Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как халтурят бизнес-гуру...


«Максим Ильин, создатель тренинговой компании MTI, очень старался растрогать аудиторию. «В это трудно поверить!» — восклицал он. И называл американского бизнес-гуру Стивена Кови, чьего появления в конференц-зале столичного отеля Marriott ждало 300 человек, великим философом. Это ничего, говорил он, вот он ждал этого дня 15 лет (в зале раздались смешки).

Когда Ильин принялся перечислять заслуги Кови, тот наконец вышел к слушателям. Улыбнулся и сказал: «Гораздо лучше учишься, когда знаешь, что будешь учить сам. Если не умеешь применять — значит, не знаешь. Слушать — это не значит уметь применять».

За то, чтобы услышать эти вселенские истины из уст «великого философа», не жалко заплатить несколько сотен долларов. По крайней мере, так рассуждают в российских компаниях, которые целыми отрядами отправляют сотрудников на подобные лекции. Обычно ничего нового менеджеры оттуда не выносят, но моду на учения «великих» это не остановило — лекторов встречают почти как участников передачи «Аншлаг, аншлаг!». Теперь все хотят управлять модно, по-западному.

Перед началом семинара в Москве организаторы продавали книги Кови, а заодно, не теряя времени даром, анонсировали приезд еще одного гуру — Джека Траута, автора теории о позиционировании. "Зарегистрируйтесь сейчас и получите скидку 200 фунтов!" — гуру продаются как какие-нибудь памперсы оптом. Послушать Кови пришли самые разные люди, от владельцев предприятий до менеджеров по работе с клиентами из регионов. [...]

— Будьте активны! Мы не животные! Мы можем изменить себя! Если вы продукт своей истории, то вы зависимы, — неслось со сцены. Тут Кови вдруг резко изменил тональность и посетовал, что пытался обучить своим принципам индийцев, но у него не вышло. — Неудивительно, что в Индию приходит лишь 12-я часть прямых инвестиций Китая, — с заметным раздражением заметил он.

Один из слушателей поднял руку.

— Простите, вы сказали, что индусов вам не удалось заставить измениться. Что же они, получается, животные?

— Да нет, — замялся гуру. — У них получилось, просто не сразу и не у всех. Вы должны быть свободными и не сравнивать себя с другими. У меня вот был сын-придурок. В школу ходить не хотел, спортом не занимался. И только когда мы задумались, написали миссию нашей семьи и стали к нему по-другому относиться, больше понимать его, он добился успеха.

Затем гуру стал бичевать телевидение. — Поднимите руки, кто от него зависит! — уверенно призвал гуру. Никто не поднял. —Я вам говорю, можно перестать от него зависеть! — ничуть не смутился Кови. — Служить людям — вот что нужно. А теперь давайте поднимем руки и крикнем, как техасцы, «ии-хха!».

Участники переглянулись.

— Какая-то секта,— громко заметил слушатель спереди.

Групповой клич организованно провалили — даже руки никто вскидывать не стал. «Я всегда готовлюсь к визиту в страну... но, видимо, существуют все же какие-то проблемы с пониманием»,— жаловался потом Кови.

В перерыве участники делились сомнениями. «Какая-то ерунда — просто призыв быть хорошим, — ворчал начальник управления Альфа-банка Алексей Черников. — Принцип синергии (единения частей в целое, обладающее принципиально новыми качествами. — Прим. "Newsweek") России не подходит. У нас в "Альфа-Групп" есть банк, розничная сеть и сотовый оператор. Как вы думаете, если мы пойдем в "Перекресток", он нам даст поставить банкоматы бесплатно? Нет. А если "Билайн" попросим клиентами поделиться? Не поделится. Потому что акционеры не хотят связывать бизнесы друг с другом: ведь если что — они тогда все вместе и накроются!»

Тем временем организаторы ругали слушателей за тупость: «Они все не так поняли! "Эмпатическое слушание" поняли как необходимость поддакивать... И вообще, на такой тренинг надо дня два хотя бы...» Два дня лекции стоят дороже, причем его гонорар за выступление — фикcированный, а доход организаторов зависит от того, сколько народу они соберут. Как в шоу-бизнесе. [...]

... в звездах бизнес-гуру подолгу не задерживаются ни в одной стране. В свое время «Бизнес в стиле фанк» — творение двух шведских экономистов Кьелла Нордстрема и Ионаса Риддерстрале — разлетелся в России тиражом почти 50 000 экземпляров при обычных для бизнес-издания 3000-5000 (интересную оценку этой книги см. в нашей публикации: Викентьев И.Л., О Мастерстве бизнес-тренера, консультанта - Прим. редактора портала TREKO.RU) [...] напоминает Сергеева. А теперь они приелись столичной публике. Гендиректор компании Astro Event Максим Мельситов жалуется, что в Москве собирать полные залы с каждым разом все труднее. Зато в Нижнем Новгороде на Нордстрема пришли почти 700 человек, а Риддерстрале собрал в Екатеринбурге около трех сотен. На чёс в российские регионы отправился и автор теории четырехмерного брэндинга и слогана Nokia «Connecting people» Томас Гэд — недавно он отметился в Челябинске.

Большинство идет на выступления, как на тусовку столичного уровня. По наблюдению Мельситова, многие просто хотят «сфотографироваться в обнимку с великим и перекинуться с ним парой слов». Понимание сути учения для таких и необязательно. Радислав Гандапас вспоминает, как вице-президент крупного банка «прочел у Филипа Котлера о клиент-ориентированности и сказал: «Умом я уже понимаю, что этих козлов (клиентов. — Прим. Newsweek) я должен любить—умом, но не сердцем». Это как людям, которые не выучили таблицы умножения, преподавать высшую математику, фыркает Давид Шустерман, директор российской консалтинговой фирмы «Пятерка».

Но гуру с удовольствием работают и с такой публикой. Гэд объясняет интерес к России тем, что ее «экономический потенциал огромен - как в Китае, но лично ему здесь «комфортнее». Гонорары звезд-теоретиков колеблются вокруг 100 000 евро за несколько часов, но выступление — это «фасад» для настоящих заработков на заказах от проникшихся клиентов. Тот же Гэд после своих российских лекций получил сразу нескольких: провел ребрэндинг компании «Быстров», посотрудничал с издательством «ГеймЛэнд», а сейчас будет продвигать российский биоовсяный продукт «Велле» в Европе. «А тренинг и семинары—это просто реклама их [гуру] услуг», — считает директор по развитию проектной бизнес-школы You! Александр Соколов. [...]

Разных бизнес-гуру не так-то просто отличить: как репертуар попсы, хиты бизнес-консалтинга построены на одних и тех же трех аккордах. «Все они говорят о том, что от индустриальной экономики мир переходит к экономике знаний, уверяют, что, "если вы не перестроитесь, вы окажетесь за бортом"— прямо как проповедники», — говорит Сухий.

Гуру не отрицают, что торгуют отнюдь не эксклюзивным товаром. «Если бы мы все собрались в одной комнате, то стало бы ясно, что говорим мы примерно об одном и том же,— признается Стивен Кови.— Ну да мне не жалко. Я [права на] свои принципы на себя не оформлял».


Злобин А., Бараулина А., Дудник К., Умный к гуру не пойдет, журнал "Русский Newsweek", 2006 г., N 21, с. 42-45.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian