Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цифры российского рынка бизнес-образования


"По сообщениям RBC и результатам исследования агентства DISCOVERY Research Group, завершенного в июле 2006 года, в 2005 году объем российского рынка краткосрочного бизнес-образования составил примерно $170—200 млн.

Ежегодно этот показатель растет на 25—30%. Но, несмотря на такой рост рынка, текущий объем потребления услуг бизнес-образования в России катастрофически мал по сравнению с Европой: $1,5 и 86 на человека в год соответственно. Возможно, это объясняется двумя причинами: 1) для формирования высокого уровня потребления образования в стране необходимо наличие качественного продукта, 2) необходим сформировавшийся спрос. Это возможно только при высоком уровне доходов — именно в этот момент, как правило, наблюдается резкий рост потребления бизнес-услуг во всех странах. Эксперты считают, что это же объясняет взрывной рост рынка бизнес-образования в Москве в 2003—2004 годах. Размер же его достигнет уровня порядка $1,5 млрд. лишь к 2016 году, согласно оценкам DISCOVERY Research Group".

Источник: журнал "Business education review", 2006 г., N 3, с. 29.



«Самую широкую известность в стране получили школы МВА. Ежегодно эту степень в России получают 5000 - 6000 человек, а количество организаций, предоставляющих данную услугу, в стране продолжает расти. Цены суще­ственно колеблются в зависимости от конкретного курса и учебного заведе­ния, которое учит работника. Стои­мость программ МВА (в зависимости от формы обучения) варьируется от 100 000 до 700 000 рублей, но в Москве найти престижную школу с двухлетним курсом меньше, чем за 500 000 рублей уже почти невозможно. Так или иначе, это дешевле, чем отправлять ценного сотрудника за границу. Курс МВА в престижной школе в Европе или США оценивается примерно в $80 000. И это не считая расходов на перелеты и про­живание».

Источник: Пальшин К., Сам себе учитель, журнал «Компания», 2007 г., N 40, с. 61.

Примечание Редактора портала TREKO.RU: увы, часто и MBA оказывается невысокого качества…



«Корпоративные университеты придуманы не в России. Не случайно на сегодняшний день са­мые сильные структуры такого профи­ля в стране - школы ВАТ или Mars, то есть иностранных компаний. Изна­чально они были созданы в их голов­ных компаниях. Компании, по сути, просто перенесли методологию в мест­ные подразделения. Затем процесс соз­дания университетов стал массовым и охватил практически всю страну. Из наиболее крупных корпораций их организовали «Норильский никель», Магнитогорский меткомбинат, «Росгосстрах», МТС, «Вымпелком», IBS, «Фи­лип Моррис», «Вимм-Билль-Данн», DHL, ВТБ. Всего же по стране их уже более 30. [...] У иностранных компаний бюджет университета на год может достигать $10 млн. в России учебные подразделения тратят в два раза меньше. [...] Если подходить к понятию «корпоративный универси­тет» только как к названию, то стои­мость учреждения будет небольшой: $30 000 - 100 000 за консалтинг плюс стоимость разработки курсов и обору­дованного помещения. Но фактически надо готовиться совсем к другим из­держкам. Если обходиться минималь­ными расходами, то обычный корпора­тивный учебный центр (пусть даже и гордо названный университетом) действительно создается за год-два. Настоящий университет может потре­бовать 5-10 лет и совсем других инве­стиций. В этом случае затраты на орга­низацию составляют от 15% до 80% от общих затрат на персонал. У иностран­ных компаний, представленных в стра­не, бюджет университета на год может достигать даже $10 млн. В России силь­ные учебные подразделения тратят до $3 млн. - 6 млн. [...] Главных статей расходов при организа­ции университета две - это оплата услуг преподавателей и аренда помещения. Многие университеты сейчас комбини­руют способы привлечения преподава­тельского состава. Большую часть за­нятий ведут штатные специалисты, а узкий круг тренингов - приглашен­ные. Наиболее распространенный ба­ланс - 80 на 20. Такая пропорция пред­ставляется вполне обоснованной.Ведь значительная часть уроков может содержать конфиденциальную информа­цию, которая должна оставаться внут­ри компании, а не уходить наружу вме­сте с фрилансерами. В половине российских университетов на постоянной основе в штате числятся не более 10 преподавателей, а обычно и меньше. Университеты с большой, по отечественным меркам, историей содер­жат на постоянной основе до 30 - 40 че­ловек. Тут, впрочем, есть одна хит­рость. Например, в Билайн-университете обучением занимаются порядка 30 сотрудников, но сюда не входят за­действованные специалисты в регио­нах, а также более 200 человек, кото­рые, помимо преподавания, выполня­ют и другие обязанности в компании. Привлеченных партнеров подбирают тщательно. Здесь важно, сколько могут платить заказчики - российские фирмы в большинстве своем не готовы тратить на тренинг больше 50 000 рублей в день, а обычно и меньше, средний расход у иностранцев выше - до 250 000. Что касается расходов на аренду, то теоретически они могут оказаться даже сравнимыми с тратами на штат. Средняя интенсивность занятий в уни­верситетах - 400 - 700 тренинг-сессий в год. Подсчитано, что для этого необ­ходимо иметь не менее 5 комнат, выде­ленных для занятий».

Источник: Пальшин К., Сам себе учитель, журнал «Компания», 2007 г., N 40, с. 61-63.



Лариса Бендова (проректор по работе с тьюторами МИМ ЛИНК) считает, что российский рынок бизнес-образования активно развивается, его обо­рот составляет около 200 млн долларов, а оборот по програм­мам МВА — 40 млн долларов. Растет и рынок, обеспечиваю­щий информирование потре­бителей этих услуг».

Источник: Журнал «Персонал Микс», 2006 г., N 1-2, с. 115.



"Опыт лидеров мировых рейтингов бизнес-школ показывает, что основное слагаемое успеха — сильный преподавательский состав.

"Для нас главное — высокий уровень преподавателей и студентов", — рассказали "Ведомостям" во французской бизнес-школе INSEAD (8-е место в рейтинге программ МВА Financial Times). По данным руководителя одной из ведущих российских бизнес-школ, организаторы новых российских бизнес-школ намерены предлагать иностранным профессорам до $60 000 в месяц (в большинстве российских школ преподаватели зарабатывают в среднем $2000). Эта сумма не завышена — молодые китайские бизнес-школы платят ведущим западным преподавателям по $80 000-100 000 в месяц".

Источник: Кудашкина Е., России нужен свой Гарвард. Бизнесмены и правительство создают бизнес-школы мирового уровня, газета "Ведомости" от 12.09.2005 г.



"Послекризисный визит Филипа Котлера Лолита Волкова, доцент Межотраслевого института повышения квалификации руководящих кадров, в то время работавшая в издательстве “Питер”, вспоминает так: На первой части той конференции выступали чиновники из правительства. Фотографы начали их всех активно снимать. Я подходила к журналистам, показывала на Котлера и говорила: вы что, заболели? Вот кого надо снимать, а не чиновников.

На сей раз приезд Котлера вызвал куда больший резонанс. Правда, обсуждение предстоящего визита в Интернете сводилось по сути к двум вопросам: “Что нового может рассказать нам Котлер?” и “Сколько не жалко за него отдать? ” Ответы в основном были такие: “ничего” и “максимум 300 евро”. 31 октября на лекцию гуру пришли 248 человек, заплативших 995 — 1095 евро. Для сравнения: на менее известном Роберте Каплане, изобретателе Balanced Scorecard, было примерно 400 слушателей".

Источник: Фуколова Ю., Москаленко И., “Российским компаниям надо научиться создавать брэнды”, журнал “Секрет фирмы”, 2005 г., N 13, с. 218.

См. также: Как халтурят западные бизнес-гуру



«По мнению инсайдеров рынка, минимальный бюджет, с которым можно вводить в компании систему e-learning'a, составляет около $13 000. Примечательно, что если сравнивать цены на аналогичные продукты нашего и иностранного производства, то иностранные могут оказаться значительно ниже. Дмитрий Романов, руководитель отдела дистанционного обучения учебно-консультационного центра «Форс»: «Если речь идет о системе иностранного производства, то стоимость минимального пакета, в который входит дистрибутив для установки системы e-learning'a и лицензия на определенное количество пользователей, начинается с $2000-$3000. Есть отечест­венные разработки, они неплохие, но они не всегда все умеют. Стоимость их может измеряться сотнями долларов. Самый простой курс, когда берут текстовый документ и «затягивают» его в систему дистанционного обучения, стоит копейки. А создание курса с ролика­ми, тестами и лабораториями, аналогичного 40-часовому оч­ному обучению, может стоить около $10000».

Источник: Журнал «Тренинги в бизнесе», 2006 г., N 3, с. 6.



"Рынок бизнес-образования Уральского региона перешел в стадию активного роста. По данным исследования центра «Эксперт-Регион», его емкость составляет около 1,5 млрд. рублей. Компания «Апрайт» оценивает его емкость более чем в 1,7 млрд. рублей. А тренинговая компания «Активные формы», основываясь на доле ВВП Урала в ВВП России (16,7%), называет цифру порядка 1 млрд. рублей. Уровень конкуренции на рынке дополнительного образования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5-10 новых компаний, в основном небольших. Рост объемов сопровождается расширением преподавательского состава: за минувший год в целом по рынку он увеличился на 16% (до 1493 человек). Сдерживает рост рынка дефицит кадров: бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируют системные знания и опыт для передачи другим".

Источник: журнал "Тренинги в бизнесе", 2006 г., N 6, с. 6.



"... известно, что среди классических экономистов мало предпринимателей. В школах бизнеса и на факультетах менеджмента учат науке управления. В многочисленных учебниках изложены теории и даны практические примеры. Знания сейчас доступны для всех желающих. Но если мы такие умные, почему мы не все богатые? Почему только 5—7% выпускников известных бизнес-школ становятся предпринимателями?"

Источник: Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, Бизнес, как авантюрный роман, журнал "Top-manager", сентябрь 2007, с. 26.



От Редактора сайта:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие развитие рынка бизнес-образования. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем статью-прогноз: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian