Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цифры российского рынка тренингов и семинаров


На сегодняшний день объем рынка тренингов в России ..."по разным оценкам, составляет $20 — 25 млн. в год (для сравнения: емкость этого рынка в мировом масштабе достигла 100-миллиардной отметки).

Оценки потенциала российского рынка тоже разнятся. Кто-то считает, что он невелик, так как клиентские ресурсы практически выработаны: филиалы западных компаний, предлагающих те или иные формы интенсивного бизнес-образования удовлетворяют потребности крупного западного бизнеса, зарабатывая $2—3 млн. в год; российские серьезные тренинговые компании работают на средний отечественный бизнес, имея доход от $300 тыс. до $1,5 млн. в год. Другие оценивают возможный ежегодный прирост объема в 15—20% — за счет прихода в Россию крупных западных корпораций и повышения культуры отечественного бизнеса (одной из составляющих этой культуры считается и культ изменяемости компании)".

Источник: Федосова И., Корпоративный душок, журнал "Коммерсант-Деньги" 2004 г., N 49, c. 34.

См. также: О лучших тренингах, бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка



«По разным оценкам, рост отечественного рынка кратко­срочного образования составляет от 15% до 55% в год».

Источник: Пальшин К., Сам себе учитель, журнал «Компания», 2007 г., N 40, с. 61.



"На мой взгляд, данное число - $20 — 25 млн. в год, указанное в выше приведенной публикации журнала "Коммерсант", как оценка ёмкости рынка тренинговых услуг России, совершенно не соответствует действительности. Исследование рынка спроса, проведённое коллективом Юлии Ужакиной называет цифру порядка 1.500.000.000 долларов в год.

Апроксимированный анализ рынка предложения, сделанный мной показывает, что тренинговые компании можно разделить на крупные:

- оборот от 10.000.000 долларов в год и выше - Экопси-консалт, Мэйнстрим, MTI, CBSD, HAY-group etc. На долю таких игроков приходится не менее 150.000.000 долларов;

- средние с оборотом от 600.000 долларов в год и более (ГК Международный институт менеджмента, Тренинг-бутик, Бест-тренинг и т.д.). Таких компаний в России несколько сотен. Их совокупный оборот можно оценить в диапазоне от 300.000.000 до 600.000.000 долларов в год;

- малые компании и фрилансеры с оборотом от 120.000 долларов в год и более. Таких компаний в России более тысячи. Их доходы составляют не менее 200.000.000 долларов в год.

- мелкие компании и фрилансеры с оборотом до 120.000. Таких субъектов на рынке как минимум столько же, сколько всех остальных вместе взятых, если не больше.И их суммарный оборот может соперничать с оборотом малых компаний - 150.000.000 - 200.000.000 долларов в год.

Таким образом, минимальный объём российского рынка предложения реализованных в 2007 г. тренинговых услуг составил не менее 1 миллиарда долларов.

Дмитрий Владимирович Димитриев, Президент ГК "Международнй институт менеджмента", июль 2008 г.



В настоящее время в России "...провайдеров бизнес-тренингов можно разделить на три основные группы:

- филиалы иностранных компаний, предлагающие программы обучения, разработанные основоположниками жанра (например, CBSD, Price-waterhouse Coopers; Ernst and Young, Professional Educational Centre);

- отечественные компании, работающие с адаптированными лицензионными западными программами (например, MTI, A.R.M.S. Training House; Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса);

- российские компании, оперирующие собственными авторскими методиками (ТРИЗ-ШАНС, PRADO R&T, ARK Business Group, ARS VITAE, ARK Business Group и т.д.)".

Штерн Екатерина, Рынок бизнес-тренингов: большапя игра, Бизнес-обучение. Навигатор / Специальное приложение к газете "Элитный персонал", 2005 г., с. 82.



"Национальный центр человеческих ресурсов провел крупномасштабные маркетинговые исследования, посвященные анализу рынка тренинговых услуг. Полученные результаты позволяют выделить следующие основные этапы его развития:

1) Конец 80-х — начало 90-х годов: существенные экономические преобразования и рыночные реформы обусловили необходимость изменения экономических знаний. Цель программ — оперативный ликбез для предпринимателей первой волны и менеджеров.

2) 1994-1996 годы: начало массовой приватизации. Рынок бизнес-образования сужается, на нем возникает жесткая конкуренция. В результате выделяется сравнительно узкий круг образовательных учреждений, предлагающих качественные профессиональные программы.

3) Со второй половины 1996 года на рынке бизнес-образования оживляется спрос, вызванный постепенной стабилизацией экономической ситуации в стране. К моменту кризиса 1998 года в сфере тренингов в общей сложности работает свыше 200 образовательных учреждений. После кризиса их число сокращается на 20-30%, в основном за счет заведений, предлагающих обучение по краткосрочным программам. Большая часть оставшихся на рынке учебных центров диверсифицируется.

А какая ситуация складывается на рынке тренинговых услуг в 2004/05 году? Наступил этап планомерного развития. Положение центров бизнес-обучения еще не совсем стабильно, но ясно, что спрос будет расти и тренеры станут еще нужнее. По оценкам HR-директоров, собирающих информацию о программах бизнес-образования, в Москве постоянно работает более 300 учебных центров и не менее сотни фирм, которые не специализируются на образовательной деятельности (например, рекрутеры, риелторы) и организуют тренинги как дополнительную услугу. По стране таких фирм насчитывается вдвое больше.

За пятнадцать лет в российской сфере бизнес-образования появились свои признанные корифеи и даже школы тренингового мастерства: в десяти учебных центрах идут программы «Тренинг для тренеров».

Наиболее активные компании, решившие выйти в лидеры за счет повышения квалификации персонала, проводят тренинги пять-десять раз в год и чаще (почти каждый месяц, кроме периода летних отпусков). [...]

Программы бизнес-образования становятся все более разнообразными по своей тематике, и круг их участников ширится. Люди все чаще посещают тренинги по собственной инициативе, некоторые сами оплачивают бизнес-программы, поскольку они помогают в карьерном росте. Если пять лет назад тренинги заказывали в основном западные фирмы или российские холдинги, то в последние два года активизировались средние фирмы. Но для малого и среднего бизнеса это пока еще слишком дорогое удовольствие. Директор и топ-менеджеры могут позволить себе обучение, но оплачивать программу для всего, пусть небольшого коллектива они еще не способны. Малые фирмы, заказывающие тренинги регулярно, до сих пор скорее исключение, чем правило. Стоимость одного дня корпоративного обучения у начинающего тренера — $1000, в учебном центре среднего ранга — $3000, а в компании с отличной репутацией — $5000. За последние два года цены выросли на 12-15%.

Наиболее актуальными предметными областями бизнес-образования сегодня являются тренинги по продажам, финансам и менеджменту. Они составляют 80% от всех предложений".

Источник: Крюкова Е., Пришло время тренингов!, журнал "Платное образование", 2005 г., N 4, с. 48-49.



«Внутрифирменное систематичное обучение персонала — относительно новая область деятельности для российских компаний. Как показывает практика, при достижении численности работников в 1000 и более человек, организация стремится создать внутреннюю учебную структуру».

Источник: Солтицкая Т.А., Тренинг продаж, Изд-во СПбГУ, 2004 г., с. 13.

См. также: Корпоративный университет



Один день корпо­ративного тренинга стоит $1000 - 1200. Правда, затраты на занятия по более уз­ким направлениям или на те из них, ко­торые ведут известные отечественные, а тем более зарубежные специалисты, могут оказаться больше в разы - до $10 000 и даже $15 000. В большинстве случаев это доплата за бренд - возмож­ность обучить своего сотрудника под надзором местного или заезжего гуру. Компании средней руки от пафосных преподавателей могут отказаться. Правда, профессионализм учителей, ес­тественно, различается, и выбирать са­мые дешевые курсы обычно не стоит. Например, хорошие тренеры могут держать группу и в 25 - 30 человек, а в основном специалисты профессио­нально работают с группой, не превы­шающей 8-10 человек. Так что эконо­мить и оплачивать тренинги у компа­ний, которые просто демпингуют, объ­единяя максимально возможное коли­чество сотрудников в одну группу, осо­бого смысла не имеет».

Источник: Пальшин К., Сам себе учитель, журнал «Компания», 2007 г., N 40, с. 61.



От Редактора портала:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие развитие рынка тренингов. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем материалы:

    - Статья-прогноз: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

    - Проблемы консалтинга, семинаров и тренингов-2009

  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian