Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



БИЗНЕС-ПРОЦЕСС.RU: 5 + 2 = 0

 Автор: Викентьев И. Л.,
ТРИЗ-ШАНС, 2002 г.
Сайт: http://www.triz-chance.ru

Автору очень нравятся религиозные верования древних египтян. Они гласят: изначально мир был пуст. Но великий бог Ра создал себя, ну а потом все остальное...
Что-то подобное происходит и с отечественным бизнесом.

1-я стадия. В начале не было ничего. Нужно было создать себя, встать на ноги.

2-я стадия обычно наступает после того, как отцы-основатели фирмы уже переругались друг с другом, и оставшиеся учредители обратили внимание на нанятый персонал, который уже состоит не только из бывших родственников и друзей. Результатом этого взгляда часто становится понимание: уже имеется некая конкуренция, а с персоналом явно происходит что-то не то...

В этот момент из глубин подсознания выныривает спасительная мысль, индуцированная старинным советским фильмом про прогрессивного психолога. Иногда эта мысль встречается с мыслью-2, почерпнутой из купленной в подземном переходе книжки про "не нашу" жизнь. После чего рождается итоговая мысль-3: "Надо обратиться к психологам!".

После обращения к психологам (постараемся выразиться максимально политкорректно: не всегда успешного), а также в силу конкуренции, наступает 3-я стадия, и бизнесмена посещает мысль-4 о том, что дело не только в личности сотрудников, психотипах, детских психотравмах и так далее, но и в правильной организации бизнес-процесса.

И здесь хотелось бы озвучить несколько тезисов, которые автору, к сожалению, не довелось встретить ни в советских фильмах про прогрессивных психологов, ни в книжках из подземного перехода.

Тезис 1. Изначальная немилосердность бизнес-процесса

В парадигме социализма, проснувшись утром, новый тип человека должен был сказать себе: "Надо пойти на работу и постараться нанести обществу: наибольшую пользу". В парадигме капитализма (мы намеренно занижаем образ) торговец с Сенного рынка, проснувшись, не на шутку озадачивается: тот, который торгует в ларьке напротив (конкурент) - уже пашет?.. И, не пия утреннего кофию, недуховный торговец устремляется на рабочее место.

Факт: бизнес-процессы, построенные на последнем немилосердном и непсихологичном принципе, оказываются более устойчивыми во времени.

Тезис 2. Минимальная работоспособность бизнес-процесса

Не все доверчивые читатели книг про "не нашу" жизнь знают, что этнические американцы и эмигранты во втором поколении работают вовсе не блестяще - на 3-4 балла. Но последовательно и стабильно, как в сказке о репке. Если нарисовать бизнес-цепочку, составленную из этих людей, то каждый в отдельности работает "на 3 с плюсом".



Итак, на сегодняшний день речь не идет о создании нового типа высокодуховного и гениального сотрудника фирмы - скорее всего, что ни бюджета, ни нервов, ни времени у российских бизнесменов на это не хватит (желающие могут убедиться в этом сами, тем более что желающих помочь им за их же деньги предостаточно). В очередной раз процитируем фирменную поговорку консалтинговой компании "ТРИЗ-ШАНС":

"Инвестиции в бардак этот бардак только увеличивают" - это следствие из II-го закона термодинамики для общества.

Важно осознать: если один сотрудник работает отлично, гениально, "своеобычно" (как выразилась Белла Ахмадулина), а его смежник работает на 2 балла, то 5 + 2, деленное на два, в бизнес логике, в отличие от арифметики, даст не среднеарифметическое 3.5, а нуль. Это хорошо знают специалисты по ТРИЗ и ФСА.

Нет ничего странного. Известно, что в России исправный лифт обычно находится в соседнем доме:



Тезис 3. Признак правильного бизнес-процесса

Пример из истории. Известно, что в царской России секретные агенты идентифицировали своих наблюдаемых по походке - как по отпечаткам пальцев. Именно таким образом царская "наружка" вела всех членов Ленинского ЦК. Зная это, В.И. Ленин обратился к членам ЦК с очень психологической просьбой: при ходьбе произвольно менять походку. Например, высокохудожественно хромать. Это не сработало, ибо члены ЦК были несовершенными людьми. Проблема была решена после правильной постановки бизнес-процесса: В.И. Ленин приказал каждому положить в ботинок камешек или горошину - теперь походка "ломалась" автоматически, и от партийцев больше не требовалось "постоянно думать о своих ногах".

Этим примером мы хотели проиллюстрировать, что грамотно выстроенный бизнес-процесс не повышает, а понижает требования к рядовому персоналу. (Автор этой статьи занимается консалтингом и кракосрочным образованием с 1979 года и хорошо знает, что вопреки распространненым мифам рынка, квалификацию Сотрудников иногда нужно - в интересах компании - не повышать, а снижать...)

Именно это делает рядовых сотрудников заменяемыми, и обеспечивает стабильное функционирование фирмы в целом. А не виртуозная работа отдельно взятого продавца, чей талант капризен, а любовь к родному коллективу - непостоянна и невзаимна, ведь успешность - увы! - вызывает зависть менее удачливых сотрудников, которых "не поняли" и "не оценили".

Тезис 4. Бизнес-процесс определяется НЕ одним человеком

К сожалению, на сегодняшний день Россия - страна замечательных людей, которые строят бизнес-процессы с низким КПД. Помните монолог А. И. Райкина о пошиве костюма? Там горе-портной говорит: "Я пуговицы пришивал. Претензии к пуговицам есть? - Нет, пришиты намертво, не оторвёшь". А система в целом: "Включаешь - не работает!" Это уже М. М. Жванецкий.

КПД бизнес-цепочки определяется НЕ одним человеком (см. предыдущий рисунок), которым так уютно и привычно мыслить в психологической традиции.

Можно ставить любые цели, но принципиален фундамент: минимально работоспособный бизнес-процесс - т.е. бизнес-процесс, каждая стадия которого работает хотя бы на 3,5. Любые достижения - в том числе неуклонное повышение духовности и своеобычности на душу населения - базируются на этом фундаменте.

Изложенное выше не говорит о том, что нужно работать на 3+. Изложенное выше говорит, что бизнес-процесс, собранный из многих людей, должен работать хотя бы на 3+...



Первая публикация: Журнал "the Сhief", 2002 г., N 6, с. 12-13.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian