association, например), к 2010 году больше 65% всего рынка бизнес-образования будет занято e-learning'ом. В России этот способ обучения персонала появился немного позже и, хоть не является уже экзотикой, особо распространенным пока не стал».

Источник: Кругликов В., Кликнуть знания, журнал "Тренинги в бизнесе", 2006 г., N 3, с. 4.



«Если внимательно прислушаться к тому, о чем говорят молодые люди, то выяснится, что умение завязывать дружбу — некогда простое дело — приобрело для них уже новый сложный оборот. Когда школьники, например, жалуются, что «с людьми невозможно общаться», то они имеют в виду не просто досаду на различие между поколениями, а еще и проблемы, которые возникают у них между собой. «Новые люди, встретившиеся мне за последние четыре дня, — вот все, кого я помню», — пишет Род Маккюэн, поэт-песенник, популярный сейчас среди молодежи. [...]

С началом дальнейшего ускорения развития мы сможем сделать вывод о том, что знание становится все более «скоропортящимся» продуктом. Сегодняшний «факт» превращается завтра в «дезинформацию». Это вовсе не довод против изучения фактов или суммы знаний — отнюдь нет. Однако общество, в котором отдельно взятая личность постоянно сменяет работу, место жительства, социальные связи и т.д. и т.п., расходует огромные деньги на эффективное профессиональное обучение. А потому в школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны учиться умению отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменять. Короче, они должны научиться учиться».

Источник: Элвин Тоффлер, Шок будущего, М., «ACT», 2004 г., с. 451 и 450.



Прогноз: "К 2005 году размеры мирового рынка образовательных услуг достигнут 90 миллиардов долларов".

Источник: "Российская газета" 19 октября 2004-го года, подробнее - см. здесь.



"Если попытаться проследить за изменениями бизнес-приоритетов, то можно выделить три эры (их характеристики см. в таблице). С одной стороны, развитие технологий обусловило появление этих эр, а с другой - требования потребителей заставляли меняться технологии.

Таблица. Изменение бизнес-приоритетов в бизнес-образовании

Эра массового производства Эра качества Эра потребителя
- Снижение затрат
- Доступность
- Экономия на объемах продаж
- Соответствие стандартам
- Надежность
- Долговечность
- Гарантийное обслуживание
- Глобализация
- Разнообразие продуктов
- Быстрота получения товара
- Персонализированные продукты, услуги и опыт
- Реальная рыночная цена
- Удобство
- Влияние потребителя на продукт
- Недорогие однотипные товары и услуги- Качественные товары и услуги- Индивидуальные изменяющиеся во времени запросы потребителей
- Качественные товары и услуги, с сохранением эффективности производства- Высокая производственная эффективность и качество товаров и услуг- Способность производителей совместить индивидуальные покупательские предпочтения с эффективным производством и системой планирования

Годин В.В., Информационные технологии в бизнес-образовании, в Сб.: Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ. ред. Филоновича С.Р., М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004 г., с. 547.



«Роберт Юнг, один из ведущих философов-футурологов Европы, как-то заметил: «В настоящее время почти исключительное значение придается знанию того, что уже произошло или уже сделано. В будущем... не менее трети всех лекций и практических занятий обязательно будет посвящаться находящимся в работе научным, техническим и философским трудам, произведениям искусства, а также ожидающимся кризисам и потенциально возможным решениям этих сложных проблем в будущем». Для этих курсов у нас нет литературы из будущего, но зато у нас есть литература о будущем, состоящая не только из великих утопий, но также и из современной научной фантастики. Как литературный жанр научная фантастика отнесена к разряду малопочтенных и, пожалуй, заслуживает такого неуважения критики. Но если мы взглянем на нее не как на литературу, а как на разновидность социологии будущего, то увидим, что научная фантастика может иметь колоссальное значение для формирования привычки к предвидению. Нашим детям обязательно следует изучать Артура Кларка, Уильяма Тенна, Роберта Хайнлайна, Рэя Брэдбери и Роберта Шекли вовсе не потому, что эти писатели могут им рассказать о звездолетах и машинах времени, но, что гораздо важнее, потому, что они могут провести юные умы путями воображаемого освоения джунглей политических, социальных, психологических и этических проблем, с которыми эти дети столкнутся, став взрослыми».

Источник: Элвин Тоффлер, Шок будущего, М., «ACT», 2004 г., с. 462-463.

Примечание редактора портала - см. Регистр научно-фантастических идей Г.С. Альтшуллера.



"Приведу лишь некоторые интересные цифры, опубликованные в обзоре рынка event-услуг и инсентив-туризма (от англ. incentive — побудительный, стимулирующий, поощрительный; этот вид туризма реализуется по заказам крупных компаний для их сотрудников в качестве поощрения последних), который был подготовлен для участников выставки EIBTM-2005 [...]

В США годовой оборот в этой сфере бизнеса в 2004 г. составил $122,3 млрд. На постоянной основе в этой сфере в США занято 1,7 млн. чел. В гостиничном секторе 36% доходов, а в секторе воздушных перевозок 17% доходов обеспечили участники конференций, выставок и других деловых мероприятий.

Всего в 2004 г. в США было проведено 288 международных деловых встреч и 1080 международных конференций.

В этом отношении Европа является лидером. Только в одной Германии в 2004 г. прошли 272 международные деловые встречи и 491 международная конференция, в Испании — 267 и 361 соответственно, во Франции — 204 и 552, Великобритании — 196 и 377, Италии — 170 и 336. Наибольшее количество событий принимали у себя Барселона (105 международных деловых встреч и 133 международные конференции), Вена (101 и 219), Берлин (90 и 110), Копенгаген (76 и 137), Париж (75 и 221).

Огромную роль в этом бизнесе начинает играть Китай. Если до недавнего времени конференционно-выставочная деятельность была, прежде всего, их внутренним делом, то в настоящее время организаторы со всего мира, особенно Германия, активно экспортируют в Китай свои ведущие мероприятия. Среди китайских городов в этом отношении лидируют Пекин и Шанхай".

Источник: Пасмуров А. Я., Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку, СПб, "Питер", 2006 г., с. 8.



«В фирме IBM, где возраст ухода на пенсию составляет 60 лет, для сотруд­ников, начиная с 45-летнего возраста организуются специальные двухднев­ные курсы, на которых обучают социальной, экономической и психологиче­ской адаптации к будущим изменениям в жизни. В возрасте 59 лет такие кур­сы посещают 94% работников».

Источник: Лукичева Л.И., Управление персоналом, М., «Омега-Л», 2006 г., с. 183.



«Самая большая «утечка мозгов» идет в США. Причин здесь две:

1. США богаче других стран. Даже немцы и британ­цы иногда переезжают в США, чтобы иметь более высо­кие заработки и чтобы на их исследования расходовалось побольше денег.

2. Правительство США ведет целенаправленную политику, привлекая ученых в разных областях. В самих США 90% населения получает очень скверное образование. «Зато» университетские городки и научные центры киш­мя кишат учеными со всего мира, приехавшими в США. Быть ученым в США не престижно, ученые работают слишком много, а зарабатывают слишком мало. Но для лю­дей с Юга и даже из беднейших стран Севера (из Польши, например), эти заработки высоки, а быть ученым — по­четно. Парадокс — если эти ученые останутся в США, их дети тоже рискуют получить очень скверное образование».

Буровский А.М., Облик грядущего: системное расследование будущего, М., «ACT»; Красноярск, «АБУ», 2006 г., с. 40.



«В современном постиндустриальном мире от повыше­ния образовательного уровня отдельных его членов выиг­рывает все общество в целом. Причем в соответствии с теорией «человеческого капитала», родившейся в 60-х го­дах в США, общество в целом выигрывает намного боль­ше, чем конкретный индивидуум, получающий образова­ние. Повсеместное введение массового высшего образова­ния в XX веке стало возможным потому, что количество «сэкономленного» общественно необходимого времени, ко­торое общество может получить от подготовленного в вузе специалиста, в среднем в 6-10 раз превышает затраты на его подготовку. Средний уровень образования трудящихся в США уже к 1985 году оценивался в 13,1 года обучения. Считается, что уровень образования среднего американс­кого трудящегося приближается к среднеспециальному, включающему полную школьную подготовку и двухлетний колледж. В развитых странах с высоким уровнем доходов почти 60% населения в возрастной группе от 18 до 23 лет учится в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 года этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии он достиг практически 100%. В то же время в странах со средним уровнем доходов только око­ло 20% данной возрастной группы охвачено высшим об­разованием, а в странах с низким уровнем доходов — все­го 6%».

Источник: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 477-478.



"Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов. Кроме лекций, студенты обязаны посещать дискуссионные занятия (семинары), а студенты научных факультетов и школ также должны проводить определенное время в лабораториях. В течение семестра студент обязан подготовить несколько письменных работ. Понятия "академическая группа" не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена - 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные - суббота и воскресенье".

Источник: Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, <Феникс>, 2007 г., с. 489.



«Рост благосостояния населения ставит новую социальную проблему. Это проблема досуга. Она сейчас широко обсуждается, но пока обще­признанного решения не имеет, хотя несомненно, что эта проблема тесно связана с вопросами образования и воспитания молодежи. Схематически эту проблему можно сформулировать так: сейчас сред­няя занятость человека на работе в сутки близка к 7 - 8 часам. Если положить, что на сон он тратит часов 7-8, часа два на еду, транспорт и пр., следовательно, у человека в день на досуг остается около 7 часов. Для отдыха по-прежнему остается воскресный день. Но время досуга будет продолжать расти, поскольку неуклонно растет производительность труда. Например, сейчас рост происходит за счет использования элект­ронно-счетных решающих устройств. Ряд социологов-экономистов пред­видит тут новый революционный рост производительности труда как на производстве, так и в области обслуживания. Поскольку занятость у людей будет продолжать уменьшаться, то скоро время досуга у людей станет больше рабочего времени. Социальная про­блема, которая уже поставлена,- это обеспечить человеку условия для рационального использования досуга. На значимость этой проблемы в яркой форме обратил внимание Олдос Хаксли. Тот, кто читал его книгу «Этот новый прекрасный мир», помнит, что для населения «Прекрасного мира» проблема досуга реша­лась занятием спортом, различными примитивными зрелищными раз­влечениями и сексом, при этом считалось, что широко должны быть использованы наркотики. Главная задача, которую, согласно книге Хак­сли, ставили перед собой руководители "Прекрасного мира", заключа­лась в том, чтобы у трудящихся не появлялось интереса к социальным проблемам. Для этого с самого раннего детства их отучали от самостоя­тельного и критического мышления. Прогноз Хаксли по использованию досуга сейчас начинает оправды­ваться в наиболее промышленно развитых капиталистических странах. Там быстро растет достаток у населения, но у массы людей происходит падение духовных и общественных запросов и все больше и больше растет потребление всякого вида наркотиков. Особенно неумело исполь­зует досуг и достаток та молодежь, у которой отсутствуют культурные интересы. Юноши и девушки, достигнув зрелого возраста, быстро пре­сыщаются спортивными и эстрадными зрелищами. На пути секса тоже нет преград. При большом достатке появляется изобилие всякого рода «железяк» (Gadgets) - радио, фото, кино, автомашины и пр., но удо­вольствие от их примитивного использования также быстро притупляет­ся. При этом, чувствуя обеспеченность родителей, молодые люди не испытывают боязни за завтрашний день, отсутствует необходимость борь­бы за существование, и все это приводит к тому, что молодежь в этих условиях не имеет перед собой задач, решая которые она могла бы раз­вивать свои силы и волю. Все это, вместе взятое, делает жизнь молоде­жи лишенной постоянного внутреннего содержания. К тому же, соглас­но традиционным принципам капиталистического общества, в семье и в школе при воспитании человека в нем развивают индивидуализм, что ведет к отсутствию у молодежи широких общественных идеалов, как-то:служение людям, науке, искусству, - и все это тоже ограничивает че­ловека в его интересах и лишает жизнь внутреннего содержания. Разно­образные наркотики, которые все больше и больше распространяются среди молодежи как средство, отрывающее ее от действительности, ко­нечно, дают только кратковременный уход от нее, но, как известно, при этом происходит разрушение нервной системы человека, еще боль­ше усугубляющее его духовную депрессию. Среди молодежи непрерыв­но растет преступность».

Источник: Капица П.Л., Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи, журнал «Вопросы философии», N 7, 1971 г., с. 60-68. Доклад, прочитанный автором на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы в г.Эгер, Венгрия, 11 сентября 1970 г.



«В начале XXI в. гигантское ускорение технологического и социального обновления, переживаемое как рост общей нестабильности, сделало эти проблемы еще более насущны­ми. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же ста­бильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоян­ной рефлексии. В условиях быстро изменяющегося обще­ства неустойчивое, лабильное состояние социальной и лич­ной идентичности становится закономерным и естествен­ным. Как замечает Бауман, характерная черта современного сознания — приход новой «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Молодых американцев со сред­ним образованием в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест. Применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, «пластичность». Резко выросла пространственная мобильность. Более теку­чими стали и межличностные отношения, вплоть до самых интимных. Никого уже не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом/подругой без регистра­ции. брака и т. д. То, что мы привыкли считать «кризисом идентичности», — не столько болезнь, сколько нормальное состояние личности, которую динамичные социальные про­цессы: вынуждают постоянно «отслеживать» изменения в своем социальном положении и статусе, этнонациональных, семей­ных и. гражданских самоопределениях. Условный, игровой, «перформативный» характер идентификаций распространя­ется даже на такие, казалось бы, абсолютные идентичности как пол/тендер (проблема смены пола, сексуальной ориента­ции и т. д.). Это существенно усложняет понимание взаимо­связи нормы и патологии. Например, расстройство гендерной идентичности — это тяжелое психическое расстройство, однако человек, уверенный в том, что все мужские и женс­кие свойства различаются абсолютно и даны раз и навсегда, также будет испытывать трудности.

Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной иден­тичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О. Клю­чевский, «твердость убеждений — чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Ключевский. Пись­ма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968 г., с. 344). Но если раньше психологическая ригидность не­редко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая жесткая данность, а как незакончен­ный развивающийся проект (Э. Гидденс). В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жиз­ни личность просто не может не самообновляться, это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни».


Кон И.С., Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г., с. 202-203.



«Исследуется несколько важнейших "изменений" за послед­ние 500 лет. Относительная плотность населения растет по гипер­болическому закону. Абсолютная численность населения планеты возросла с 300 млн. до более 5 млрд. человек в настоящее время. Указывается, что применение современных технологий создало бы предпосылки для обеспечения высокого уровня жизни для 25 млрд. человек. Продолжительность жизни человека возросла с 30 до 70 лет. Этот феномен в сочетании с технологическим прогрес­сом становится основной причиной превосходства темпов роста потенциальной относительной плотности населения перед всеми другими формами развития общества. Доля рабочей силы, заня­той в производстве продуктов питания, снизилась с 90 до 2-5 процентов. Это потребовало введения всеобщего среднего образо­вания и расширения системы высшего образования. Энергоем­кость, потребление воды, тонно-километр-часы на транспорте на одного работающего (семью) растут».

Источник: Борушко А.П., Выбор будущего: Quo vadis, Минск, «Дизайн ПРО», 2004 г., с.113.



«По данным экспер­тов, американские компании тратят на образование собственного персонала более $50 млрд. Ведущие 10% амери­канских фирм обучают 98% своего пер­сонала, а подавляющее большинство участников рынка стараются не отста­вать - знания за счет работодателя по­лучают более трети сотрудников. Дер­жат заданную планку и в Европе. Во Франции, например, компании тра­тят до $30 млрд. в год на обучение, а в Великобритании и того больше -до $40 млрд.».

Источник: Пальшин К., Сам себе учитель, журнал «Компания», 2007 г., N 40, с. 61.



От Редактора сайта:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие тенденции развития образования. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем статью-прогноз: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian