Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



О проблемах, связанных с организацией тренинговой компании


Сообщение на Круглом столе в рамках V-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Меркурьева Юлия Валентиновна,
Директор Студии Бизнес-тренинга
Высшей экономической школы СПбГУЭФ
Сайт: http://www.hes.spb.ru

Бизнес-тренинг является новой и довольно специфической образовательной услугой. Питерский рынок тренинговых услуг формируется быстрыми темпами, при этом переживает все характерные этапу трудности. К типичным трудностям становления можно отнести следующие:

  • отсутствие внятной дефиниции категории «бизнес-тренинг» в рамках становления рынка бизнес-образовательных услуг в целом;

  • неразвитая культура как потребления бизнес-образовательных услуг и бизнес-тренинга;

  • отсутствие сертификации бизнес-тренеров;

  • отсутствие лицензирования образовательных программ менее 72-часов;

  • разнообразие тренинговых продуктов, выходящее за пределы методологии тренинга;

  • низкий порог «вхождения» в рыночное поле бизнес-тренинговых услуг.
Насущной потребностью настоящего момента становится решение двух основных и взаимосвязанных проблем:
  • методологическое определение бизнес-тренинга как специфической формы и технологии бизнес-обучения персонала;

  • создание ассоциации бизнес-тренеров, имеющей полномочия сертификации и лицензирования практикующих в этой области специалистов (при наличии собственных разработок, заключать различные формы Авторского договора может любой Автор – Прим. Редактора TREKO.RU)
Однако, понятно, что процесс становления будет родить болезненно и не сразу установятся прозрачные и, в то же время, жесткие правила игры. Поэтому тренинговые компании разного уровня и толка работают в целом спектре иллюзий.

1-я иллюзия заключается в том, что компания сформируется и начнет работать за счет минимальных усилий. Отсюда невнимание к анализу рынка, к изучению потребительских ожиданий с позиции методологии, отсутствие стратегии развития как самой тренинговой компании, так и преподавательского коллектива. С таким подходом любая компания сможет протиснуться в ряды тренинговых конкурентов, но для нее всегда будет открытым вопрос: как устоять.

2-я иллюзия является следствием неудовлетворенности самих преподавателей – тренеров (особенно молодых) классическим образованием. Такая неудовлетворенность может представлять собой форму протестного поведения: «Мы уйдем от этих университетов, уйдем от классики, она никому ничего не дает, мы сами что-то сделаем». При этом известно, что ключевым фактором качества образовательной услуги, особенно в тренинге, является опора на серьезный теоретический фундамент. Еще Курт Левин подчеркивал, «Лучшая практика – это хорошая теория». Поэтому, рассматривая тренинговую услугу и инновации в ней как систему, нужно понимать, что отсутствие ориентации на методологию как системного элемента, может привести к деградации и тренинговой компании и ее специалистов.

3-я иллюзия – кажущаяся легкость создания новых обучающих продуктов. Нужно отметить, что такая ситуация характерна на любых рынках в периоде становления и отсутствия методологически грамотной дифференциации. В условиях низкой культуры потребления образовательных продуктов и консультативных услуг (разного рода, не только психологических) начинается «беготня» за потребителем, борьба за его внимание. И то, что потребитель иногда формулирует в качестве предпочтительного для него продукта входит в разрез с методологическим фундаментом. Но это не пугает многих молодых тренинг-консалтеров – формулирование новой «хлесткой» темы становится самоцелью. Как результат, возникновение замкнутого круга. Оторванность от классической науки приводит к отказу от методологии, игнорирование методологии - к поиску инновации ради инновации, что приводит к выхолащиванию самого процесса создания инновационных продуктов (остается только название, а содержательная сторона исчезает), а уровень культуры потребления образовательно - консультативных услуг падает еще ниже.

4-я иллюзия - переоценка своих сил преподавателями - тренерами, только начинающими свой самостоятельный бизнес – путь. Речь идет даже о банальных аспектах работы – физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностях. Даже мощный потенциал может потерять свою силу, если, а это часто бывает в маленьких компаниях, тренинг-консалтер и швец, и жнец, и на дуде игрец. Попытка выполнять все возможные функциональные роли в тренинговой компании тоже в конечном итоге приведет к выхолащиванию деятельности. Такой подход часто сопровождается стремлением реализовывать демпинговый подход в ценовой политике и начинающие тренеры оказываются вынуждены работать от оборота. Оборот – это проведение более трех тренинговых программ в месяц. А ведь всем известно, что качественный тренинговый продукт связан с целых комплексом консалтингового сопровождения (читай – затраты сил, времени, внимания). Результат – выполнение работ наспех без смыслового наполнения, погоня за внешним антуражем. Большие брэнды в определенной степени становятся для начинающего специалиста и защитой, и средой для развития. Мое глубокое убеждение в том, что каждый тренер обязан «вращаться» в высоко квалифицированной преподавательской и научной среде (не только состоять в ассоциациях, прибегать на профессиональные тусовки, но и быть преподавателем классического университета).

5-я иллюзия – впечатление легкости входа на рынок бизнес – образовательных услуг. Проблема периода становления рынка всегда характеризуется низким барьером вхождения. Однако при соответствующей политике со стороны государства рынки должны развиваться. Благодаря попустительской политике в области сертификации образовательно – консультационных услуг, многие тренинг-консалтеры откровенно игнорируют необходимость получения специального высшего образования, при чем хочу подчеркнуть – не высшего вообще, а именно специального! В результате мы имеем и в Москве, и в Санкт-Петербурге продукты, имеющие слишком мало общего как с тренинговой методологией, так и с консалтингом. При продаже такие услуги преподносятся как инновация – единственная в своем роде и неповторимая. Легкость «вхождения» связана и с тем, что по большому счету материальных вложений этот бизнес не требует – стол, стул, компьютер и телефон, и помещение с менеджером – вот и все, что кажется нужно.

Может показаться, что пессимизм моего выступления закрывает все то хорошее, что уже сделано головами и руками отечественных консультантов и тренеров. Да, мы многое уже освоили, поняли и сделали для нашего бизнеса. После последнего тренинга на выезде у меня родилась такая мысль: мы ответственны и за то, как будет развиваться весь тренинговый и консалтинговый бизнес, и даже за то, что станет с каждым конкретным заказчиком наших услуг.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Викентьев И.Л., О сертификации бизнес-тренеров и консультантов
Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian