Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цифры российского рынка образования (в целом)


«Финансируемые государством образовательные программы не востребованы российской экономикой: выпускники естественно-научных и инженерных институтов и факультетов работают не по специальности или уезжают за границу. Низкий спрос российского рынка труда на россий­ское образование ярче всего отражается в количественных оценках так называемой рентабельности инвестиций в человеческий капитал.

В отличие от развитых стран, где каждый дополнительный год образования при прочих равных характеристиках приводит к увеличению зарплаты на 10%, в России соответствующий показатель равен лишь 4-5%. Другими словами, неэффективность высшего образования дорого обходится российской экономике: производительность труда специалиста с пятилетним высшим образованием могла бы быть выше на четверть».

Источник: Гуриев С., Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики, М., «Альпина Бизнес Букс», 2006 г., с. 175-176.



26 октября 2008 г. на открытии научной конференции, посвященной 300-летию преподавания русского языка в Китае и прошедшей в г. Шанхае доктор филологических наук, Президент СПбГУ Людмила Вербицкая заявила: «В конце концов, интерес к английскому не будет таким, как сейчас. По мере укрепления России (будет) все больше и больше желающих учить русский язык... и весь мир скоро перейдет на русский язык».

Комментарий «АПН Северо-Запад»: Насчёт китайского – сущая правда... Дьякон Андрей Кураев считает, что главная задача русских успеть перед вымиранием передать китайцам православие...



"По данным международной статистики среднестатистический европеец, вступающий в ряды рабочей силы, будет не менее 3-х раз в своей жизни менять вид трудовой деятельности. В России эти тенденции усугубляются, с одной стороны, общей структурной перестройкой экономики, сопровождающейся исчезновением целых отраслей промышленности, а с другой стороны — несбалансированным соотношением специальностей, по которым образовательные учреждения готовят специалистов и потребностями рынка в конкретных специалистах".

Источник: Аксенова О.А., Организация корпоративной системы обучения. Проблемы повышения квалификации кадров и инвестиций в человеческий апитал, СПбПУ, 2005 г., с. 5.




«Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета имеет 150-летнюю историю. Это неудивительно, ведь именно в Петербурге почти 300 лет назад впервые в России начали преподавать японский, персидский, арабский, турецкий. И именно на этой базе возник восточный факультет. Об особенностях обучения восточным языкам рассказывает Алексей Васильевич Образцов, кандидат филологических наук, первый заместитель декана восточного факультета СПбГУ: «У нас на факультете порядка 200 преподавателей. И всего 600 студентов. Именно такое соотношение и позволяет нам готовить высококлассных специалистов».

Источник: Восток – дело тонкое, журнал «Обучение и карьера в Санкт-Петербурге», 2006 г., N 4, с. 13.



Ректор Московского гуманитарного университета, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области Игорь Михайлович Ильинский:

"Предполагается, что государственный сектор высшего образования разделится на три части:

1) вузы национального уровня (примерно 30-40 вузов);
2) вузы базовые, или системообразующие (100-120 вузов);
3) вузы интегрированные (около 120 вузов).

Итого примерно 300 высших учебных заведений. Их будет финансировать государство: кого-то — по полной программе, кого-то — поменьше. А куда денутся остальные 300 из 624 государственных вузов? Будут отпущены на вольные хлеба, им придется так же выживать, как сегодня — вузам негосударственного обучения. Куда пойдут абитуриенты в первую очередь? Конечно, туда, где дают бесплатное образование, где хорошая вывеска, раскрученный бренд, история, где достаточно финансируется весь учебный процесс. Остальные — либо будут поглощены преуспевающими вузами, либо совсем закроются".

Источник: журнал "Обучение и карьера", 2006 г., N 3, c. 25.



"По данным проекта Begin Media компании Begin Group, в России более 3 тыс. высших учебных заведений, из которых около 800 являются негосударственными. На столицу, по информации агентства "Рей-TОР", приходится 144 частных вуза.

"При этом многие из тех, чьи названия есть в справочниках, существуют лишь на бумаге", - отмечает Малышев. Действительно, по информации Begin Media, лишь 500 российских негосударственных вузов активно работают. Точных данных по объему рынка российских негосударственных вузов нет. "Почему мы должны этим заниматься? Эти вузы негосударственные!" - заявили корреспонденту "Денег" в пресс-службе Министерства образования и науки. По данным "Рей-TОР", годовой объем столичного рынка негосударственных вузов равен примерно 20 млрд. руб."

Источник: Хохлов О., Вузы частных правил, журнал "Деньги", 2008 г., N 26, с. 21.



«Более двух тысяч ульяновских чиновников сдавали экзамены по русскому языку, так как безграмотность губернатору надоела. Чашу терпения переполнило резюме одного претендента на должность помощника министра. Документ на полстраницы содержал восемь ошибок!»

Источник: газета «Известия» от 02.02.2007 г.



Редакция портала TREKO.RU публикует данные, каcающиеся школьного и высшего образования, т.к. через несколько лет они спроецируются на рынки бизнес-образования, тренинга и консалтинга:

«За годы реформ система образования претерпела существенные изменения. Эти изменения были связаны с демографическими процессами, изменением уровня финансирования образования, изменениями в нормативно-правовой базе образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.

Действие демографических факторов проявилось в тенденции уменьшения числа детей дошкольного и раннего школьного возраста при одно­временном росте числа учащихся старших классов и молодежи в возрасте до 25 лет.

С начала девяностых годов число детей в детских дошкольных учреждениях под влиянием демографических факторов уменьшилось вдвое. При этом наполняемость детских дошкольных учреждений снизилась за период с 1985 г. более чем на 30%, что ведет к удорожанию содержания одного ребенка. После 1995 г. стало уменьшаться и число детей в общеоб­разовательных школах, в то время как количество учителей не только не уменьшилось, но даже несколько возросло. В результате произошло су­щественное изменение показателя, принятого в мировой практике для анализа эффективности образовательных учреждений: число учащихся на одного преподавателя. В 1999 г. на одного учителя преходилось 13,2 ученика против 18,2ученикав 1985/1986 учебном году.

В связи с появлением вариативности образовательных программ многие государственные школы получают статус гимназий и лицеев, число которых за последние 10 лет выросло почти в 10 раз (1726 учреждений). Начали развиваться и негосударственные учреждения общего образова­ния, однако они составляют не более одного процента от числа государст­венных общеобразовательных учреждений.

За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования упала на 20%, в то время как числен­ность учащихся средних специальных учебных заведений в 1999 г. оставалась на уровне 1992 г. главным образом за счет негосударственных учреждений (4,5% от общего числа) и коммерческого приема.

За годы реформ число студентов вузов возросло почти в полтора раза, что связано как с ростом численности молодежи студенческого возраста, так и с увеличением на 75% числа вузов. Эти показатели были достигнуты главным образом за счет бурного развития негосударственных вузов и рас­ширения приема студентов в государственные вузы на условиях полного возмещения затрат на обучение, который в 1999/2000 учебном году составил 40% от общего приема. В отличие от общеобразовательных школ в ву­зах наблюдается увеличение показателя «число студентов на одного преподавателя». В 1992 г. он составлял 11,6 студента, в 1996 г. - 12,2 и в 1999 г. - 16 студентов на одного преподавателя. Связано это в первую очередь с тем, что с 1992 г. в связи с отсутствием у вузов средств штатный персонал государственных вузов уменьшался, а общая численность студентов за этот период, наоборот, выросла в 1,5 раза».

Источник А.Б., Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие, М., «Проспект», 2006 г., с. 215-216.



От Редактора сайта:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие развитие рынка образования. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем статью-прогноз: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian